(с изменениями на 23 июня 2022 года)
(в ред. решений Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 12.02.2014 N 22/2014-338, от 20.10.2016 N 11/2016-142, от 27.04.2018 N 29/2018-403, от 12.11.2018 N 34/2018-457, от 10.12.2019 N 44/2019-619, от 13.03.2020 N 46/2020-669, от 23.06.2022 N 15/2022-234)
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 33 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", и в соответствии с результатами публичных слушаний, проведенных 29 июня 2011 года, Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решил:
1. Одобрить Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2035 года согласно приложению.
(в ред. решений Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 27.04.2018 N 29/2018-403, от 10.12.2019 N 44/2019-619)
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава МО ГО "Сыктывкар" -
председатель Совета
Н.КУРСАКОВ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР" ДО 2035 ГОДА
(в ред. решений Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 20.10.2016 N 11/2016-142, от 27.04.2018 N 29/2018-403, от 12.11.2018 N 34/2018-457, от 10.12.2019 N 44/2019-619, от 13.03.2020 N 46/2020-669, от 23.06.2022 N 15/2022-234)
Введение
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 10.12.2019 N 44/2019-619)
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2035 года (далее - Стратегия, МО ГО "Сыктывкар") реализуется с 2011 года.
В разработке Стратегии приняли участие все заинтересованные и влиятельные участники развития города, объединившиеся в Совет по стратегическому планированию Сыктывкара. В Совете были созданы четыре рабочие группы, которые в тесном контакте с экспертами МЦСЭИ "Леонтьевский центр" определили основные цели и задачи развития города.
Стратегия фиксирует видение перспективы, дает ориентиры и ставит цели и задачи для совместной работы всех заинтересованных сторон в развитии МО ГО "Сыктывкар". Она является общественным договором между властью, бизнесом и сообществом МО ГО "Сыктывкар" и служит отправной точкой для разработки муниципальных программ, концепций, планов развития, стратегических документов территориального планирования МО ГО "Сыктывкар".
Стратегией определены: миссия и главная (стратегическая) цель развития Сыктывкара, цели, задачи, приоритеты и механизмы решения по всем основным направлениям социально-экономического развития, а также целевые показатели, характеризующие количественные результаты их реализации.
Выделено пять этапов реализации Стратегии, соответствующих этапам реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года:
1. Первый этап (2011 - 2018 годы) - реализация первоочередных мер и формирование основ для разворачивания Стратегии. Сформированы нормативно-правовая база, пакет программ и проектов, основных направлений, необходимых для реализации Стратегии, а также завершена реализация начатых целевых программ, состоялся переход на программный бюджет.
2. Второй этап (2019 - 2021 годы) - совершенствование комплекса инструментов управления путем актуализации действующих, разработки новых программ и проектов, направленных на качественный рост экономики и уровня жизни населения Республики Коми. Обеспечение взаимоувязки и синхронизации муниципальных программ и национальных/региональных проектов.
3. Третий этап (2022 - 2025 годы) - продолжение реализации (реализация) флагманских проектов, участие в реализации региональных проектов Стратегии, в том числе инвестиционных проектов, способствующих достижению стратегических целей Республики Коми. Активизация инновационного развития и технологической модернизации производственной и социальной сферы. Обеспечение достаточного для экономики, населения и снижения территориальных диспропорций уровня инфраструктурной сети. Участие МО ГО "Сыктывкар" в решении установленных для Республики Коми задач и достижение целевых показателей в рамках реализации Указа Президента РФ N 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
4. Четвертый этап (2026 - 2030 годы) - устойчивое развитие базовых отраслей, наращивание вклада в экономику перерабатывающего сектора, в том числе высокотехнологичных видов деятельности. Повышение конкурентоспособности производимой продукции (товаров, услуг).
5. Пятый этап (2031 - 2035 годы) - завершение формирования нового экономического, социального и пространственного облика города в соответствии с его миссией и стратегической целью. Разработка документов стратегического планирования на последующий период.
При актуализации Стратегии учтены:
- требования Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- положения Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, распоряжения Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжения Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжения Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года", иных федеральных отраслевых и территориальных стратегий, концепций, государственных программ;
- установки указов Президента Российской Федерации: от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"; от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"; от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"; от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"; от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- требования иных федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих сферы деятельности, охваченные Стратегией;
- положения Закона Республики Коми от 23.06.2015 N 55-РЗ "О стратегическом планировании в Республике Коми";
- положения Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года.
В Стратегии применены положения приказа Министерства экономики Республики Коми от 08.08.2019 N 201 "Об утверждении рекомендаций по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми".
В процессе работы уточнены и актуализированы значения изложенных в Стратегии фактических показателей социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар".
1.1. Анализ внутренней среды МО ГО "Сыктывкар". Тенденции социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар"
1.1.1. Краткая историческая справка и характеристика экономико-географического положения МО ГО "Сыктывкар", его ресурсов, экономики, социальной сферы и системы управления
Сыктывкар (до 1930 Усть-Сысольск), столица Республики Коми, расположен на левом берегу р. Сысола (при ее впадении в р. Вычегда), в 1410 км к северо-востоку от Москвы.
История Сыктывкара началась в XVI веке, когда на месте нынешнего города появилось постоянное население. Первые упоминания о селении при устье реки Сысолы, состоящем из 9 домов (48 жителей), относятся к 1586 году. 7 февраля 1780 г. именным указом Екатерины II погост Усть-Сысольск преобразован в город Усть-Сысольск. С конца XVII века развитие города пошло ускоренным темпом: погост превратился в поселение, которое населяли крестьяне и купцы. В первое десятилетие XVIII века здесь имелось до 80 домов, в которых проживало около тысячи человек. Поселение стало важным пунктом транзита и перераспределения грузов, особенно хлеба, идущего из Прикамья и Вятки. Но самый большой доход местным торговцам приносила пушнина.
В 1783 году в Петербурге во "Всероссийской комиссии строений" был разработан генеральный план застройки города Усть-Сысольска, по которому он развивался на протяжении XIX - начала XX веков. Планировка города имела четкую систему улиц, увязанную с рельефом местности и с очертанием реки Сысолы.
Экономика города в основном имела земледельческий характер. Сельское хозяйство сохраняло значение главного занятия большинства горожан - недавних крестьян. Усть-Сысольск был крупным для Коми края речным портом. В конце XIX - начале XX века Усть-Сысольск продолжал оставаться самым значительным городом края Коми, однако развитие его шло крайне медленно. Развитие Коми края и города Усть-Сысольска определяли общие факторы формирования экономики лесного Европейского Севера, выступавшего крупным поставщиком леса на мировом рынке.
К началу XX века в городе проживало чуть более четырех тысяч человек, большинство которых по-прежнему занималось земледелием, рыбной ловлей, охотой и скотоводством. Продукция сотни ремесленников удовлетворяла местные нужды. Существенную роль в экономике города играла торговля. Ей способствовала постройка в конце XIX века железнодорожной линии Пермь - Вятка - Котлас, а также Петербург - Вологда - Вятка, что привело и к оживлению судоходства по водным путям края. Ярмарочная торговля все больше уступала постоянной лавочной торговле. Перед первой мировой войной в Усть-Сысольске существовало 9 учебных заведений, был создан Усть-Сысольский этнографический и археологический музей.
С превращением Усть-Сысольска в административно-политический центр Коми автономной области ускорился рост населения, и заметно возросла роль города как транспортного узла: через город перевозилась большая часть грузов и пассажиров южных уездов области. Основным занятием значительной части жителей Усть-Сысольска и его пригородов по-прежнему было сельское хозяйство. До 1926 года в пределах городской черты было электрифицировано лишь 50% домов. Водопровода и канализации не было.
26 марта 1930 года в связи со 150-летием города Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар ("город на Сысоле").
В 1926 году начал работу двухрамный лесопильный завод, а в 1927 году была установлена третья лесорама. Вскоре завод перевели на выпуск экспортной продукции. Весной 1931 года началось строительство второго лесозавода. В 1931 году начал работать шпалозавод треста Комилес. Хозяйство Сыктывкара приобрело лесопромышленный профиль, а в 1929 году началось строительство нового Дырносского кирпичного завода.
С развитием речного грузового и пассажирского транспорта создавалась новая отрасль промышленности - судоремонтно-судостроительная. В ходе промышленного строительства формировалась энергетическая база города. Слабым звеном в экономике области и города оставался транспорт; трудно было поддерживать в нормальном состоянии старые грунтовые дороги. В 1930 году открылась авиалиния Сыктывкар - Котлас - Архангельск.
В предвоенные годы Сыктывкар из небольшого городка, население которого в основном было занято в сельском хозяйстве и на мелких предприятиях кустарного типа, превратился в промышленный центр Коми, стал центром деревообрабатывающей промышленности республики, одновременно появились новые предприятия, а городская экономика превратилась в многоотраслевое хозяйство. Развивалась культурная и научная жизнь города. В 1930 году в Сыктывкаре открылся русский драматический театр; в 1932 году - первое в области высшее учебное заведение (Коми государственный педагогический институт), а в 1934 году начал работу комплексный научно-исследовательский институт по изучению экономики, культуры и истории Коми области.
В 1955 году утвержден генеральный план застройки Сыктывкара, в соответствии с которым территория города увеличивалась примерно в полтора раза, значительно возрастала этажность застройки.
В 1960 годах продолжалось формирование лесопромышленного комплекса: Сыктывкар становится крупным центром целлюлозно-бумажной промышленности. Была создана база строительной индустрии города в составе двух заводов железобетонных изделий, двух заводов крупнопанельного домостроения и некоторых более мелких производств. Среди предприятий транспорта наиболее быстрыми темпами развивалась авиация.
В 1970 годах решалась одна из острых проблем города - водоснабжение. За период 1959 - 1975 гг. были созданы канализационная сеть и очистные сооружения города. В 1971 году была введена Центральная водогрейная котельная (ЦВК). После перевода в 1972 года ЦВК и других котельных на природный газ от магистрали "Сияние Севера" возросла мощность источников тепла.