ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2010 года N 419
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖБ ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ "НОВАЯ СЕМЬЯ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ"
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 20.10.2011 N 916)
В целях привлечения в регион дополнительных внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 N 404, на реализацию мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010 - 2011 годы" (далее - программа).
2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) осуществлять ежемесячный мониторинг и контроль за ходом реализации региональной программы "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья" на 2010 - 2011 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
А.Н.ГАНОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖБ ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ "НОВАЯ СЕМЬЯ" НА 2010 - 2011 ГОДЫ"
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 20.10.2011 N 916)
┌═════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │ "Развитие инфраструктуры служб │
│ │ подготовки и сопровождения замещающих │
│ │ семей "Новая семья" на 2010 - 2011 │
│ │ годы" │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Основание для разработки программы │Решение правления Фонда поддержки │
│ │детей, находящихся в трудной жизненной │
│ │ситуации, о проведении конкурсного │
│ │отбора программ субъектов Российской │
│ │Федерации для их софинансирования │
│ │(протокол от 23.12.2008 N 2); решение │
│ │правления Фонда поддержки детей, │
│ │находящихся в трудной жизненной │
│ │ситуации, о выделении Воронежской │
│ │области целевого гранта (протокол от │
│ │08.04.2010 N 5) │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказчик программы │Департамент образования, науки и │
│ │молодежной политики Воронежской области │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Разработчик программы │Департамент образования, науки и │
│ │молодежной политики Воронежской области │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Цели │1. Формирование осознанного отношения к │
│программы │приему ребенка в семью, подготовка │
│ │граждан к приему детей на воспитание. │
│ │2. Профилактика отказов от детей среди │
│ │усыновителей, опекунов, приемных │
│ │родителей. │
│ │3. Индивидуальное сопровождение │
│ │замещающих семей специалистами. │
│ │4. Организационная, правовая, │
│ │медицинская, психологическая и иного │
│ │рода помощь замещающим семьям. │
│ │5. Создание благоприятных условий │
│ │семейного воспитания детей, оставшихся │
│ │без попечения родителей. │
│ │6. Организация психологического│
│ │тестирования граждан по подготовке к│
│ │принятию ребенка на воспитание в семью. │
│ │7. Социальное сопровождение семей,│
│ │принявших на воспитание детей-сирот и│
│ │детей, оставшихся без попечения│
│ │родителей │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы │1. Создание специализированных центров, │
│ │служб комплексной адресной помощи │
│ │замещающим семьям и детям. │
│ │2. Создание системы мониторинга │
│ │воспитания детей в замещающих семьях │
│ │для оказания помощи на ранних этапах │
│ │выявления неблагополучия. │
│ │3. Обеспечение жилыми помещениями лиц │
│ │из числа детей-сирот. │
│ │4. Укрепление материально-технической │
│ │базы интернатных учреждений и детских │
│ │домов для детей-сирот и детей, │
│ │оставшихся без попечения родителей, │
│ │приемных семей │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Срок реализации │2010 - 2011 годы │
│программы │ │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Планируемые показатели реализации │Рост числа детей, устроенных в семью, -│
│программы │до 90%. │
│ │Сокращение числа детей-сирот и детей, │
│ │оставшихся без попечения родителей, │
│ │воспитывающихся в интернатных │
│ │учреждениях, - до 25%. Снижение числа │
│ │отказов от детей среди усыновителей, │
│ │опекунов, приемных родителей с 7% до │
│ │4,5%. Создание системы │
│ │профессионального сопровождения детей, │
│ │воспитывающихся в замещающих семьях. │
│ │Создание специализированных центров, │
│ │служб комплексной адресной помощи │
│ │замещающим семьям и детям (психолого- │
│ │медико-педагогической диагностики и │
│ │коррекции развития детей) в рамках │
│ │программы. Нормализация развития детей │
│ │в семьях и стабильность устройств в │
│ │семью │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Перечень │Реализация мероприятий предполагает: │
│основных мероприятий │1. Приобретение автотранспорта. │
│программы │2. Внедрение новых технологий. │
│ │Оборудование для областного ресурсного │
│ │центра по обеспечению развития службы │
│ │замещающих семей. │
│ │3. Создание новой службы по устройству │
│ │детей в семью на базе областных │
│ │учреждений интернатного типа. │
│ │Внедрение новых технологий по │
│ │формированию психологических навыков у │
│ │детей. │
│ │Оборудование для новой службы по│
│ │устройству детей в семью. │
│ │4. Организация отдыха. │
│ │5. Подготовка кадров. │
│ │6. Проведение областной научно- │
│ │практической конференции; областного │
│ │бала выпускников, воспитывающихся в │
│ │интернатных учреждениях. │
│ │7. Обеспечение жилыми помещениями│
│ │детей-сирот, детей, оставшихся без│
│ │попечения родителей │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Объем и источники финансирования │Объем финансирования программы на весь │
│программы │период реализации составляет 148605,828 │
│ │тыс. рублей, в том числе: │
│ │109098,0 тыс. рублей - средства │
│ │областного бюджета, │
│ │26900,0 тыс. рублей - средства │
│ │федерального бюджета, │
│ │12607,828 тыс. рублей - средства Фонда │
│ │поддержки детей, находящихся в трудной │
│ │жизненной ситуации │
│(в ред. постановления правительства Воронежской области от 20.11.2011 N 916) │
├═════════════════════════════════════┼═════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные результаты │В результате реализации программы │
│реализации программы │планируется: рост числа детей, │
│ │устроенных в семью, - до 93%; │
│ │сокращение числа детей-сирот и детей, │
│ │оставшихся без попечения родителей, │
│ │воспитывающихся в интернатных │
│ │учреждениях, - до 25%; снижение числа │
│ │отказов от детей среди усыновителей, │
│ │опекунов, приемных родителей с 7% до │
│ │4,5%, создание системы │
│ │профессионального сопровождения детей, │
│ │воспитывающихся в замещающих семьях; │
│ │создание специализированных центров, │
│ │служб комплексной адресной помощи │
│ │замещающим семьям и детям (психолого- │
│ │медико-педагогической диагностики и │
│ │коррекции развития детей) в рамках │
│ │программы; нормализация развития детей │
│ │в семьях и стабильность устройств в │
│ │семью │
└═════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════…
На 01.01.2009 в области проживают 364150 детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно). В условиях экономического кризиса особого внимания требуют семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. С 2007 года по настоящее время, несмотря на демографический спад, в области не снижается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стабильно высоким остается число ежегодно выявленных и принимаемых на учет детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2007 году таких детей было выявлено 1300 человек, в 2008 году - 1196 человек, в 2009 году - 1119 человек. Приоритетным направлением деятельности департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению прав детей, лишенных родительского попечения, является развитие форм семейного устройства детей указанной категории.
В 2007 году под опеку, в семьи было передано 1090 человек, в 2008 году - 1047 человек, в 2009 году - 1147 человек. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью (передача под опеку (попечительство), на усыновление), развивается форма приемной семьи. В 30 районах области функционируют 142 приемных семьи, в которых воспитывается 362 ребенка.
Увеличение количества приемных семей, имеющих значительное преимущество перед традиционными детскими домами и школами-интернатами, - важная задача органов управления образованием, отделов опеки и попечительства на ближайшую перспективу.
Вместе с тем вследствие наличия большого числа детей, лишенных родительского попечения, одной из основных форм их социальной защиты по-прежнему остается помещение в государственные учреждения. Все большее значение приобретают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, школы-интернаты.
В настоящее время в области функционируют 36 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3841 ребенок, в том числе: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1222.
Реализация комплекса мер по развитию сети интернатных учреждений в период 2006 - 2009 годов привела к ряду позитивных изменений: наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей; осуществляется профилактика семейного неблагополучия; повышается качество и доступность социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; расширяется система профессиональной подготовки воспитанников.
Также в рамках программы осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обеспечения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, существует ряд проблем: невысоким остается уровень социализации воспитанников интернатных образовательных учреждений; недостаточно эффективно ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников, требует совершенствования работа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей; нуждается в укреплении материально-техническая база интернатных учреждений, детских оздоровительных лагерей.
Основное назначение программы - создание системы и механизмов поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью программы является формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание; профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей; индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами; организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям; создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание специализированных центров, служб комплексной адресной помощи детям и замещающим семьям;
создание системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних этапах выявления неблагополучия;
организация психологического тестирования граждан по подготовке к принятию ребенка на воспитание в семью;
обеспечение сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот.