РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 июня 2011 года N 336-Р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Минэкономики Республики Мордовия.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет 60000,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минэкономики Республики Мордовия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия в срок до 20 июня 2011 года.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия В.Н.Мазова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
В Республике Мордовия работа по реформированию государственного управления проводится с 2006 года. Согласно Республиканской целевой программе "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 - 2010 годах", утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 года N 694-Р (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 года N 394), основными целями и задачами реформирования государственного управления были определены:
улучшение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ);
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В рамках вышеуказанной программы проведена работа по внедрению административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг. К концу 2010 года принято свыше 155 административных регламентов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и свыше 50 административных регламентов органов местного самоуправления. Реализованы первый и второй этапы перевода первоочередных услуг (141 государственной и 34 муниципальных) в электронную форму.
В ходе реализации Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 года N 610, созданы два МФЦ - на базе здания Общественной приемной администрации городского округа Саранск и в Рузаевском муниципальном районе. На базе каждого из центров оказывается свыше 60 государственных и муниципальных услуг.
Сформирована необходимая правовая база, в том числе для создания МФЦ, перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму.
В частности, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 года N 142-Р утверждены:
Структура системы МФЦ на территории Республики Мордовия;
Примерное положение о МФЦ в Республике Мордовия;
Примерный перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ;
Примерные требования к МФЦ;
Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на территории Республики Мордовия.
Для муниципальных районов в республике разработаны проекты:
Типового плана подготовительных мероприятий по созданию МФЦ муниципального района;
Типового постановления главы администрации муниципального района "О создании муниципального бюджетного учреждения Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального района";
Типового штатного расписания МФЦ муниципального района;
Примерного перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
Приняты:
Приняты распоряжения Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 года N 200-Р (об утверждении плана перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Мордовия, учреждениями Республики Мордовия и муниципальными учреждениями, который предполагает пять этапов перехода на предоставление в электронном виде 83 государственных и 34 муниципальных услуг) и от 11 мая 2010 года N 223-Р (об утверждении Республиканского реестра государственных услуг (функций) Республики Мордовия).
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в республике проведена работа по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Указами Главы Республики Мордовия утверждены порядки организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия.
Разработаны и утверждены свыше 30 административных регламентов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия (органов местного самоуправления) по проведению проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (муниципального контроля). Также разработаны и приняты необходимые методические рекомендации по определению организационно-правовой модели взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок, по организации мониторинга эффективности и законности осуществления государственными (муниципальными) органами исполнительной власти государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Однако остается недостаточно реализованной задача по созданию эффективной системы межведомственного (в том числе электронного) и внутриведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Накопленный в республике опыт работы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также результаты анализа опыта других регионов Российской Федерации позволяют сделать вывод о необходимости продолжения работы по созданию МФЦ на уровне муниципальных образований. Требует продолжения работа по снижению административных барьеров для бизнеса, созданию благоприятной среды для развития предпринимательства, ликвидации избыточных административных процедур, оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти, а также бюджетных расходов при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг в 2011 - 2013 годах, одобренной на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 15 марта 2011 года N 115), определяет основные теоретические и методологические подходы к Республиканской целевой программе "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) и содержит обоснование практических мер, предусмотренных в Программе.
В соответствии с Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 года N 589, политика республики должна быть направлена на повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивости экономического роста, в том числе за счет перехода экономики республики на модель инновационного развития.
Достижение указанных целей планируется осуществить в том числе за счет:
совершенствования нормативно-правовой базы преобразований в экономике и социальной сфере;
реализации высокоэффективных и социально значимых проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;
совершенствования системы государственного управления.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", к одним из основных факторов, определяющих развитие Республики Мордовия, относится перестройка процедур администрирования процессов государственного управления (переход к результативному управлению), в том числе:
регламентация и стандартизация государственных и бюджетных услуг;
расширение возможности конкурсного их предоставления, включая передачу на выполнение небюджетными организациями;
повышение эффективности бюджетных расходов и расширение самостоятельности распорядителей бюджетных средств, использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении при реализации государственных функций и услуг.
Таким образом, цели и задачи Программы соответствуют приоритетным задачам государственной политики в сфере социально-экономического развития, административной реформы, которые решались как на федеральном, так и на республиканском уровне в последние годы, а также определены на ближайшую перспективу.
При этом Программа тесно взаимосвязана с реформированием иных направлений государственного сектора, таких как государственная служба, финансы, оптимизация и повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, формирование информационного общества, противодействие коррупции.
Новый этап административной реформы предполагает завершение формирования целостной системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Республики Мордовия, включающей мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Наиболее эффективной формой решения указанных задач представляется реализация республиканской целевой программы, скоординированной с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне, при обязательном значительном участии исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и межведомственной координации.
В пользу выбора программно-целевого метода говорит и складывающаяся в республике практика проведения административной реформы. Так, например, в ходе реализации проекта по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предприняты меры, направленные на сокращение масштабов вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе путем нормативного урегулирования вопросов проведения проверок субъектов предпринимательства, разработки и принятия административных регламентов, определения организационно-правовой модели взаимодействия исполнительных органов государственной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Однако указанная работа требует продолжения. Нуждается в координации работа по завершению регламентации проведения проверок в сфере земельного контроля на уровне городских и сельских поселений. Вопросы земельного контроля остаются не до конца урегулированными. Органы местного самоуправления лишены возможности контролировать использование земель, хотя в соответствии с законодательством должны осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Требует продолжения работа по созданию (развитию) МФЦ в муниципальных районах. Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 года N 142-Р утверждена децентрализованная структура системы МФЦ, что означает создание МФЦ в форме муниципальных (бюджетных или автономных) учреждений в каждом районном центре. Эта работа уже начата. В муниципальных районах анализируются возможности по использованию имеющихся в районных центрах помещений, на базе которых предполагается размещение МФЦ, составляются сметы затрат на их ремонт (реконструкцию), анализируются возможности местных бюджетов по финансированию процессов создания и деятельности МФЦ. Однако эта работа носит разобщенный и бессистемный характер.
Работа по снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ, требует координации деятельности исполнительных органов государственной власти регионального и федерального уровней, органов местного самоуправления, иных организаций, а также выделения и освоения финансирования за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов.
Все это обусловливает необходимость решения данной проблемы путем применения программно-целевого метода, который позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Программа является механизмом взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Мордовия и органов местного самоуправления республики в реализации эффективных мер по снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ.
Отказ от использования программно-целевого метода влечет развитие сложившейся ситуации по инерционному сценарию, что приведет к:
несистемности мер по снижению административных барьеров, созданию и деятельности МФЦ ввиду отсутствия комплексного планирования указанной деятельности;
недостаточному финансированию создания и деятельности МФЦ;
неурегулированности вопросов межведомственного взаимодействия в области повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
отсутствию единого информационного сопровождения реализации соответствующих мероприятий.
Все это повлечет увеличение периода реализации мер по снижению административных барьеров и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также достижению более высокого уровня удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью.
Таким образом, без использования программно-целевого метода не представляется возможным эффективное решение обозначенных проблем.