Недействующий

 
ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2014 года N 170

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТВЕРИ ДО 2030 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Тверской городской Думы от 19.12.2019 N 267, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован во "Всей Твери" - 24.12.2019).
____________________________________________________________________


В целях осуществления стратегического управления развитием города Твери, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 30 Устава города Твери Тверская городская Дума решила:

1. Утвердить основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года (прилагается).

2. Рабочей группе, созданной решением Тверской городской Думы от 19.06.2013 N 176, в срок до 01.06.2014 представить на рассмотрение Тверской городской Думы план-график разработки документов стратегического управления второго уровня.

3. Для реализации основных положений Стратегии развития города до 2030 года администрации города Твери разработать и направить в Тверскую городскую Думу документы стратегического управления третьего уровня в срок:

- до 01.09.2014 о внесении изменений в Программу социально-экономического развития города Твери до 2020 года;

- до 01.03.2016 о внесении изменений в Программу социально-экономического развития города Твери на период 2021 - 2030 г.г.

4. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянный комитет по экономике, промышленной политике, развитию малого и среднего предпринимательства (Лабынина Н.Л.).

Глава города Твери
А.Б.КОРЗИН



Приложение
к решению Тверской городской Думы
от 23 апреля 2014 года N 170

Основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года "К самому благоустроенному городу России!"

Раздел 1. Основа формирования Стратегии развития города Твери


Стратегия развития города Твери на долгосрочную перспективу (далее - Стратегия) согласно решению Тверской городской Думы от 25.02.2004 N 11 "Об утверждении Положения "О социально-экономическом планировании в городе Твери" является основополагающим документом системы комплексного программно-целевого управления развитием города. Стратегия фиксирует согласованные позиции местного самоуправления, жителей, предпринимательского и экспертного сообщества по основным направлениям развития города и является руководством к действию органам местного самоуправления города Твери.

Разработка Стратегии осуществляется с учетом:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р;

- Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р;

- Стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 24.09.2013 N 475-рп, и Программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тверской области от 03.10.2013 N 91-ЗО;

- ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.

Кроме того, цели, задачи, подходы и принципы, закладываемые в Стратегию, формулируются, учитывая мировые тенденции развития городов как среды обитания и жизнедеятельности большинства населения, как основных субъектов территориальной организации общества.

Решающее значение для развития города Твери на длительную перспективу имеет пакет стратегических документов Тверской области, так как только согласованное развитие региона и его столицы может обеспечить взаимный успех в достижении поставленных задач. В соответствии с указанными документами в качестве приоритетов первого уровня в среднесрочной перспективе развития Тверской области выделено достижение следующих целей:

- повышение качества жизни и развитие человеческого капитала;

- инновационное развитие и модернизация экономики;

- повышение эффективности государственного и муниципального управления.

С учетом названных региональных приоритетов Стратегия формируется исходя из анализа:

- собственного ресурсного потенциала города (трудовые, производственные, финансовые ресурсы);

- привлекаемых в город ресурсов (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений, а также с учетом миграционной политики);

- производственных и бизнес-процессов, реализуемых в экономике города.

В этой связи основными принципами, положенными в разработку Стратегии развития города Твери до 2030 года, являются:

- обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, социально-экономического развития Центрального федерального округа и стратегическими документами развития Тверской области;

- следование принципу "опоры на активное сотрудничество власти, бизнеса и населения";

- повышение степени социальной защищенности жителей города, усиление социальной направленности всех управленческих решений;

- широкое использование принципа государственно-частного партнерства и поддержки социальной ответственности бизнеса;

- обеспечение мультипликативного эффекта для города в целом через выстраивание индивидуальных траекторий роста компаний и отраслевых кластеров;

- широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества муниципального управления в сочетании с расширением общественного участия в развитии города;

- использование при разработке Стратегии опыта и результатов, полученных в ранее подготовленных стратегических документах: проекта "Стратегического плана развития города Твери до 2010 года"; проекта "Стратегии комплексного развития города Твери" (2011 год); генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) (далее - генеральный план города Твери).

В рамках формирующейся системы стратегического управления развития города Твери Стратегия развития города Твери до 2030 года является базовым документом стратегического управления первого уровня в системе долгосрочного планирования развития, на основе которого будут разрабатываться: документы стратегического управления второго уровня - система мероприятий по реализации Стратегии по направлениям; документы стратегического управления третьего уровня - программы социально-экономического развития города Твери: 1 этап - Программа социально-экономического развития города Твери до 2020 года; 2 этап - Программа социально-экономического развития города на период 2021 - 2030 годов; документы стратегического управления четвертого уровня - План экономического и социального развития города на очередной финансовый год и плановый период.

Раздел 2. Комплексный анализ социально-экономического положения города Твери


 2.1. Демографическая ситуация


Численность населения города Твери на 01.01.2013 составила почти 409 тыс. человек.

Улучшение демографической ситуации в городе началось с 2005 года, когда на фоне ежегодного увеличения рождаемости стала снижаться смертность населения. Происходящие изменения не смогли полностью компенсировать естественную убыль горожан, но способствовали ее постепенному сокращению: с 3,3 тыс. человек в 2005 году - до 1,2 тыс. человек в 2012 году, или в 2,7 раза.

Таблица 2.1


Количество человек

Показатель

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013 <*>

Родилось

3606

4120

4385

4473

4534

4886

4764

Умерло

6926

6575

6362

6461

6010

6116

6248

Естественная убыль населения

-3320

-2455

-1977

-1988

-1476

-1230

-1484

Число прибывших

6215

7164

6293

6366

9428

9792

Число выбывших

4003

2959

2910

3266

5064

6603

Миграционный прирост

2212

4205

3383

3100

4364

3189

2976

     ________________

<*> Оценка.

Миграционный прирост способствовал увеличению численности населения. Миграционный поток характеризуется как растущим числом прибывающих мигрантов (с 6,2 тыс. человек в 2005 году до 9,8 тыс. человек в 2012 году), так и ежегодным увеличением их оттока (с 4,0 тыс. человек до 6,6 тыс. человек соответственно). Сальдо миграции полностью перекрывает естественную убыль населения.


2.2. Трудовые ресурсы и занятость населения


На начало 2013 года более трети населения города (или 39,3% всей численности) составляли горожане нетрудоспособного возраста (дети и пенсионеры). В течение года с учетом роста рождаемости удельный вес численности населения этой группы повысится на 0,3% (по оценке). В результате - уже в 2014 году ожидается усиление демографической нагрузки нетрудоспособного населения на 1000 человек трудоспособного возраста (655 человек) против 648 человек - на 01.01.2013. В дальнейшем она будет нарастать.

По итогам 2013 года численность населения, занятого в экономике города, составила (по оценке) 213,5 тыс. человек.

В течение нескольких лет ситуацию на рынке труда города Твери во многом определяли последствия кризиса 2008/2009 годов. Если на начало 2009 года службой занятости было зарегистрировано 958 безработных, то уже к 1 января 2010 года их численность возросла в 3,3 раза. Уровень безработицы поднялся до 1,42%, численность работников предприятий, уволенных в массовом порядке, превысила 5,7 тыс. человек. Решению важнейших проблем, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствовал комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения и сокращению уровня безработицы. В итоге - на начало 2011 года численность граждан, имеющих статус безработных, сократилась в 2 раза, уровень безработицы понизился до 0,72%. Позитивная тенденция стабилизации ситуации на рынке труда продолжилась и в 2012 году. Если к январю 2012 года в городе насчитывалось около 1,4 тыс. безработных при уровне безработицы - 0,63%, то на конец 2012 года их численность уменьшилась до 967 человек при уровне безработицы - 0,45%. Наблюдался рост заявленной работодателями потребности в рабочих кадрах, банк вакансий превысил численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости (справочно: на 01.01.2013 - более 4,7 тыс. вакантных мест, или около 3 вакансий в расчете на 1 незанятого гражданина).

Таблица 2.2


процентов

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Уровень безработицы от экономически активного населения

0,43

1,42

0,72

0,63

0,45

0,40


Положительная динамика изменения показателей свидетельствует о том, что в 2013 году уровень безработицы достиг докризисного значения 2008 года и не превышает 0,40% при численности безработных не более 900 человек.


2.3. Уровень жизни населения


Размер средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Твери является определяющим ориентиром повышения заработной платы в целом по экономике (в 2012 году - 26,5 тыс. рублей).

В 2012 году номинальная величина среднемесячной заработной платы увеличилась к уровню 2011 года более чем на 16%, в реальном исчислении (с учетом индекса цен) - почти на 11%. Уровень средней заработной платы работников крупных и средних предприятий областного центра опережал аналогичный показатель по Тверской области в 1,2 раза.


2.4. Промышленность


Несмотря на то, что доля промышленных предприятий составляет всего 10,8% в общем числе предприятий и организаций города, из их налоговых отчислений в значительной мере формируется бюджет города.

В общем объеме промышленного производства города по показателям 2012 года на машиностроение и металлообработку приходилось 48,7%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 19,3%, на пищевую промышленность - 15,4%, химическую - 8,5%, производство строительных материалов - 2,7%, издательство и полиграфию - 2,1%, текстильное и швейное производство - 1,4%, прочие - 1,9%.

По многим показателям город Тверь занимает ведущие позиции в промышленном производстве тверского региона. В городе производится более 40% промышленной продукции области, причем удельный вес по ряду производств составляет более 50%.

Количество крупных и средних предприятий по состоянию на 01.01.2013 составило 115 единиц и по сравнению с 2008 годом увеличилось на 7 единиц. За последний период были созданы, например: общество с ограниченной ответственностью "АллерПетфуд" (производство кормов для домашних животных), общество с ограниченной ответственностью "М.Т. Шуз" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "Волжский бройлер" (производство мяса бройлеров), открытое акционерное общество "Тверьэнергокабель" (поставка силового кабеля), общество с ограниченной ответственностью "АЭЛИТА" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "ЭЙС ПРОМ" (производство рабочих перчаток), ООО "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" (производство гидравлических экскаваторов) и другие предприятия, учитываемые территориальным органом федеральной службы государственной статистики.

Численность занятых на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств на начало 2013 года составила 28,2 тыс. человек.

Крупными и средними предприятиями города в 2012 году отгружено товаров, выполнено работ и услуг на 88,3 млрд. рублей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года (в действующих ценах).

Предприятиями обрабатывающих производств отгружено 80,6% общего объема продукции на сумму 71,2 млрд. рублей при темпе роста 117,5%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»