АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 октября 2015 года N 793-рк
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 27.10.2014 N 800-РК
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 16.11.2020 N 221-рк.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени, внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 800-рк "Об утверждении муниципальной программы "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2015 - 2017 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 26.01.2015 N 29-рк, от 10.03.2015 N 138-рк, от 27.04.2015 N 265-рк, от 08.06.2015 N 391-рк) следующие изменения:
в названии распоряжения, пункте 1 распоряжения слова "2015 - 2017 годы" заменить словами "2015 - 2019 годы";
приложение к распоряжению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава Администрации города
А.В.МООР
Приложение
к распоряжению
от 26.10.2015 N 793-рк
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2015 - 2019 ГОДЫ"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2011 N 136-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги бань для общего пользования в банных отделениях";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 148-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о проведении ярмарок на территории муниципального образования на основании заявлений индивидуальных предпринимателей и юридических лиц";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 13.08.2012 N 106-пк "Об утверждении Административного регламента проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в области торговой деятельности";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 N 160-пк "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности";
постановлением Администрации города Тюмени от 30.12.2013 N 181-пк "Об утверждении Положения о расчете расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
постановлением Администрации города Тюмени от 10.07.2014 N 125-пк "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
распоряжением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 898 "О департаменте потребительского рынка Администрации города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 07.05.2014 N 267-рк "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов, временных объектов бытового обслуживания, временных объектов общественного питания, временных объектов рекреационно-развлекательного назначения на территории города Тюмени";
Законом Тюменской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Недобросовестная конкуренция, нарушение прав потребителей.
Причины возникновения проблемы:
отмена требований ГОСТов и обязательной сертификации товаров и услуг;
отсутствие единых стандартов обслуживания населения;
низкая правовая грамотность потребителей и предпринимателей;
неисполнение требований законодательства хозяйствующими субъектами в части предоставления достоверной информации о реализуемых товарах (услугах), удовлетворения законных требований потребителя;
возможность оказания услуг широкому кругу потребителей субъектами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
сокращение числа контрольных и надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.
Одной из проблем остается наличие в городе товаров и услуг, реализуемых вне рамок правового поля.
Прежде всего, это стихийная уличная торговля на оживленных городских улицах, при которой потребитель приобретает товар, качество которого не гарантировано, зачастую это контрафактный товар. В течение 2013 года в отношении лиц, осуществляющих указанную незаконную торговую деятельность, специалистами департамента потребительского рынка составлено 807 протоколов об административном правонарушении, в 2014 году - 927.
В сфере бытовых услуг по-прежнему актуальна проблема недобросовестной конкуренции со стороны "надомников" - физических лиц, предоставляющих услуги без регистрации в качестве хозяйствующего субъекта. Поддерживает спрос на подобные услуги развитие телекоммуникационных систем (объявления об оказываемых услугах размещаются на различных сайтах и в социальных сетях), а также низкая правовая грамотность предпринимателей и потребителей.
Анализ ситуации на потребительском рынке города показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей остается на прежнем уровне, в 2013 году в департамент потребительского рынка поступило 2 551 обращение (в 2014 году - 2 606 обращений).
Наибольшее количество обращений касается сферы торговли - 72% от общего количества, в сфере услуг - 28%. Основная масса вопросов связана с наличием недостатка в технически сложных товарах - 46% от обращений, поступивших в сфере торговли; в сфере услуг - на некачественное изготовление мебели, межкомнатных дверей, в том числе изготовление и установку изделий из ПВХ профиля - 27% от количества обращений в сфере услуг.
Из общего количества обращений 67% составляют разъяснение прав, обязанностей и предоставление соответствующих рекомендаций; 32% - оказание помощи в составлении претензий; 1% - оказание помощи в составлении исковых заявлений.
Основанием для обращения граждан, связанных с нарушением их потребительских прав хозяйствующими субъектами города, являются:
низкое качество товаров, услуг;
включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей, таких как одностороннее изменение продавцом (исполнителем) условий договора (в том числе - условий о цене товара, работы, услуги);
нарушение сроков устранения недостатков в товаре (работе, услуге);
ограничение права на выбор требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (предлагая потребителю исключительно одно требование, предусмотренное продавцом (исполнителем) и включенное в бланк претензии (заявления));
установление более длительных сроков для возврата стоимости уплаченных за товар (работу, услугу) денежной суммы, чем предусмотрено действующим законодательством (например, 11 дней и более, либо возврат денежной суммы за товар осуществляется после его реализации).
Для решения данной проблемы необходимо продолжить реализацию мероприятий, адресованных различным кругам населения: оказывать консультационную помощь как потребителям, так и предпринимателям, проводить профилактические мероприятия - семинары, "круглые столы", публиковать материалы по проблемам защиты прав потребителей в СМИ, а также активизировать взаимодействие с надзорными и контрольными органами, популяризировать качественные товары и услуги местных производителей, содействовать развитию института саморегулирования в сфере потребительского рынка.
2. Относительно низкая конкурентоспособность местных предпринимателей на потребительском рынке (особенно в сфере торговли за счет активного развития сетей).
Причины возникновения проблемы:
недостаточность собственных финансовых и материальных ресурсов у местных предпринимателей (в сравнении с возможностями федеральных операторов) для инвестирования в строительство и реконструкцию объектов потребительского рынка, модернизацию производственных мощностей, построения маркетинговых стратегий и проведения PR-акций, привлечение наиболее квалифицированного персонала;
недоступность коммерческих кредитов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества);
неразвитость транспортной и торговой инфраструктуры (отсутствие складов, отвечающих современным требованиям, многоступенчатость оптового звена, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли).
В розничном товарообороте доля сетевой торговли выросла с 18,1% в 2012 году до 23,6% в 1 полугодии 2014 года. Происходит перераспределение общего товарооборота между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговлю, и уменьшение доли, приходящейся на счет небольших местных компаний.
С 2014 года в сравнении с 2013 годом отмечается рост объемов отгруженной продукции собственного производства. Так, если организациями пищевой и перерабатывающей промышленности города Тюмени в 2013 году было отгружено продукции на сумму 3 521,5 млн. рублей, или 95,4% к соответствующему периоду предыдущего года, то в 2014 году продукции отгружено на сумму 3 563,4 млн. руб., или 106,2% к соответствующему периоду предыдущего года (в январе - июне 2015 года - 2 207,2 млн. руб., или 131,3% к соответствующему периоду предыдущего года).
Для улучшения ситуации необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на повышение:
информирования хозяйствующих субъектов о программах государственной поддержки предпринимательства в городе Тюмени и в Тюменской области;
эффективности бизнеса за счет внедрения новых технологий, форм и методов обслуживания, создания франчайзинговых проектов тюменскими предпринимателями;
информирования населения о местных товарах, в т.ч. за счет акции "Покупаем тюменское!", организации розничных ярмарок и выставок-продаж.