ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2010 года N 419

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖБ ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ "НОВАЯ СЕМЬЯ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ"

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 20.10.2011 N 916)

В целях привлечения в регион дополнительных внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 N 404, на реализацию мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010 - 2011 годы" (далее - программа).

2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) осуществлять ежемесячный мониторинг и контроль за ходом реализации региональной программы "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010 - 2011 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.

Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
А.Н.ГАНОВ





Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 21.05.2010 N 419

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖБ ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ "НОВАЯ СЕМЬЯ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ"

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 20.10.2011 N 916)


      Паспорт региональной программы "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010 - 2011 годы"

┌═════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы               │     "Развитие инфраструктуры служб      │
│                                     │  подготовки и сопровождения замещающих  │
│                                     │   семей "Новая семья" на 2010 - 2011    │
│                                     │                  годы"                  │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Основание для разработки программы   │Решение правления Фонда поддержки        │
│                                     │детей, находящихся в трудной жизненной   │
│                                     │ситуации, о проведении конкурсного       │
│                                     │отбора программ субъектов Российской     │
│                                     │Федерации для их софинансирования        │
│                                     │(протокол от 23.12.2008 N 2); решение    │
│                                     │правления Фонда поддержки детей,         │
│                                     │находящихся в трудной жизненной          │
│                                     │ситуации, о выделении Воронежской        │
│                                     │области целевого гранта (протокол от     │
│                                     │08.04.2010 N 5)                          │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказчик программы   │Департамент образования, науки и         │
│                                     │молодежной политики Воронежской области  │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Разработчик программы                │Департамент образования, науки и         │
│                                     │молодежной политики Воронежской области  │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Цели                                 │1. Формирование осознанного отношения к  │
│программы                            │приему ребенка в семью, подготовка       │
│                                     │граждан к приему детей на воспитание.    │
│                                     │2. Профилактика отказов от детей среди   │
│                                     │усыновителей, опекунов, приемных         │
│                                     │родителей.                               │
│                                     │3. Индивидуальное сопровождение          │
│                                     │замещающих семей специалистами.          │
│                                     │4. Организационная, правовая,            │
│                                     │медицинская, психологическая и иного     │
│                                     │рода помощь замещающим семьям.           │
│                                     │5. Создание благоприятных условий        │
│                                     │семейного воспитания детей, оставшихся   │
│                                     │без попечения родителей.                 │
│                                     │6.      Организация      психологического│
│                                     │тестирования  граждан  по  подготовке   к│
│                                     │принятию ребенка на воспитание в семью.  │
│                                     │7.   Социальное   сопровождение    семей,│
│                                     │принявших  на  воспитание  детей-сирот  и│
│                                     │детей,    оставшихся    без     попечения│
│                                     │родителей                                │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы                     │1. Создание специализированных центров,  │
│                                     │служб комплексной адресной помощи        │
│                                     │замещающим семьям и детям.               │
│                                     │2. Создание системы мониторинга          │
│                                     │воспитания детей в замещающих семьях     │
│                                     │для оказания помощи на ранних этапах     │
│                                     │выявления неблагополучия.                │
│                                     │3. Обеспечение жилыми помещениями лиц    │
│                                     │из числа детей-сирот.                    │
│                                     │4. Укрепление материально-технической    │
│                                     │базы интернатных учреждений и детских    │
│                                     │домов для детей-сирот и детей,           │
│                                     │оставшихся без попечения родителей,      │
│                                     │приемных семей                           │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Срок реализации                      │2010 - 2011 годы                         │
│программы                            │                                         │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Планируемые показатели реализации    │Рост числа детей, устроенных в  семью,  -│
│программы                            │до 90%.                                  │
│                                     │Сокращение числа детей-сирот и детей,    │
│                                     │оставшихся без попечения родителей,      │
│                                     │воспитывающихся в интернатных            │
│                                     │учреждениях, - до 25%. Снижение числа    │
│                                     │отказов от детей среди усыновителей,     │
│                                     │опекунов, приемных родителей с 7% до     │
│                                     │4,5%. Создание системы                   │
│                                     │профессионального сопровождения детей,   │
│                                     │воспитывающихся в замещающих семьях.     │
│                                     │Создание специализированных центров,     │
│                                     │служб комплексной адресной помощи        │
│                                     │замещающим семьям и детям (психолого-    │
│                                     │медико-педагогической диагностики и      │
│                                     │коррекции развития детей) в рамках       │
│                                     │программы. Нормализация развития детей   │
│                                     │в семьях и стабильность устройств в      │
│                                     │семью                                    │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Перечень                             │Реализация мероприятий предполагает:     │
│основных мероприятий                 │1. Приобретение автотранспорта.          │
│программы                            │2. Внедрение новых технологий.           │
│                                     │Оборудование для областного ресурсного   │
│                                     │центра по обеспечению развития службы    │
│                                     │замещающих семей.                        │
│                                     │3. Создание новой службы по устройству   │
│                                     │детей в семью на базе областных          │
│                                     │учреждений интернатного типа.            │
│                                     │Внедрение новых технологий по            │
│                                     │формированию психологических навыков у   │
│                                     │детей.                                   │
│                                     │Оборудование   для   новой   службы    по│
│                                     │устройству детей в семью.                │
│                                     │4. Организация отдыха.                   │
│                                     │5. Подготовка кадров.                    │
│                                     │6. Проведение областной научно-          │
│                                     │практической конференции; областного     │
│                                     │бала выпускников, воспитывающихся в      │
│                                     │интернатных учреждениях.                 │
│                                     │7.   Обеспечение    жилыми    помещениями│
│                                     │детей-сирот,   детей,   оставшихся    без│
│                                     │попечения родителей                      │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Объем и источники финансирования     │Объем финансирования программы на весь   │
│программы                            │период реализации составляет 148605,828  │
│                                     │тыс. рублей, в том числе:                │
│                                     │109098,0 тыс. рублей - средства          │
│                                     │областного бюджета,                      │
│                                     │26900,0 тыс. рублей - средства           │
│                                     │федерального бюджета,                    │
│                                     │12607,828 тыс. рублей - средства Фонда   │
│                                     │поддержки детей, находящихся в трудной   │
│                                     │жизненной ситуации                       │
│(в ред. постановления правительства Воронежской области от 20.11.2011 N 916)   │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные результаты        │В результате реализации программы        │
│реализации программы                 │планируется: рост числа детей,           │
│                                     │устроенных в семью, - до 93%;            │
│                                     │сокращение числа детей-сирот и детей,    │
│                                     │оставшихся без попечения родителей,      │
│                                     │воспитывающихся в интернатных            │
│                                     │учреждениях, - до 25%; снижение числа    │
│                                     │отказов от детей среди усыновителей,     │
│                                     │опекунов, приемных родителей с 7% до     │
│                                     │4,5%, создание системы                   │
│                                     │профессионального сопровождения детей,   │
│                                     │воспитывающихся в замещающих семьях;     │
│                                     │создание специализированных центров,     │
│                                     │служб комплексной адресной помощи        │
│                                     │замещающим семьям и детям (психолого-    │
│                                     │медико-педагогической диагностики и      │
│                                     │коррекции развития детей) в рамках       │
│                                     │программы; нормализация развития детей   │
│                                     │в семьях и стабильность устройств в      │
│                                     │семью                                    │
└═════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════…


I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


На 01.01.2009 в области проживают 364150 детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно). В условиях экономического кризиса особого внимания требуют семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С 2007 года по настоящее время, несмотря на демографический спад, в области не снижается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стабильно высоким остается число ежегодно выявленных и принимаемых на учет детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2007 году таких детей было выявлено 1300 человек, в 2008 году - 1196 человек, в 2009 году - 1119 человек. Приоритетным направлением деятельности департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению прав детей, лишенных родительского попечения, является развитие форм семейного устройства детей указанной категории.

В 2007 году под опеку, в семьи было передано 1090 человек, в 2008 году - 1047 человек, в 2009 году - 1147 человек. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью (передача под опеку (попечительство), на усыновление), развивается форма приемной семьи. В 30 районах области функционируют 142 приемных семьи, в которых воспитывается 362 ребенка.

Увеличение количества приемных семей, имеющих значительное преимущество перед традиционными детскими домами и школами-интернатами, - важная задача органов управления образованием, отделов опеки и попечительства на ближайшую перспективу.

Вместе с тем вследствие наличия большого числа детей, лишенных родительского попечения, одной из основных форм их социальной защиты по-прежнему остается помещение в государственные учреждения. Все большее значение приобретают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, школы-интернаты.

В настоящее время в области функционируют 36 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3841 ребенок, в том числе: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1222.

Реализация комплекса мер по развитию сети интернатных учреждений в период 2006 - 2009 годов привела к ряду позитивных изменений: наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей; осуществляется профилактика семейного неблагополучия; повышается качество и доступность социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширяется система профессиональной подготовки воспитанников.

Также в рамках программы осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обеспечения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, существует ряд проблем: невысоким остается уровень социализации воспитанников интернатных образовательных учреждений; недостаточно эффективно ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников, требует совершенствования работа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей; нуждается в укреплении материально-техническая база интернатных учреждений, детских оздоровительных лагерей.

Основное назначение программы - создание системы и механизмов поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


 II. Цель, задачи, сроки реализации региональной программы


Целью программы является формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание; профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей; индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами; организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям; создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа предусматривает решение следующих задач:

создание специализированных центров, служб комплексной адресной помощи детям и замещающим семьям;

создание системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних этапах выявления неблагополучия;

организация психологического тестирования граждан по подготовке к принятию ребенка на воспитание в семью;

обеспечение сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот.


Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»