ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 года N 314
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)", утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 57 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 года N 186, от 6 сентября 2013 года N 364, от 16 декабря 2013 года N 553, от 28 апреля 2014 года N 183, от 20 июля 2015 года N 434), изменение, изложив его в следующей редакции:
"Утвержден Согласован постановлением Правительства первым заместителем Министра Республики Мордовия труда и социальной защиты от 25 февраля 2013 года N 57 Российской Федерации (изложен в редакции _____________ А.В.Вовченко постановления Правительства "___" ____________ 2016 г. Республики Мордовия от 20 июня 2016 года N 314)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:
дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;
сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения Республики Мордовия, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе в формате социального сопровождения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Мордовия является высокая численность лиц пожилого возраста и инвалидов. На начало 2015 года доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 210191 человек, или 26,0% от общей численности постоянного населения Республики Мордовия. В дальнейшем ожидается еще более устойчивое увеличение доли пожилых людей в составе населения, которое к началу 2017 года по прогнозным данным достигнет 28,3 процента. По состоянию на 1 января 2016 г. численность инвалидов составляет 76883 человек (9,52% населения республики).
В связи с этим получение социальных услуг в организациях социального обслуживания, предоставляющих услуги в стационарной форме, и форме социального обслуживания на дому - наиболее востребованные формы обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На 1 января 2016 г. на социальном обслуживании в стационарной форме состоит 2055 человек, в форме социального обслуживания на дому - 4800 человек.
Очередность на получение места в психоневрологических интернатах на 1 января 2016 г. составила 121 человек, очереди на получение социальных услуг на дому не имеется.
2.2. Своевременное повышение квалификации работников социальных служб в рамках освоения инновационных технологий, индивидуального и дифференцированного подхода с использованием инновационных технологий, форм и методов повышения квалификации работников социальной сферы способствует закреплению кадров в государственных организациях социального обслуживания населения Республики Мордовия, обеспечению гарантии профессионального мастерства и успеха, повышению мотивации к труду, повышению престижа профессии, что является одним из факторов улучшения социального обслуживания населения.
В целях повышения квалификации работников социальной сферы утвержден План мероприятий по повышению кадрового потенциала работников системы социальной защиты населения Республики Мордовия до 2018 года.
В 2014 году 1302 (32,8%) сотрудника системы социальной защиты населения Республики Мордовия повысили профессиональный уровень по различным направлениям деятельности: 35 педагогических работников повысили квалификацию; 13 педагогическим работникам государственных учреждений по социальной защите населения Республики Мордовия по итогам аттестации присвоена высшая категория, 17 педагогическим работникам - первая квалификационная категория; 37 медицинских работников прошли сертификационные циклы обучения. Прошли обучение по программе "Оказание неотложной доврачебной помощи" 467 социальных работников.
В 2015 году 1178 (31,4%) сотрудников системы социальной защиты населения Республики Мордовия повысили профессиональный уровень по различным направлениям деятельности:
- в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы организовано обучение специалистов системы социальной защиты населения, участвующих в формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. По данному направлению за отчетный период обучено 102 специалиста системы социальной защиты населения Республики Мордовия;
- по программе "Приемы оказания неотложной доврачебной помощи" прошли курсы повышения квалификации 362 социальных работника;
- по программе "Обучение компьютерной грамотности" прошли подготовку 10 социальных работников;
- повысили квалификацию 5 психологов, прошли аттестацию на присвоение I квалификационной категории 13 педагогических работников, высшей категории - 9 педагогов;
- сертификационные циклы обучения прошли 42 медицинских работника;
- по программе "Контрактная система в сфере закупок: применение Федерального закона N 44-ФЗ" обучено 6 руководителей и специалистов государственных учреждений, подведомственных Министерству;
- 589 руководителей и специалистов системы повысили свой профессиональный уровень в рамках обучающих семинаров, проводимых на базе Министерства.
В соответствии с указанным Планом в 2016 году запланировано обучить около 500 руководителей и специалистов.
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 29 марта 2013 года N 71 "Об утверждении Положения об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия" внедрен институт наставничества молодых специалистов в систему подготовки трудовых кадров.
Развитие наставничества в сфере социального обслуживания - процесс формирования и развития у молодых работников профессиональных знаний, навыков, умений; оказание молодым работникам помощи в адаптации к условиям осуществления трудовой деятельности; воспитание профессионально-значимых качеств личности; ознакомление с правилами и традициями учреждения; содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам; изучение требований нормативных правовых актов; оказание моральной и психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей; развитие интереса к трудовой деятельности.
2.3. В 2013 году проведена оптимизация штатной численности в государственных организациях социального обслуживания, в ходе которой были сокращены 55,125 штатных единиц. В результате уменьшились административно-хозяйственные расходы.
Следующий этап оптимизации штатной численности в государственных организациях социального обслуживания населения Республики Мордовия связан с заключением соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональным планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
Так, в 2014 году с целью достижения целевых показателей, установленных в вышеуказанном соглашении, Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия проведены мероприятия по оптимизации сети государственных организаций социального обслуживания, в результате которых были сокращены 184,67 штатные единицы, в том числе: сокращены 33,5 штатные единицы в результате ликвидации ГБСУСОССЗН РМ "Анаевский дом-интернат милосердия", 83 штатные единицы социальных работников в учреждениях социальной защиты населения, 15,5 штатных единиц прочего персонала в организациях социального обслуживания населения, 52,67 штатные единицы в учреждениях для несовершеннолетних и социальном приюте для детей и подростков (мониторинг, проведенный в течение 2012 - 2013 годов, показал, что укомплектованность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в течение года варьирует от 70 до 92% (в среднем 75%), в зависимости от времени года и начала (окончания) учебного года: наибольшая укомплектованность наблюдается в зимне-весенний период, наименьшая - в летне-осенний период).
В 2015 году проведены мероприятия по оптимизации штатной численности работников системы социального обслуживания населения Республики Мордовия в количестве 155,5 штатных единиц, в том числе 39,5 штатных единиц в результате ликвидации ГБСУСОССЗН РМ "Кочелаевский дом-интернат ветеранов войны и труда", 29 штатных единиц в учреждениях для несовершеннолетних и социальном приюте для детей и подростков, 87 штатных единиц в учреждениях социальной защиты населения.
В I квартале 2016 г. проведены мероприятия по реорганизации следующих учреждений:
- Государственного казенного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Дом ночного пребывания" путем присоединения к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "Саранский пансионат ветеранов войны и труда" (сокращены 6,5 штатных единиц);
- Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" путем присоединения к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Республики Мордовия "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда" с сохранением основных целей его деятельности (сокращены 9,5 штатных единиц);
- Государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Кадошкинскому району Республики Мордовия" путем присоединения к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Инсарскому району Республики Мордовия" (сокращены 7 штатных единиц);
- Государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Атюрьевскому району Республики Мордовия" путем присоединения к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Торбеевскому району Республики Мордовия" (сокращены 5,5 штатных единиц).
Также сокращены 12,75 штатных единиц хозяйственно-обслуживающего и медицинского персонала в государственных организациях социального обслуживания.
Кроме того, в 2016 году планируется сократить 67 штатных единиц операторов газовых котельных в результате перевода газовых котельных на систему удаленного мониторинга.
Таким образом, в 2016 году сокращено и планируется сократить 108,25 штатных единиц.
В 2015 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников учреждений социальной защиты населения Республики Мордовия составил 12509,0 рублей, или 62,5% к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Мордовия. Рост по сравнению с 2014 годом составил 105,6 процента.
2.4. Ежегодно проводится капитальный ремонт зданий и сооружений стационарных организаций социального обслуживания за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в рамках государственных программ и за счет внебюджетных источников.
Всего на проведение капитального ремонта, в том числе обеспечение доступности среды для маломобильных групп населения, в 2013 - 2015 годах освоено более 124,0 млн. рублей.
Проведены капитальные ремонты жилых корпусов в 11 государственных стационарных организациях социального обслуживания, что составляет 39% от всех государственных стационарных организаций социального обслуживания.
Обеспечена комплексная безопасность в государственных стационарных организациях социального обслуживания. В настоящее время все жилые корпуса оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системой речевого оповещения о пожаре, системами пожаротушения (внутренний противопожарный водопровод, пожарные гидранты, пожарные резервуары). Сигналы о срабатывании автоматической пожарной сигнализации поступают на пульты подразделений пожарных частей.
В 2014 году начата работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и граждан пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры.
В рамках государственной программы Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2018 годы" выполнены мероприятия по капитальному ремонту жилых корпусов в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения в 4 стационарных организациях социального обслуживания (установлены поручни по путям движения, адаптированы санитарные узлы и душевые, проведен ремонт входных групп жилых корпусов, установлены пандусы, проведен монтаж и ремонт лифтов, проведено благоустройство прилегающих территорий). На реализацию указанных мероприятий было выделено и освоено 23,3 млн. рублей.
Более десяти лет Пенсионным фондом Российской Федерации выделяются средства на софинансирование региональных социальных программ, направленных на укрепление материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности.
При финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации проводятся работы по капитальному ремонту жилых корпусов, подсобных помещений стационарных организаций, которые позволили значительно улучшить условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Несмотря на то, что на проведение капитального ремонта государственных стационарных организаций социального обслуживания из различных источников выделяются значительные денежные средства, потребность в проведении ремонтных работ не снижается и требует дальнейшего продолжения финансирования.
Работы по капитальному ремонту жилых корпусов продолжаются в рамках реализации государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2020 годы".
В 2015 году в рамках государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 года N 504, проведен капитальный ремонт жилого корпуса ГБСУСОССЗН РМ "Козловский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на общую сумму 4,1 млн. рублей, в том числе 1,4 млн. рублей составила субсидия, предоставленная из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию социальной программы на условиях софинансирования.
В 2016 году в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы" планируется завершить работы по капитальному ремонту здания ГБСУСОССЗН РМ "Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". За счет внебюджетных средств запланировано проведение капитального ремонта жилого корпуса в ГБСУСОССЗН РМ "Большеберезниковский психоневрологический интернат". Общая сметная стоимость работ составляет более 14,0 млн. рублей.
2.5. Одной из особенностей административно-территориального устройства Республики Мордовия является большая численность сельских населенных пунктов (сел, деревень, сельских поселков и др.), где инфраструктура сельских населенных пунктов малоразвита и в большинстве случаев имеет территориальную удаленность друг от друга.
Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия численность населения составляет:
2013 год | 2014 год | на 1 января 2015 г. | |||
(человек) | (человек) | (человек) | |||
815361, из них | 810522, из них | 808888, из них | |||
городская местность | сельская местность | городская местность | сельская местность | городская местность | сельская местность |
497389 | 317972 | 493952 | 316570 | 495165 | 313723 |
Следует отметить, что наибольшая часть граждан, пользующихся социальными услугами, проживают в сельской местности.
По состоянию на 1 января 2016 года на надомном социальном обслуживании находилось 4800 человек, из них в городской местности - 1322 (27,5%), в сельской - 3478 (72,5%), что на 163,1% больше, чем в городской местности.