ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 года N 183
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)", утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 57 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 года N 186, от 6 сентября 2013 года N 364, от 16 декабря 2013 года N 553), изменение, изложив его в следующей редакции:
"Утвержден
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 25 февраля 2013 года N 57
(изложен в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 28 апреля 2014 года N 183
Согласовано
Заместителем Министра труда
и социальной защиты
Российской Федерации
___________ А.В.ВОВЧЕНКО
23.04.2014
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:
дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия;
сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения Республики Мордовия.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Мордовия является высокая численность лиц пожилого возраста и инвалидов. На начало 2013 г. доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 202099 человек, или 24,7% от общей численности постоянного населения Республики Мордовия. В дальнейшем ожидается еще более устойчивое увеличение доли пожилых людей в составе населения, которая к началу 2017 г. по прогнозным данным достигнет 28%. По состоянию на 1 января 2014 года численность инвалидов составляет около 79366 человек (около 10% населения республики).
В связи с этим получение социальных услуг в стационарных учреждениях и социальное обслуживание на дому - наиболее востребованные формы обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
По состоянию на 1 января 2014 г. очередь на получение места в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения Республики Мордовия составляет 100 человек, или 5,0% от общего количества обслуживаемых граждан, на получение социальных услуг на дому - 83 человека, или 1,67% от общего числа обслуженных граждан в течение 2013 года соответственно.
В действующих нормативных правовых актах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются путем описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание самих социальных услуг не конкретизировано.
2.2. В системе социального обслуживания населения Республики Мордовия наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда работников социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
Не происходит обновления кадрового потенциала социальных работников. Вакансии заполняются людьми, не имеющими специального образования, которые нуждаются в переобучении или получении специального образования.
В обществе сложилось негативное отношение к профессии "социальный работник", непонимание реального характера социальной работы, ее несомненной значимости и необходимости для современного общества, недостаточное признание со стороны общественности важности труда самих социальных работников, устойчивое мнение о непрестижности профессии и нежелание выпускников вузов идти работать по этой специальности.
Своевременное повышение квалификации работников социальных служб в рамках освоения инновационных технологий, индивидуального и дифференцированного подхода с использованием инновационных технологий, форм и методов повышения квалификации работников социальной сферы, способствует закреплению кадров в государственных учреждениях социального обслуживания Республики Мордовия, обеспечению гарантии профессионального мастерства и успеха, повышению мотивации к труду, повышению престижа профессии, что является одним из факторов улучшения социального обслуживания населения.
В целях повышения квалификации работников социальной сферы утвержден План мероприятий по повышению кадрового потенциала работников системы социальной защиты населения Республики Мордовия до 2018 года.
За 2013 год - 824 руководителя и специалиста системы социальной защиты населения Республики Мордовия (22%) повысили свой профессиональный уровень по различным формам обучения. Сертификационные циклы обучения прошли 34 медицинских работника, повысили квалификацию 83 педагогических работника, прошли аттестацию на присвоение I квалификационной категории 31, высшей категории - 7 педагогических работников.
В соответствии с указанным Планом в 2014 году запланировано обучить около 300 руководителей и специалистов (из них - 150 социальные работники).
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 29 марта 2013 года N 71 "Об утверждении Положения об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия" внедрен институт наставничества молодых специалистов в систему подготовки трудовых кадров.
Развитие наставничества в сфере социального обслуживания - процесс формирования и развития у молодых работников профессиональных знаний, навыков, умений; оказание молодым работникам помощи в адаптации к условиям осуществления трудовой деятельности; воспитание профессионально-значимых качеств личности; ознакомление с правилами и традициями учреждения; содействие выработке навыков профессионального поведения; соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, изучение требований нормативных правовых актов; оказание моральной и психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей; развитие интереса к трудовой деятельности.
2.3. Оптимизация структуры государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, впервые была проведена в 2005 г. в рамках реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В результате за счет сокращения 400 штатных единиц социальных работников были открыты отделения по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат и предоставлению жилищно-коммунальных льгот отдельным категориям граждан.
Следующий этап оптимизации штатной численности в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания и социальной защиты населения состоялся при внедрении новой системы оплаты труда с 1 января 2009 года.
Оптимизация штатной численности работников составила 654 штатные единицы (13,5% от общей штатной численности работников), в том числе 194 штатные единицы социальных работников.
В результате уменьшилось количество учреждений социальной защиты, сокращены административно-хозяйственные расходы.
В результате проведенных мероприятий общее количество штатных единиц государственных учреждений социального обслуживания на 1 января 2013 года составило 4307,5 штатных единиц, в том числе: 35 штатных единиц врачей, 364,75 штатных единиц среднего медицинского персонала, 690,25 штатных единиц младшего медицинского персонала, 1072,75 штатных единиц социальных работников, 185 штатных единиц педагогического персонала в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В 2013 - 2018 годах также запланированы мероприятия по оптимизации штатной численности работников системы социального обслуживания населения Республики Мордовия в количестве 192,125 шт. единиц, в том числе в 2013 году - 55,125 шт. единиц, в 2014 году - 78 шт. единиц, в 2015 году - 59 шт. единиц.
В частности, в 2014 году предусматривается сокращение 13 штатных единиц социальных работников. С учетом перехода с 2015 года на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому на основе оценки индивидуальной нуждаемости предусматривается сокращение штатных единиц социальных работников в количестве 22 штатных единицы. Всего за рассматриваемый период планируется сокращение 35 штатных единиц социальных работников.
Мониторинг, проведенный в течение 2012 - 2013 годов, показал, что укомплектованность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в течение года варьирует от 70% до 92%, в зависимости от времени года и начала (окончания) учебного года: наибольшая укомплектованность наблюдается в зимне-весенний период, наименьшая - в летне-осенний период. Средняя укомплектованность указанных учреждений в течение года составляет 75%. В этой связи, в 2014 году проводятся мероприятия по оптимизации штатов специализированных учреждений путем сокращения их численности на 60 единиц.
Сокращение штатной численности работников сферы социального обслуживания населения республики составит в 2018 году 6,8% от общей штатной численности работников на начало 2013 года или 7,8% от средней списочной численности работников. С учетом проведенной оптимизации в 2009 году штатная численность работников уменьшится к 2018 году на 19,1%.
В 2012 г. размер среднемесячной заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия составил 6465,9 руб., или 42,6% к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Мордовия, в 2013 году - 8831,6 рублей или 49,4%.
2.4. Материально-техническая база действующих государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия требует обновления.
Ежегодно на выделяемые из республиканского бюджета Республики Мордовия финансовые средства с привлечением внебюджетных источников проводятся капитальные ремонты жилых корпусов и вспомогательных помещений.
Кроме того, в республике успешно реализуются республиканские целевые программы.
В рамках Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 - 2020 годы государственным учреждениям социального обслуживания населения Республики Мордовия запланировано выделение 223,3 млн. рублей, в 2011 - 2012 годах освоено 63,0 млн. рублей, в 2013 году - 10,0 млн. рублей.
Проведены энергосберегающие мероприятия: частичная замена ламп освещения на энергосберегающие во всех учреждениях, ремонт системы отопления, теплотрассы в 19 учреждениях, ремонт котельных в 20 учреждениях, замена оконных и дверных блоков в 18 учреждениях, замена счетчиков в 12 учреждениях, утепление жилых корпусов в 9 учреждениях.
В целях предупреждения тяжелых последствий чрезвычайных ситуаций в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания приняты соответствующие меры по усилению комплексной безопасности, в том числе противопожарной защищенности объектов.
В рамках Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2010 - 2012 годы государственными стационарными учреждениями социального обслуживания освоено 22,5 млн. рублей. Проведены мероприятия по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, установке системы оповещения и управления эвакуацией, установке дублирующей световой, звуковой, визуальной сигнализации, обработке деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом, замеру сопротивления изоляции электропроводки, ремонту пожарных резервуаров и пожарных гидрантов. Приобретены первичные средства пожаротушения, установлены дополнительно пожарные резервуары.
Обеспечение пожарной безопасности будет продолжено в рамках Республиканской целевой программы "Пожарная безопасность" на 2013 - 2017 годы. Запланировано выделение государственным стационарным учреждениям социального обслуживания населения Республики Мордовия 34,0 млн. рублей.
Более десяти лет Пенсионным фондом Российской Федерации выделяются значительные средства на софинансирование региональных социальных программ, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
При финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации проводятся работы по капитальному ремонту жилых корпусов, подсобных помещений стационарных учреждений, которые позволили значительно улучшить условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Несмотря на то, что на проведение капитального ремонта стационарных учреждений социального обслуживания из различных источников выделяются значительные денежные средства, потребность в проведении ремонтных работ не снижается и требует дальнейшего продолжения финансирования.
Требуется проведение капитального ремонта и реконструкции здания 12 государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения республики. В 2014 году проводится капитальный ремонт жилого корпуса Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "Потьминский дом-интернат для умственно отсталых детей" и здания главного корпуса Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
2.5. Рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора в Республике Мордовия не развит. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг. Участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев осуществляется на низком уровне.
2.6. Одной из проблем системы социальной защиты населения Республики Мордовия является наличие очереди на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты в количестве 100 человек.
Вместе с тем, с каждым годом уменьшается количество детей-инвалидов направляемых в детские дома-интернаты: в 2010 году было направлено 12 детей, в 2011 году - 8 детей, в 2012 году - 6 детей, в 2013 году - 4 ребенка-инвалида, в 1 квартале 2014 года дети-инвалиды в детские дома-интернаты не направлялись.
Количество детей-инвалидов находящихся на стационарном социальном обслуживании сократилось по сравнению с 2010 годом на 48 человек (42,9%). Ожидается дальнейшее уменьшение количества детей-инвалидов проживающих в детских домах-интернатах.
В системе социальной защиты населения республики функционирует Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей".
Детский дом-интернат изначально рассчитан на 200 койко-мест. В дальнейшем, в связи с уменьшением численности детей-инвалидов (ежегодно направляется 2 - 3 ребенка), проведено сокращение койко-мест до 60. В настоящее время в учреждении проживает 36 детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет.
Дети-инвалиды из числа воспитанников детского дома-интерната по достижению ими восемнадцатилетнего возраста по физическому и психическому состоянию еще недостаточно сформированы для проживания во взрослых психоневрологических интернатах и при переводе испытывают трудности в адаптации к кардинально новым условиям проживания и взаимодействия во взрослом коллективе. Для них требуется поэтапная адаптация к новым условиям проживания с созданием промежуточного звена между условиями детского дома-интерната и психоневрологического интерната.
С 1993 года в республике стали создаваться дома-интернаты малой вместимости (на 25 - 50 мест). Для их открытия передавались здания бывших участковых больниц, детских садов, амбулаторий. Как правило, это деревянные строения или здания с деревянными перекрытиями и перегородками, в которых согласно требованиям МЧС России необходимо запретить размещение людей с ограниченными возможностями (пожилые граждане, инвалиды).
В этой связи в 2014 году запланировано проведение ликвидации трех стационарных учреждений социального обслуживания, как объектов с высокой степенью пожароопасности.
Граждане, проживающие в вышеуказанных учреждениях социального обслуживания, будут переселены в функционирующие государственные учреждения социального обслуживания, отвечающие всем требованиям безопасности и комфортности.
2.7. Системы показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения и критериев оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей и работников требуют совершенствования.