(с изменениями на 5 декабря 2023 года)
(в ред. Приказов Минэкономразвития Республики Коми от 25.03.2021 N 125, от 05.12.2023 N 511)
В целях методологического обеспечения процесса разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми приказываю:
1. Утвердить рекомендации по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми согласно приложению N 1.
2. Утвердить перечень целевых индикаторов/показателей, рекомендуемых для включения в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми, согласно приложению N 2.
3. Утвердить рекомендуемую форму плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в Республике Коми согласно приложению N 3.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства экономики Республики Коми от 29.12.2017 N 386 "Об утверждении рекомендаций по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми".
5. Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра экономического развития, промышленности и транспорта О.Л.Турышеву.
(п. 6 в ред. Приказа Минэкономразвития Республики Коми от 05.12.2023 N 511)
Министр
К.ПЛЕХОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ, КОРРЕКТИРОВКЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
(в ред. Приказов Минэкономразвития Республики Коми от 25.03.2021 N 125, от 05.12.2023 N 511)
1.1. Настоящие рекомендации по разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми (далее - Рекомендации) разработаны в целях реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", методологического обеспечения процесса разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля хода реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Коми.
1.2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования в Республике Коми (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.
1.3. Администрация муниципального образования (далее - Администрация) утверждает план-график разработки Стратегии, предусматривающий, в том числе, общественное обсуждение проекта Стратегии.
1.4. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:
- положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в том числе положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации), значимых для развития муниципального образования, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
- стратегии социально-экономического развития Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, содержащих основные направления и цели социально-экономического развития;
- данные статистики по муниципальным образованиям;
- планы предприятий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
1.5. Стратегия разрабатывается на период, соответствующий периоду разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Коми.
1.6. При разработке Стратегии обеспечивается постановка целей и задач Стратегии, не противоречащих содержанию документов стратегического планирования Республики Коми и Российской Федерации.
1.7. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития в Стратегии осуществляется на основе проведенного SWOT-анализа, определения важнейших проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития муниципального образования, а также с учетом возможностей и ограничений развития, ресурсного обеспечения и потенциала муниципального образования в долгосрочном периоде.
1.8. В структуру Стратегии включаются:
- вводная часть, содержащая общие положения Стратегии;
- раздел, включающий результаты анализа факторов социально-экономического развития муниципального образования, выявившего основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также влияние (позитивное/негативное) основных политических, экономических, социальных и технологических факторов на социально-экономическое развитие муниципального образования; систематизированные сведения об отраслевой специализации входящих в состав муниципального образования населенных пунктов, о перспективных для развития сферах деятельности и возможных "точках роста";
- раздел, содержащий определенные на основе проведенного анализа социально-экономического развития приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования;
- раздел, содержащий основные направления социально-экономической политики муниципального образования (человеческий капитал, экономика, территория проживания, управление);
- раздел, отражающий основные механизмы и источники ресурсного обеспечения реализации Стратегии;
- другие разделы, включение которых представляется необходимым при разработке Стратегии;
- приложения (перечень муниципальных программ, обеспечивающих реализацию Стратегии; целевые индикаторы/показатели (далее - Показатели), в том числе приведенные в Приложении N 2 к настоящему приказу; картографические материалы, отражающие территориальное развитие муниципального образования; перечень крупных инвестиционных проектов муниципального образования, планируемых к реализации на его территории; иные материалы и положения).
1.9. В структуру Стратегии рекомендуется включать разделы объемом не более 10 страниц для муниципальных образований городских округов и не более 5 страниц - для муниципальных образований муниципальных районов.
1.10. В разработке Стратегии принимают участие представительный орган муниципального образования, отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения Администрации, муниципальные учреждения, ведущие предприятия, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, и другие участники стратегического планирования (далее - Участники разработки Стратегии).
К разработке Стратегии также могут привлекаться государственные учреждения, расположенные на территории муниципального образования, объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
1.11. При необходимости Администрация создает рабочую группу по разработке проекта Стратегии.
1.12. Администрация обеспечивает общественное обсуждение проекта Стратегии (проекта изменений в Стратегию) в срок, установленный муниципальными нормативными правовыми актами, путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования и в государственной информационной системе "Интернет-портал для общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов".
1.13. В целях обеспечения согласованности целей и задач Стратегии и стратегии социально-экономического развития Республики Коми Администрация направляет проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) в Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми для согласования совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Коми.
(в ред. Приказов Минэкономразвития Республики Коми от 25.03.2021 N 125, от 05.12.2023 N 511)
1.14. В течение 15 рабочих дней со дня получения отдел стратегического планирования Министерства экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми рассматривает проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми и направляет в Администрацию сводное заключение по результатам рассмотрения проекта Стратегии (проекта изменений в Стратегию).
(в ред. Приказов Минэкономразвития Республики Коми от 25.03.2021 N 125, от 05.12.2023 N 511)
1.15. Согласованный проект Стратегии (проект изменений в Стратегию) в установленном порядке вносится Администрацией на рассмотрение представительного органа власти муниципального образования.
1.16. Стратегия (изменения в Стратегию) утверждается решением представительного органа власти муниципального образования.
1.17. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения Стратегии (изменений в Стратегию):
- Стратегия (изменения в Стратегию) размещается на официальном сайте муниципального образования и предоставляется в Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми;
(в ред. Приказов Минэкономразвития Республики Коми от 25.03.2021 N 125, от 05.12.2023 N 511)
- посредством федерального сегмента государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - ФГАИС) в Министерство экономического развития Российской Федерации направляется уведомление об утверждении Стратегии (изменений в Стратегию) для обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
1.18. Актуализация Стратегии осуществляется в случае внесения изменений в документы стратегического планирования федерального уровня, в Стратегию социально-экономического развития Республики Коми, а также при изменении факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
1.19. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в Республике Коми (далее - План мероприятий) разрабатывается на основе положений утвержденной Стратегии на период ее реализации по форме согласно Приложению N 3 к настоящему приказу.
1.20. В План мероприятий включаются этапы реализации Стратегии, комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития, указанных в Стратегии, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии показатели реализации Стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации Стратегии.
1.21. В качестве мероприятий могут выступать предложения: о планировании совершенствования нормативно-правовой базы социально-экономического развития муниципального образования; по разработке или корректировке муниципальных программ, обеспечивающих реализацию Стратегии; по разработке эффективных инструментов муниципально-частного и социального партнерства; по формированию финансово-организационных механизмов реализации Стратегии; по обеспечению реализации наиболее значимых проектов, осуществляемых в муниципальном образовании; по созданию системы мониторинга и контроля реализации Стратегии.