ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 года N 285
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2012 ГОДЫ
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в Программу модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 80 "О Программе модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2012 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2011 года N 308, от 17 октября 2011 года N 390 и от 26 марта 2012 года N 92) (далее - Программа), следующие изменения:
1) позицию "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы изложить в следующей редакции:
"Объемы и | Наименование | Всего, | в т.ч. средства | ||
ФФОМС | консолидированного | ТФОМС | |||
2011 год | |||||
1. Укрепление | 954123,9 | 509208,6 | 444915,3 | - | |
2. Внедрение | 67178,2 | 44712,2 | 22466,0 | - | |
3. Внедрение | 371928,3 | 249238,9 | 12883 | 109806,4 | |
2012 год | |||||
1. Укрепление | 1275690,1 | 804414,7 | 471275,4 | - | |
2. Внедрение | 73270,7 | 51046,7 | 22224,0 | - | |
3. Внедрение | 1019877,7 | 487759,9 | 32175,6 | 499942,2"; |
2) разделы 1 - 6 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 года N 589 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы", от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года одним из приоритетов государственной политики является сохранение демографического капитала Республики Мордовия. В республике необходимо реализовать комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации (повышение рождаемости и снижение смертности (особенно младенческой смертности, смертности трудоспособного населения), увеличение продолжительности жизни, снижение миграционного оттока из региона).
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на доступность и качество оказания медицинской помощи населению, в том числе состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, которая характеризуется значительной изношенностью. Основная масса учреждений размещается в зданиях 1960 - 1980 годов постройки. Практически все медицинские учреждения работают в условиях дефицита полезной площади с нарушением существующих санитарных норм и правил, 70% зданий учреждений здравоохранения требуют капитального ремонта и реконструкции.
Новейшие достижения в плане диагностики и лечения больных с различными заболеваниями наряду с постоянной работой по повышению профессионального уровня медицинских работников связаны с внедрением в работу медицинского оборудования нового поколения. Разработка и применение новых современных технологий в лечении и диагностике невозможны без обновления медицинской аппаратуры.
Техническая оснащенность учреждений здравоохранения на сегодняшний день не позволяет оказывать в полном объеме доступную медицинскую помощь на современном уровне, так как в настоящее время значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных.
В последние годы наблюдается отток молодых специалистов из больничных учреждений сельских районов.
Информационные системы, внедренные в учреждения здравоохранения Республики Мордовия, представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, объединенных для решения конкретных отдельно взятых задач, а не единую информационную систему здравоохранения региона.
Снижается уровень санитарно-гигиенической культуры, все еще высокими остаются показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, несмотря на реализацию республиканских целевых программ в сфере здравоохранения (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Демографические показатели
(на 1000 населения)
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 год | 2012 год |
Рождаемость | 8,6 | 9,2 | 9,8 | 9,8 | 9,6 | 9,7 | 9,9 |
Общая смертность | 16,3 | 15,8 | 15,8 | 15,7 | 16,0 | 15,6 | 15,0 |
Младенческая смертность | 6,8 | 5,9 | 5,9 | 6,6 | 6,2 | 6,2 | 7,5 |
Естественный прирост | -7,7 | -6,6 | -6,0 | -5,9 | -6,4 | -5,9 | -5,1 |
Таблица 2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
(лет)
Мужчины и женщины | |||||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
67,8 | 68,40 | 68,71 | 69,06 | 69,24 | 69,52 | 69,77 | 69,96 |
Система здравоохранения в Республике Мордовия в минувшее пятилетие в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права населения республики на охрану здоровья. Этому способствовала реализация Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2006 года N 135-Р.
Изменение демографических, культурных и социально-экономических условий требует адекватного преобразования лечебно-профилактических учреждений в современные оздоровительные комплексы.
В Послании Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Государственному Собранию (г. Саранск, 27 ноября 2009 г.) определена первостепенная задача по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, развитию профилактики заболеваний. Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения.
Современная идеология охраны здоровья, конкретные задачи, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения требуют принятия новой программы развития отрасли здравоохранения и адаптации ее к современным условиям.
Настоящая Программа определяет цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи путем создания материально-технических, правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, соответствующих уровню потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.
В Программу включены направления по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, развитию информационных технологий, внедрению стандартов оказания медицинской помощи.
Целесообразность использования программного метода при решении проблем, связанных с улучшением состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи, снижением заболеваемости, инвалидности и смертности населения, увеличением продолжительности и улучшением качества жизни больных, подтверждается результатами реализации действующей с 2006 года Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года.
Необходимость комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:
сложностью и многообразием задач, стоящих перед здравоохранением республики, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.
К настоящему моменту в республике сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, задающим эту специализацию, относятся агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов. Именно базовые сектора находятся в процессе технологической модернизации и обновления основных фондов: степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 29,3% (по данному показателю в Приволжском федеральном округе Республика Мордовия уступает только Республике Татарстан, где степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 28,2%), в обрабатывающих производствах - 39,4% (по данному показателю регион лидирует в Приволжском федеральном округе); именно в данных секторах происходит формирование холдинговых структур ("Талина", "Мордовцемент"), совершающих производственную экспансию в другие регионы. На долю базовых секторов приходится основная доля получаемых в региональный бюджет налогов. Среди 20 крупнейших налогоплательщиков Республики Мордовия 46,9% (по объему выплаченных налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия) приходится на предприятия пищевой промышленности, 29,2% - на промышленность строительных материалов, 7,7% - на предприятия приборостроения, 6,1% - на предприятия связи, 5,6% - машиностроение, 2,3% - электроэнергетику, 0,1% - сельское хозяйство.
Основными направлениями реализации демографической политики согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З, являются:
1. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости:
предоставление льготных условий ипотечного кредитования для молодых семей;
развитие системы поддержки неполных семей с детьми, многодетных семей, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
содействие занятости женщин, имеющих детей (развитие гибких форм занятости, системы переобучения и т.д.).
2. Приобщение разных возрастных групп к здоровому образу жизни.
3. Развитие массового спорта и профессионального спорта: использование городского пространства Республики Мордовия для проведения крупных российских и международных соревнований по различным видам спорта, привлечение в регион высококвалифицированных тренеров и спортсменов, использование спортивных объектов для чемпионатов России, строительство спортивных сооружений.
4. Популяризация здорового образа жизни (проведение информационных акций, направленных на предотвращение распространения социальных болезней, стимулирование предприятий и организаций региона к внедрению технологий health-менеджмента и т.д.).
5. Внедрение мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и т.д.
6. Развитие институтов поддержки и планирования семьи, пропаганда ценностей семьи.
7. Реализация специальных программ для населения старших возрастов (развитие геронтологической помощи).
8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и предотвращение дорожно-транспортных происшествий, в том числе в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (улучшение качества автомобильных дорог, реализация проектов социальной рекламы, проведение информационных кампаний, направленных на ознакомление с правилами дорожного движения, повышение оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.).
9. Создание условий для притока квалифицированных специалистов и экономически активного населения в регион.
10. Разработка и реализация стратегических программ развития социальной защиты населения в условиях его старения. Увеличение количества домов-интернатов для престарелых, центров временного пребывания и мест в них, развитие современной инфраструктуры для работы с людьми пожилого возраста (специальные программы обучения, предоставление возможностей продолжения трудовой деятельности, соответствующей возрасту и здоровью, и т.д.). Развитие системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому.
11. Развитие комплексных учреждений социокультурного обслуживания населения в муниципальных районах республики.
12. Обеспечение социальной защиты населения (пенсионеров, малообеспеченных слоев населения и т.д.) за счет развития адресной социальной помощи (при оплате жилищно-коммунальных услуг, получении социальных пособий), в том числе за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Основная деятельность учреждений здравоохранения республики в 2005 - 2009 годах и первом полугодии 2010 года была направлена на сохранение объемов, доступности и качества медицинской помощи, обеспечение максимально эффективного использования выделяемых ресурсов.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения республики по совершенствованию организации медицинской помощи гражданам удалось улучшить ряд показателей воспроизводства населения. Отрадным фактом можно считать рост рождаемости в регионе в течение последних лет: общий показатель рождаемости в целом по республике за пять лет возрос с 8,6 до 9,7 родившихся на 1000 человек населения.
Показатель смертности детей на первом году жизни, относящийся к важнейшем интегрированным демографическим показателям, отражающим социально-экономическое благополучие общества, качество, доступность и эффективность медицинской помощи, за последние десять лет регистрировался ниже, чем в России, и составил на 1 января 2011 г. 6,2 на 1000 детей, родившихся живыми (Российская Федерация - 7,5 на 1000 детей, родившихся живыми, Приволжский федеральный округ - 7,3). Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии, на них приходится более 40%.
Кроме того, начиная с 2006 года, наблюдается тенденция к снижению показателя общей смертности, который в 2009 году составил 15,7 (снижение на 8,3%). Коэффициент смертности лиц трудоспособного возраста составлял в 2008 году 660,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2009 году 627,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2010 году 618,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста (Российская Федерация - 682,1, Приволжский федеральный округ - 698,3).
Тем не менее демографическая ситуация в Республике Мордовия, как и в России в целом, остается сложной. Численность населения республики в 2009 году сократилась как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, среднегодовая численность населения на 1 января 2010 г. составила 826526 человек, т.е. уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 3,6% (или на 30307 человек) (таблица 3).
В 2010 году продолжалась естественная убыль населения в республике, хотя тенденция к уменьшению отрицательного показателя естественной убыли населения Республики Мордовия наметилась с 2003 года.