ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2015 года N 434


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 57


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 57 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 года N 186, от 6 сентября 2013 года N 364, от 16 декабря 2013 года N 553, от 28 апреля 2014 года N 183) следующие изменения:

1) в преамбуле слова "приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" заменить словами "приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)";

2) План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" изложить в следующей редакции:

"Утвержден   Согласован постановлением Правительства   Первым заместителем Министра Республики Мордовия   труда и социальной защиты от 25 февраля 2013 года N 57   Российской Федерации (изложен в редакции   _____________ А.В.Вовченко постановления Правительства   _________________ 2015 г. Республики Мордовия  от 20 июля 2015 года N 434)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

I. Общее описание


1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".

"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.

Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:

дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;

возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев;

внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;

реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия;

сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения Республики Мордовия, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе в формате социального сопровождения.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Мордовия является высокая численность лиц пожилого возраста и инвалидов. На начало 2014 года доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 205747 человек, или 25,3% от общей численности постоянного населения Республики Мордовия. В дальнейшем ожидается еще более устойчивое увеличение доли пожилых людей в составе населения, которая к началу 2017 года по прогнозным данным достигнет 28 процентов. По состоянию на конец 2014 года численность инвалидов составляет 78398 человек (9,7% населения республики).

В связи с этим получение социальных услуг в стационарных учреждениях и социальное обслуживание на дому - наиболее востребованные формы обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

По состоянию на 1 января 2015 г. очередь на получение места в психоневрологических интернатах составляет 96 человек, очереди на получение социальных услуг на дому не имеется.

2.2. Своевременное повышение квалификации работников социальных служб в рамках освоения инновационных технологий, индивидуального и дифференцированного подхода с использованием инновационных технологий, форм и методов повышения квалификации работников социальной сферы, способствует закреплению кадров в государственных учреждениях социального обслуживания Республики Мордовия, обеспечению гарантии профессионального мастерства и успеха, повышению мотивации к труду, повышению престижа профессии, что является одним из факторов улучшения социального обслуживания населения.

В целях повышения квалификации работников социальной сферы утвержден План мероприятий по повышению кадрового потенциала работников системы социальной защиты населения Республики Мордовия до 2018 года.

За 2014 год 1302 (32,8%) сотрудника системы социальной защиты населения Республики Мордовия повысили профессиональный уровень по различным направлениям деятельности: 35 педагогических работников повысили квалификацию; 13 педагогическим работникам государственных учреждений по социальной защите населения Республики Мордовия по итогам аттестации присвоена высшая категория, 17 педагогическим работникам - первая квалификационная категория; 37 медицинских работников прошли сертификационные циклы обучения. Прошли обучение по программе "Оказание неотложной доврачебной помощи" 467 социальных работников.

В соответствии с указанным Планом в 2015 году запланировано обучить около 500 руководителей и специалистов.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 29 марта 2013 года N 71 "Об утверждении Положения об организации наставничества в системе социальной защиты населения Республики Мордовия" внедрен институт наставничества молодых специалистов в систему подготовки трудовых кадров.

Развитие наставничества в сфере социального обслуживания - процесс формирования и развития у молодых работников профессиональных знаний, навыков, умений; оказание молодым работникам помощи в адаптации к условиям осуществления трудовой деятельности; воспитание профессионально-значимых качеств личности; ознакомление с правилами и традициями учреждения; содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам; изучение требований нормативных правовых актов; оказание моральной и психологической поддержки в преодолении профессиональных трудностей; развитие интереса к трудовой деятельности.

2.3. В 2013 году проведена оптимизация штатной численности в государственных учреждениях социального обслуживания населения, в ходе которой были сокращены 55,125 штатных единиц. В результате уменьшились административно-хозяйственные расходы.

Следующий этап оптимизации штатной численности в государственных учреждениях социального обслуживания населения Республики Мордовия связан с заключением соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональным планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". Так, в 2014 году с целью достижения целевых показателей, установленных в вышеуказанном соглашении, Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия проведены мероприятия по оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания, в результате которых были сокращены 184,67 штатных единиц, в том числе: сокращены 33,5 штатных единиц в результате ликвидации ГБСУСОССЗН РМ "Анаевский дом-интернат милосердия", 83 штатные единицы социальных работников в учреждениях социальной защиты населения, 15,5 штатных единиц прочего персонала в учреждениях социального обслуживания населения, 52,67 штатных единиц в учреждениях для несовершеннолетних и социальном приюте для детей и подростков (мониторинг, проведенный в течение 2012 - 2013 годов, показал, что укомплектованность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в течение года варьирует от 70 до 92% (в среднем 75%), в зависимости от времени года и начала (окончания) учебного года: наибольшая укомплектованность наблюдается в зимне-весенний период, наименьшая - в летне-осенний период).

В 2015 году также запланированы мероприятия по оптимизации штатной численности работников системы социального обслуживания населения Республики Мордовия в количестве 155,5 штатных единиц, в том числе 39,5 штатных единиц в результате ликвидации ГБСУСОССЗН РМ "Кочелаевский дом-интернат ветеранов войны и труда", 32 штатные единицы в учреждениях для несовершеннолетних и социальном приюте для детей и подростков, 84 штатные единицы в учреждениях социальной защиты населения.

В 2014 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия составил 11844,4 рублей, или 58,8% к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Мордовия. Рост по сравнению с 2013 годом составил 133,4 процента.

2.4. Материально-техническая база действующих государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия требует обновления.

Ежегодно на выделяемые из республиканского бюджета Республики Мордовия финансовые средства с привлечением внебюджетных источников проводятся капитальные ремонты жилых корпусов и вспомогательных помещений.

Кроме того, в республике успешно реализуются республиканские целевые программы, а с 2014 года государственные программы Республики Мордовия.

В 2014 году в рамках государственной программы Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы проведены мероприятия по замене оконных и дверных блоков в ГБСУСОССЗН РМ "Козловский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на общую сметную стоимость более 1,7 млн. рублей.

В целях предупреждения тяжелых последствий чрезвычайных ситуаций в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания приняты соответствующие меры по усилению комплексной безопасности, в том числе противопожарной защищенности объектов.

В 2014 году начата работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и граждан пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры.

В рамках государственной программы Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2018 годы" выполнены мероприятия по капитальному ремонту жилых корпусов в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения в трех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания: ГБСУСОССЗН РМ "Саранский пансионат ветеранов войны и труда", ГБСУСОССЗН РМ "Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБСУСОССЗН РМ "Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". На реализацию указанных мероприятий в 2014 году выделено 11,2 млн. рублей. В учреждениях оборудованы пандусы, поручни по путям движения и в санитарных узлах, смонтированы лифты и подъемники.

В 2015 году работы по адаптации государственных учреждений социального обслуживания населения с целью обеспечения доступности для инвалидов будут продолжены.

Более десяти лет Пенсионным фондом Российской Федерации выделяются средства на софинансирование региональных социальных программ, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями трудовых (страховых) пенсий по старости и по инвалидности.

При финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации проводятся работы по капитальному ремонту жилых корпусов, подсобных помещений стационарных учреждений, которые позволили значительно улучшить условия проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Несмотря на то, что на проведение капитального ремонта стационарных учреждений социального обслуживания из различных источников выделяются значительные денежные средства, потребность в проведении ремонтных работ не снижается и требует дальнейшего продолжения финансирования.

В 2014 году в рамках государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 года N 504, проведен капитальный ремонт жилого корпуса ГБСУСОССЗН РМ "Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и здания главного корпуса ГБСУСОССЗН РМ "Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на общую сумму 17,4 млн. рублей, в том числе 2,6 млн. рублей составила субсидия, предоставленная из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию социальной программы на условиях софинансирования.

Кроме того, в 2014 году за счет внебюджетных средств проведен капитальный ремонт жилого корпуса, системы водоснабжения с установкой химводоочистки и монтаж системы вентиляции в корпусе отделения милосердия ГБСУСОССЗН РМ "Ардатовский психоневрологический интернат" на сумму более 14,2 млн. рублей.

В 2015 году в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы" планируется проведение капитального ремонта здания ГБСУСОССЗН РМ "Козловский дом-интернат для престарелых и инвалидов".

За счет внебюджетных средств запланировано проведение капитального ремонта жилых корпусов в ГБСУСОССЗН РМ "Пуркаевский психоневрологический интернат" и ГБСУСОССЗН РМ "Большеберезниковский психоневрологический интернат".

2.5. Рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора в Республике Мордовия не развит. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг. Участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев осуществляется на низком уровне.

2.6. Одной из проблем системы социальной защиты населения Республики Мордовия является наличие очереди на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты в количестве 96 человек.

Вместе с тем с каждым годом уменьшается количество детей-инвалидов направляемых в детские дома-интернаты: в 2010 году было направлено 12 детей, в 2011 году - 8 детей, в 2012 году - 6 детей, в 2013 году - 4 ребенка-инвалида, в 2014 году - 2 ребенка-инвалида.

Количество детей-инвалидов, находящихся на стационарном социальном обслуживании, сократилось по сравнению с 2010 годом на 50 человек (43%). Ожидается дальнейшее уменьшение количества детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах.

В системе социальной защиты населения республики функционирует ГБСУСОССЗН РМ "Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей".

Детский дом-интернат изначально рассчитан на 200 койко-мест. В дальнейшем, в связи с уменьшением численности детей-инвалидов (ежегодно направляется 2 - 3 ребенка) проведено сокращение койко-мест до 60. В настоящее время в учреждении проживает 34 ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 18 лет.

Дети-инвалиды из числа воспитанников детского дома-интерната по достижению ими восемнадцатилетнего возраста по физическому и психическому состоянию еще недостаточно сформированы для проживания во взрослых психоневрологических интернатах и при переводе испытывают трудности в адаптации к кардинально новым условиям проживания и взаимодействия во взрослом коллективе. Для них требуется поэтапная адаптация к новым условиям проживания с созданием промежуточного звена между условиями детского дома-интерната и психоневрологического интерната.

С этой целью в 2014 году на базе Потьминского детского дома-интерната создано отделение социальной реабилитации для инвалидов молодого возраста на 70 койко-мест. Нахождение воспитанников детского дома-интерната в отделении реабилитации в течение нескольких лет позволит дополнительно развить навыки самообслуживания, общения, контроля над своим поведением, достигнуть более зрелого физического и психического состояния, что благоприятно скажется на процессе адаптации к взрослому коллективу психоневрологического интерната.

В дальнейшем планируется перепрофилирование Потьминского детского дома-интерната в психоневрологический интернат для лиц в возрасте от 18 до 35 лет.

С 1993 года в республике стали создаваться дома-интернаты малой вместимости (на 25 - 50 мест). Для их открытия передавались здания бывших участковых больниц, детских садов, амбулаторий. Как правило, это деревянные строения или здания с деревянными перекрытиями и перегородками, в которых согласно требованиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий необходимо запретить размещение людей с ограниченными возможностями (пожилых граждан, инвалидов).

В этой связи в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 ноября 2013 года N 719-р ликвидировано ГБСУСОССЗН РМ "Анаевский дом-интернат милосердия" на 25 мест, которое было расположено в приспособленном деревянном строении бывшей участковой больницы. При ликвидации учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды переведены в стационарные учреждения социального обслуживания, отвечающие всем требованиям комфортности и комплексной безопасности.

В 2015 - 2016 годах запланировано проведение ликвидации двух стационарных учреждений социального обслуживания как объектов с высокой степенью пожароопасности: ГБСУСОССЗН РМ "Кочелаевский дом-интернат для ветеранов войны и труда" и ГБСУСОССЗН РМ "Новочадовский дом-интернат для престарелых и инвалидов".

2.7. Системы показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения и критериев оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей и работников требуют совершенствования.

В целях повышения эффективности и результативности деятельности учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 года N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта" и от 1 июля 2013 года N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников", приняты:

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 27 августа 2013 года N 308 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Минсоцзащиты Республики Мордовия";

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 27 августа 2013 года N 310 "О режиме работы государственных учреждений, подведомственных Минсоцзащиты Республики Мордовия, и переводе их работников на эффективный контракт";

приказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 21 мая 2014 года N 157 "Об утверждении Положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, Положения об оказании материальной помощи руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, создании комиссии по оценке эффективности деятельности руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»