Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2014 года N 2313-па


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2015 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА ОТ 21.08.2014 N 1538-ПА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 16.07.2019 N 1998-па.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:

1. Внести в муниципальную программу "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 N 1538-па (далее - Программа), следующие изменения и дополнения:

1.1. В разделе "Подпрограммы программы" паспорта Программы слова "Ведомственная целевая программа "Защита прав потребителей на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы" заменить словами "Не предусмотрены".

1.2. В разделе "Обоснование разработки программы" паспорта Программы слова "Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 25.10.2013 N 1948-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности ведомственных целевых программ" исключить.

1.3. Раздел "Целевые индикаторы и показатели программы" паспорта Программы дополнить пунктом 12 следующего содержания: "12. Количество проводимых мероприятий по формированию навыков рационального потребительского поведения, информированности населения и хозяйствующих субъектов городского округа в вопросах защиты прав потребителей, повышению правовой грамотности населения городского округа.".

1.4. В таблице раздела "Объемы и источники финансирования" паспорта Программы:

1.4.1. Цифры "4113,9", "4381,3", "8495,2" исключить;

1.4.2. Цифры "798,86", "844,98", "3252,23" заменить цифрами "4912,76", "5226,28", "11747,43" соответственно.

1.5. Раздел "Ожидаемые результаты реализации программы" паспорта Программы дополнить пунктом 12 следующего содержания: "12. Наличие четырех мероприятий по формированию навыков рационального потребительского поведения, информированности населения и хозяйствующих субъектов городского округа в вопросах защиты прав потребителей, повышению правовой грамотности населения городского округа ежегодно.".

1.6. Раздел I "Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития потребительского рынка" изложить в следующей редакции:

"Состояние потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, обеспечивающее условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления.

Развитию потребительского рынка способствовали: стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

На начало 2014 года потребительский рынок городского округа базировался на более чем 2,3 тыс. предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Несмотря на умеренные темпы развития отраслей потребительского рынка в 2013 году населению городского округа было реализовано товаров, оказано услуг на сумму порядка 77 млрд. рублей, или чуть более 32 тыс. рублей на одного жителя в месяц при сложившейся среднемесячной заработной плате 56 тыс. рублей.

По-прежнему сфера потребительского рынка остается инвестиционно привлекательной. Ежегодный прирост торговых площадей составляет 4 - 5%.

При этом продолжается качественное улучшение сети отраслевых объектов за счет увеличения доли современных предприятий. Субъектами хозяйственной деятельности ведутся работы по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.

В 2013 году открыто и реконструировано 34 объекта, общая стоимость инвестиций по оценке составила 670 млн. рублей.

Интенсивное развитие отраслевой инфраструктуры способствовало увеличению удельного веса организованного рынка в формировании оборота розничной торговли, который на сегодня составляет 99%, и высокой степени обеспеченности населения в торговых площадях, посадочных местах и услугах бытового обслуживания.

В настоящее время городской округ является лидером среди муниципальных образований Сахалинской области по покрытию на тысячу жителей обеспеченности, которая превышает норматив по:

- торговым площадям на 73% и составляет 1150 кв. м;

- общественному питанию в 1,7 раз и составляет 74 посадочных места;

- бытовому обслуживанию в 1,9 раз и составляет 15 рабочих мест.

На протяжении ряда лет потребительский рынок характеризуется следующими макроэкономическими показателями развития:

ТОВАРООБОРОТ (РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, БЫТОВЫХ УСЛУГ) ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" ЗА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ

Показатели

Ед. измерения

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1. Оборот розничной торговли, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

60659,0

64026,5

69793,1

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

102,5

100,8

101,8

- оборот на одного жителя

тыс. руб.

326,6

333,4

354,3

2. Оборот общественного питания, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

2596,5

2679,3

2513,9

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

97,2

110,3

94,7%

- оборот на одного жителя

тыс. руб.

13,4

13,6

12,6

3. Оборот бытовых услуг, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

2880,1

3221,3

3724

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

97,2

100

98,9

- оказано услуг на одного жителя

тыс. руб.

15,2

16,7

18,9


Вместе с тем, анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы бытовых услуг в городском округе позволяет обозначить ряд проблем данных секторов в экономике, решение которых требует применения программных методов.

Отсутствие долгого времени политики по комплексному развитию отраслевой инфраструктуры определило ее неравномерное размещение. На фоне избыточной концентрации отраслевой сети в центральной части, остро ощущается потребность ее в сельской местности, а также в развивающихся периферийных районах. В целях обеспечения сбалансированного подхода к размещению отраслевых объектов решение вопроса предусматривается за счет совершенствования механизма правового регулирования.

В соответствии с направлениями концепции развития потребительского рынка Сахалинской области осуществляется поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты, что позволит обеспечить расширение цивилизованных форм торговли и услуг. С открытием новых крупных торговых центров снизится популярность нестационарных форм торговли.

В перспективе нестационарные объекты потребительского рынка должны являться лишь заместительной мерой для достижения нормативов обеспеченности населения потребительскими услугами в планировочных районах, новостройках и в сельской местности, а в центральных районах города должна сводиться к традиционным формам сезонной, мелкорозничной торговли (газеты, квас, мороженое, цветы).

На сегодня требованиями федерального законодательства определены полномочия органам местного самоуправления по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости устойчивого развития территорий и достижения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В рамках реализации данного направления в городском округе разработана и утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов. Наравне с вышеуказанной Схемой в рамках программных мероприятий предусматривается разработка аналогичных Схем размещения предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Корректировка Схем будет осуществляться путем внесения изменений.

На потребительском рынке имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости. Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями. В розничной торговле города по-прежнему актуальным является мониторинг цен социально значимых продуктов питания.

Современное состояние рынка бытовых услуг городского округа характеризуется наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных, в частности, на потребителей с невысокими доходами.

В основном это определяется низкой рентабельностью их организации, значительными затратами, связанными с ростом цен на материалы, оборудование, платы за аренду, коммунальные услуги.

На сегодня видовая структура рынка бытовых услуг городского округа характеризуется низкой обеспеченностью в развитии общественных бань, одной из характеристик которых является ценовая доступность, которая, в свою очередь, определяет и категорию потребителей данной услуги (пенсионеры, население, проживающее в неблагоустроенном жилищном фонде, население с низкими доходами). В настоящее время обеспеченность услугой общественных бань в городском округе составляет 1 - 2 помывочных места при нормативном показателе 6.

В этой связи, актуальность развития сети общественных бань, в том числе муниципальных, определяется необходимостью решения муниципалитетом задачи по обеспечению предоставления качественных помывочных услуг по минимальным тарифам.

В целях поддержки и дальнейшего развития помывочных услуг в рамках Программы необходимо предусмотреть мероприятие по возмещению юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги бань населению, части экономически обоснованных затрат по содержанию бань. Реализация мероприятия будет осуществляться посредством предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Становление рынка городского округа, как и в целом Российской Федерации, происходило в сложных условиях, связанных с кризисными явлениями экономики, негативными последствиями ее монополизации, правовым нигилизмом, расширением различных форм собственности, задержкой выплат заработной платы, пенсий и других выплат.

Увеличение производства и оказания услуг, повышение емкости рынка, увеличение хозяйствующих субъектов различной формы собственности, приобретение населением продовольственных и непродовольственных товаров на неорганизованном рынке определяет проведение муниципалитетом эффективной политики в области защиты прав потребителей.

Анализ ситуации в городском округе "Город Южно-Сахалинск" показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. В 2013 году рассмотрено 126 обращений граждан, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1). За 5 месяцев 2014 года рассмотрено 53 обращения граждан, что также свидетельствует о желании потребителей восстановить нарушенные права в указанной сфере.

В этой связи возникает необходимость организации превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации целостной долгосрочной программы, направленной на охрану прав и законных интересов потребителя на местном уровне с учетом местных условий.

В соответствии с решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года" основными направлениями Плана действий администрации города Южно-Сахалинска по реализации стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года являются: повышение качества жилищно-коммунального хозяйства, развитие потребительского рынка, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Администрация города Южно-Сахалинска, реализуя предоставленное Законом РФ N 2300-1 право по ведению защиты прав потребителей на территории городского округа, вносит существенный и неоценимый вклад в дело по защите прав потребителей. Данная деятельность проводится в полном соответствии со взаимосвязанными положениями статей 16.1, 19 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления городского округа за счет доходов местных бюджетов участвуют в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" к полномочиям администрации города Южно-Сахалинска отнесено осуществление защиты прав потребителей на территории городского округа.

В целях создания комплексной системы защиты прав потребителей в городе Южно-Сахалинске была разработана ведомственная целевая программа "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2014 годы", благодаря реализации которой удалось привлечь внимание населения городского округа, обеспечить оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне, активизировать работу общественных организаций в сфере защиты прав потребителей, способствовать улучшению культуры обслуживания покупателей хозяйствующими субъектами потребительского рынка.

Указанное определяет значимость практики разработки и реализации программ по защите прав потребителей на местном уровне.

Представленная Программа, в том числе направлена на дальнейшее внедрение в городском округе "Город Южно-Сахалинск" благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав и обеспечение их соблюдения, а также удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах, что соответствует цели и задачам Программы.

С помощью мероприятий в сфере защиты прав потребителей планируется организовать взаимодействие с потребителями, направленное на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Данное взаимодействие будет реализовано с помощью проведения уроков в школах для учащихся 9 - 11 классов, распространения разъяснительных брошюр среди населения городского округа, в частности, среди наиболее уязвимых категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам, семьи, в которых родилось трое и более детей, совершеннолетние воспитанники детских домов), оформления информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг).

Для достижения положительного эффекта такое взаимодействие будет проводиться не только с потребителями, но и с хозяйствующими субъектами, работающими на потребительском рынке города.

Работа с хозяйствующими субъектами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (продавцами, исполнителями работ, услуг) направлена на информирование о нормах действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области, нормативных актов органов местного самоуправления, а также об ответственности за их нарушение, создание условий, благоприятствующих соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении деятельности на потребительском рынке.

Социально-экономический эффект реализации Программы будет выражаться, с одной стороны, в снижении социальной напряженности, усиления социальной защищенности населения, а также организации защиты прав потребителей на всех уровнях, с другой стороны, в сокращении поступления на рынок опасных и недоброкачественных товаров, работ и услуг.".

1.7. Раздел III "Прогноз конечных результатов муниципальной Программы" дополнить пунктом 12 следующего содержания: "12. Наличие четырех мероприятий по формированию навыков рационального потребительского поведения, информированности населения и хозяйствующих субъектов городского округа в вопросах защиты прав потребителей, повышению правовой грамотности населения городского округа ежегодно.".

1.8. Раздел V "Перечень мероприятий муниципальной Программы" изложить в следующей редакции:

"Перечень мероприятий сформирован в соответствии с целями Программы:

Основное мероприятие 1. Защита прав потребителей на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".

Мероприятие 1.1. Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности - 1200 распространенных экземпляров.

Мероприятие 1.2. Проведение уроков среди учащихся школ города об основах потребительских знаний - 60 часов.

Мероприятие 1.3. Организация и проведение семинаров по вопросам защиты прав потребителей для представителей бизнеса и работников сферы потребительского рынка - 15 семинаров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»