Экспертный опрос специалистов в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, муниципального управления показал, что большинство из них (63,2%) считают возможным формирование на базе г. Южно-Сахалинска областного селитебного центра. За последние годы обеспеченность одного городского жителя общей жилой площадью выросла с 18,3 кв. м в 2001 г. до 19,6 кв. м в 2006 г. Хотя динамика ввода жилья нестабильная и далека от установок Президента России В.В.Путина строить каждый год по 1 кв. м на человека (173 тыс. кв. м). В сравнении с другими административными центрами Дальнего Востока по обеспеченности жильем г. Южно-Сахалинск занимает срединное положение: Якутск - 16,8, Благовещенск - 20,0, Хабаровск - 20,0, Владивосток - 19,0, Петропавловск-Камчатский - 20,9 кв. м. Среднее значение по России - 20,9 кв. м. В 2006 г. на Южно-Сахалинск приходилось 79,9% вводимого в области жилья при численности населения 34,7%.
За годы рыночных преобразований в жилом фонде кардинально поменялась структура собственности. В настоящее время 80,0% находится в частном владении. Это же касается и жилищного строительства, где резко сократилось бюджетное финансирование. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики, а также иностранные инвесторы. В связи с развитием шельфовых проектов последние направляют средства на строительство квартир и домов для своих сотрудников.
Вместе с тем, жилищная проблема для населения г. Южно-Сахалинска имеет первостепенное значение. Ее решения требуют 69,8% жителей областного центра. Недоступность жилья не позволяет иметь двух и более детей для 63,2% респондентов, первоочередная цель на ближайшие 10 лет - 56,8%, фактор укоренения в городе - 46,1%, причина переезда - 16,3%. Для возрастной группы 35 - 49 лет это вторая по значимости проблема после обеспечения благосостояния семьи. Наибольший спрос на двух- и трехкомнатные квартиры (32,6 и 42,5%).
В то же время приобрести самостоятельно квартиру неспособно подавляющее большинство населения. В качестве главных причин респонденты отметили высокую стоимость (66,4%) и низкий уровень доходов (21,3%). Причем, если в начале 2000-х годов траектории этих показателей росли синхронно, то в 2006 г. цена пошла в отрыв (рисунок 8.8 - не приводится). Подобное соотношение доходов и стоимости жилья усиливает социальную напряженность и требует со стороны государства, региональных и муниципальных органов власти соответствующих действий.
Разрешение этого противоречия возможно только за счет снижения темпов роста стоимости жилья, что, в свою очередь, требует резкого наращивания его предложения. Качественные преобразования должны затронуть не только собственно строительный комплекс г. Южно-Сахалинска (развитие конкуренции, техническое перевооружение, внедрение новых технологий и конструкций), но и его взаимоотношения с властью (антимонопольная деятельность, государственно-частное партнерство, национальные проекты, противозатратная политика, поддержка населения в приобретении жилья и др.). Инфраструктурное обустройство строительных площадей (подведение инженерных коммуникаций, строительство дорог и др.) - один из главных стимулов для развития домостроения. Принципы партнерства позволяют совместить интересы и функции бизнеса и федеральных, областных органов власти, а также муниципалитета, создать возможности для более широкого привлечения коммерческих организаций в строительный бизнес.