Результаты реализации программных мер в области культуры в городе Абакане в 2009 - 2013 гг.
Стратегия развития культуры в городе Абакане в 2009 - 2013 гг. была направлена на создание благоприятных условий для реализации прав граждан, проживающих в городе, на культурную деятельность. Приоритеты стратегии были связаны с обеспечением доступа горожан к культурным благам и культурной деятельности. Программно-целевым инструментом их обеспечения выступила новая для города целевая программа "Развитие культуры в городе Абакане на 2012 - 2014 годы", городские инвестиционные программы (Городская целевая программа "Развитие спортивных сооружений и сооружений дополнительного образования детей сферы культуры в городе Абакане на 2012 - 2013 годы" и другие), ведомственные программы УКМиС. На реализацию программных мер ежегодно направлялось около 7% средств консолидированного бюджета города Абакана.
В результате принятых мер увеличился охват горожан, имеющих доступ к культурным благам и культурной деятельности, что подтверждается положительной динамикой многих статистических показателей деятельности организаций культуры. Так, по отношению к предыдущему периоду количество посетителей культурно-досуговых мероприятий увеличилось в 1,7 раза, количество культурно-досуговых формирований - в 1,1 раза, количество посетителей выставок - в 1,5 раза, количество посетителей аттракционов детского парка "Орленок" - в 1,3 раза. Возросло число субъектов, занимающихся творческой деятельностью (например, количество участников клубных объединений, занимающихся народно-прикладным творчеством, увеличилось в 1,5 раза).
В рамках реализации поставленной цели и приоритетов решались задачи перехода к системной деятельности по обеспечению государственной политики в области культуры, совершенствования культурного досуга горожан, увеличения информационных ресурсов библиотечного обслуживания, расширения влияния художественного образования, эстетического воспитания на личность горожанина. Значительное влияние на решение поставленных задач оказали подходы и решения, принятые на федеральном уровне, и, прежде всего, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В основном поставленные задачи выполнены.
Во-первых, следует отметить, что деятельность по вопросам реализации государственной политики в области культуры в г. Абакане стала более системной и планомерной.
Проведена совместная работа субъектов по развитию системы муниципальной политики в области культуры с учетом всего спектра полномочий органов местного самоуправления в области культуры, внесены необходимые изменения в Устав города, муниципальные нормативные акты. Существенное развитие получили вопросы, связанные с охраной и популяризацией объектов культурного наследия, сохранением национально-культурных традиций и родного языка народов, проживающих на территории города.
Расширился комплекс используемых административных, финансово-экономических мер, экспертных подходов, изменились механизмы оперативного управления учреждениями культуры.
Часть муниципальных учреждений культуры перешла в новый правовой статус муниципальных автономных учреждений, осуществлен переход всех учреждений сферы культуры на новую систему оплаты труда. Проведенные реформы значительно повлияли на самостоятельность учреждений и их ответственность за результаты своей деятельности, повысили требования к профессиональной компетентности руководителей, участию трудовых коллективов в управлении учреждением. Учреждения стали осваивать технологию социального партнерства, ведения коллективных переговоров между работодателем и работниками.
Финансирование сферы культуры из городского бюджета в 2009 - 2013 гг. увеличилось по отношению к предыдущему периоду более чем в 2 раза. Были выделены значительные средства на строительство и капитальный ремонт объектов культуры, приобретение оборудования и инструментов, проведение мероприятий по вопросам охраны труда, обеспечение безопасности учреждений. При этом были приняты меры к повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие культуры. Муниципальный социальный заказ стал основным инструментом планирования и финансового обеспечения муниципальной политики по направлениям культурной деятельности: с 2011 г. финансирование деятельности всех муниципальных учреждений культуры стало осуществляться на основе муниципальных заданий.
Был утвержден реестр муниципальных услуг города Абакана, в котором определены 10 услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры. Разработаны регламенты и стандарты оказания муниципальных услуг в сфере культуры. Благодаря этому получили развитие вопросы содействия в развитии народных художественных промыслов, местного традиционного народного художественного творчества, охране, использовании и популяризации объектов культурного наследия муниципального значения.
Большая работа была проведена по исполнению федерального законодательства об обеспечении доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Начал работать официальный сайт Управления культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана (2011 г.), на котором публикуется информация о муниципальных услугах, оказываемых подведомственными учреждениями, афиша мероприятий и иная необходимая потребителям информация. Проведена работа по созданию официальных сайтов учреждений сферы культуры. Благодаря проделанной работе у горожан значительно расширились каналы получения информации о возможностях применения своих творческих способностей и организации досуга в учреждениях культуры - к 2013 г. у каждого учреждения культуры появился свой сайт, новые информационно-коммуникационные ресурсы.
Значительное внимание было уделено вопросам модернизации системы показателей, используемых для оценки эффективности деятельности муниципальных организаций культуры. В 2013 г. начата работа по внедрению независимой системы оценки деятельности учреждений культурно-досугового типа с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Хакасия. В этом же году был утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности сферы культуры города Абакана, определены целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры Абакана до 2019 г., организован мониторинг исполнения "дорожной карты". Аналогичные планы мероприятий разработаны в отношении отдельных учреждений культуры и категорий работников. С учетом требований к качеству оказания услуг разработаны и приняты в работу новые механизмы стимулирования работников учреждений культуры, определен поэтапный рост оплаты их труда, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда.
Изменилось качество взаимодействия официальных и творческих, общественных субъектов культурной политики, уровень понимания общих задач и согласованности действий.
Объединяющим началом стал устойчивый диалог по актуальным вопросам культурной политики, который проходил в форме личных встреч, семинаров, круглых столов, анкетирования, проработки совместных проектов, акций. Из мероприятий этого ряда можно отметить семинары "Возьмите деньги на Ваш проект", "Создай свой город", "Бренд-платформа юбилейных мероприятий города", круглые столы по вопросам развития библиотек, патриотического воспитания граждан. Конкретными результатами этого диалога стали творческие команды, сформированные по ряду направлений культурной деятельности, и культурные проекты, включенные в городской календарь мероприятий. Из многочисленного перечня таких проектов следует выделить издание каталога работ Союза художников РХ (2009 г.), где представлена хронология развития художественного профессионального искусства на территории Хакасии, начиная с 20-х гг. прошлого века. Значительный общественный резонанс получил проект "Бессмертный полк", реализованный в рамках празднования 68-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Абаканским штабом Всероссийского проекта "Бессмертный полк" при активном участии муниципальных, общественных структур, рядовых граждан. Особую значимость представляли мероприятия, посвященные празднованию Пушкинского дня России, объединившие Совет пушкинистов, организации культуры и образования, представителей Союза писателей РХ, инициативных граждан (проект "Вместе с Пушкиным" и другие). Нельзя не отметить выставочные проекты, осуществленные совместными усилиями Абаканской картинной галереи и представителей Союза художников РХ, Союза фотохудожников РХ, Союза ремесленников РХ.
Эффективно развивалось взаимодействие с республиканскими структурами, отраслевыми ведомствами и учреждениями. Город Абакан стал активным участником республиканских форумов работников культуры, целевых республиканских программ в области культуры и искусства.