РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 года N 170
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТВЕРИ ДО 2030 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Тверской городской Думы от 19.12.2019 N 267, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован во "Всей Твери" - 24.12.2019).
____________________________________________________________________
В целях осуществления стратегического управления развитием города Твери, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 30 Устава города Твери Тверская городская Дума решила:
1. Утвердить основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года (прилагается).
2. Рабочей группе, созданной решением Тверской городской Думы от 19.06.2013 N 176, в срок до 01.06.2014 представить на рассмотрение Тверской городской Думы план-график разработки документов стратегического управления второго уровня.
3. Для реализации основных положений Стратегии развития города до 2030 года администрации города Твери разработать и направить в Тверскую городскую Думу документы стратегического управления третьего уровня в срок:
- до 01.09.2014 о внесении изменений в Программу социально-экономического развития города Твери до 2020 года;
- до 01.03.2016 о внесении изменений в Программу социально-экономического развития города Твери на период 2021 - 2030 г.г.
4. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянный комитет по экономике, промышленной политике, развитию малого и среднего предпринимательства (Лабынина Н.Л.).
Глава города Твери
А.Б.КОРЗИН
Основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года "К самому благоустроенному городу России!"
Стратегия развития города Твери на долгосрочную перспективу (далее - Стратегия) согласно решению Тверской городской Думы от 25.02.2004 N 11 "Об утверждении Положения "О социально-экономическом планировании в городе Твери" является основополагающим документом системы комплексного программно-целевого управления развитием города. Стратегия фиксирует согласованные позиции местного самоуправления, жителей, предпринимательского и экспертного сообщества по основным направлениям развития города и является руководством к действию органам местного самоуправления города Твери.
Разработка Стратегии осуществляется с учетом:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р;
- Стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 24.09.2013 N 475-рп, и Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тверской области от 03.10.2013 N 91-ЗО;
- ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.
Кроме того, цели, задачи, подходы и принципы, закладываемые в Стратегию, формулируются, учитывая мировые тенденции развития городов как среды обитания и жизнедеятельности большинства населения, как основных субъектов территориальной организации общества.
Решающее значение для развития города Твери на длительную перспективу имеет пакет стратегических документов Тверской области, так как только согласованное развитие региона и его столицы может обеспечить взаимный успех в достижении поставленных задач. В соответствии с указанными документами в качестве приоритетов первого уровня в среднесрочной перспективе развития Тверской области выделено достижение следующих целей:
- повышение качества жизни и развитие человеческого капитала;
- инновационное развитие и модернизация экономики;
- повышение эффективности государственного и муниципального управления.
С учетом названных региональных приоритетов Стратегия формируется исходя из анализа:
- собственного ресурсного потенциала города (трудовые, производственные, финансовые ресурсы);
- привлекаемых в город ресурсов (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений, а также с учетом миграционной политики);
- производственных и бизнес-процессов, реализуемых в экономике города.
В этой связи основными принципами, положенными в разработку Стратегии развития города Твери до 2030 года, являются:
- обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, социально-экономического развития Центрального федерального округа и стратегическими документами развития Тверской области;
- следование принципу "опоры на активное сотрудничество власти, бизнеса и населения";
- повышение степени социальной защищенности жителей города, усиление социальной направленности всех управленческих решений;
- широкое использование принципа государственно-частного партнерства и поддержки социальной ответственности бизнеса;
- обеспечение мультипликативного эффекта для города в целом через выстраивание индивидуальных траекторий роста компаний и отраслевых кластеров;
- широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества муниципального управления в сочетании с расширением общественного участия в развитии города;
- использование при разработке Стратегии опыта и результатов, полученных в ранее подготовленных стратегических документах: проекта "Стратегического плана развития города Твери до 2010 года"; проекта "Стратегии комплексного развития города Твери" (2011 год); генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) (далее - генеральный план города Твери).
В рамках формирующейся системы стратегического управления развития города Твери Стратегия развития города Твери до 2030 года является базовым документом стратегического управления первого уровня в системе долгосрочного планирования развития, на основе которого будут разрабатываться: документы стратегического управления второго уровня - система мероприятий по реализации Стратегии по направлениям; документы стратегического управления третьего уровня - программы социально-экономического развития города Твери: 1 этап - Программа социально-экономического развития города Твери до 2020 года; 2 этап - Программа социально-экономического развития города на период 2021 - 2030 годов; документы стратегического управления четвертого уровня - План экономического и социального развития города на очередной финансовый год и плановый период.
Численность населения города Твери на 01.01.2013 составила почти 409 тыс. человек.
Улучшение демографической ситуации в городе началось с 2005 года, когда на фоне ежегодного увеличения рождаемости стала снижаться смертность населения. Происходящие изменения не смогли полностью компенсировать естественную убыль горожан, но способствовали ее постепенному сокращению: с 3,3 тыс. человек в 2005 году - до 1,2 тыс. человек в 2012 году, или в 2,7 раза.
Количество человек
Показатель | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 <*> |
Родилось | 3606 | 4120 | 4385 | 4473 | 4534 | 4886 | 4764 |
Умерло | 6926 | 6575 | 6362 | 6461 | 6010 | 6116 | 6248 |
Естественная убыль населения | -3320 | -2455 | -1977 | -1988 | -1476 | -1230 | -1484 |
Число прибывших | 6215 | 7164 | 6293 | 6366 | 9428 | 9792 | |
Число выбывших | 4003 | 2959 | 2910 | 3266 | 5064 | 6603 | |
Миграционный прирост | 2212 | 4205 | 3383 | 3100 | 4364 | 3189 | 2976 |
________________
<*> Оценка.
Миграционный прирост способствовал увеличению численности населения. Миграционный поток характеризуется как растущим числом прибывающих мигрантов (с 6,2 тыс. человек в 2005 году до 9,8 тыс. человек в 2012 году), так и ежегодным увеличением их оттока (с 4,0 тыс. человек до 6,6 тыс. человек соответственно). Сальдо миграции полностью перекрывает естественную убыль населения.
На начало 2013 года более трети населения города (или 39,3% всей численности) составляли горожане нетрудоспособного возраста (дети и пенсионеры). В течение года с учетом роста рождаемости удельный вес численности населения этой группы повысится на 0,3% (по оценке). В результате - уже в 2014 году ожидается усиление демографической нагрузки нетрудоспособного населения на 1000 человек трудоспособного возраста (655 человек) против 648 человек - на 01.01.2013. В дальнейшем она будет нарастать.
По итогам 2013 года численность населения, занятого в экономике города, составила (по оценке) 213,5 тыс. человек.
В течение нескольких лет ситуацию на рынке труда города Твери во многом определяли последствия кризиса 2008/2009 годов. Если на начало 2009 года службой занятости было зарегистрировано 958 безработных, то уже к 1 января 2010 года их численность возросла в 3,3 раза. Уровень безработицы поднялся до 1,42%, численность работников предприятий, уволенных в массовом порядке, превысила 5,7 тыс. человек. Решению важнейших проблем, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствовал комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения и сокращению уровня безработицы. В итоге - на начало 2011 года численность граждан, имеющих статус безработных, сократилась в 2 раза, уровень безработицы понизился до 0,72%. Позитивная тенденция стабилизации ситуации на рынке труда продолжилась и в 2012 году. Если к январю 2012 года в городе насчитывалось около 1,4 тыс. безработных при уровне безработицы - 0,63%, то на конец 2012 года их численность уменьшилась до 967 человек при уровне безработицы - 0,45%. Наблюдался рост заявленной работодателями потребности в рабочих кадрах, банк вакансий превысил численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости (справочно: на 01.01.2013 - более 4,7 тыс. вакантных мест, или около 3 вакансий в расчете на 1 незанятого гражданина).
процентов
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Уровень безработицы от экономически активного населения | 0,43 | 1,42 | 0,72 | 0,63 | 0,45 | 0,40 |
Положительная динамика изменения показателей свидетельствует о том, что в 2013 году уровень безработицы достиг докризисного значения 2008 года и не превышает 0,40% при численности безработных не более 900 человек.
Размер средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Твери является определяющим ориентиром повышения заработной платы в целом по экономике (в 2012 году - 26,5 тыс. рублей).
В 2012 году номинальная величина среднемесячной заработной платы увеличилась к уровню 2011 года более чем на 16%, в реальном исчислении (с учетом индекса цен) - почти на 11%. Уровень средней заработной платы работников крупных и средних предприятий областного центра опережал аналогичный показатель по Тверской области в 1,2 раза.
Несмотря на то, что доля промышленных предприятий составляет всего 10,8% в общем числе предприятий и организаций города, из их налоговых отчислений в значительной мере формируется бюджет города.
В общем объеме промышленного производства города по показателям 2012 года на машиностроение и металлообработку приходилось 48,7%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 19,3%, на пищевую промышленность - 15,4%, химическую - 8,5%, производство строительных материалов - 2,7%, издательство и полиграфию - 2,1%, текстильное и швейное производство - 1,4%, прочие - 1,9%.
По многим показателям город Тверь занимает ведущие позиции в промышленном производстве тверского региона. В городе производится более 40% промышленной продукции области, причем удельный вес по ряду производств составляет более 50%.
Количество крупных и средних предприятий по состоянию на 01.01.2013 составило 115 единиц и по сравнению с 2008 годом увеличилось на 7 единиц. За последний период были созданы, например: общество с ограниченной ответственностью "АллерПетфуд" (производство кормов для домашних животных), общество с ограниченной ответственностью "М.Т. Шуз" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "Волжский бройлер" (производство мяса бройлеров), открытое акционерное общество "Тверьэнергокабель" (поставка силового кабеля), общество с ограниченной ответственностью "АЭЛИТА" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "ЭЙС ПРОМ" (производство рабочих перчаток), ООО "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" (производство гидравлических экскаваторов) и другие предприятия, учитываемые территориальным органом федеральной службы государственной статистики.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств на начало 2013 года составила 28,2 тыс. человек.
Крупными и средними предприятиями города в 2012 году отгружено товаров, выполнено работ и услуг на 88,3 млрд. рублей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года (в действующих ценах).
Предприятиями обрабатывающих производств отгружено 80,6% общего объема продукции на сумму 71,2 млрд. рублей при темпе роста 117,5%.