ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2012 года N 285


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2012 ГОДЫ

Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в Программу модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 80 "О Программе модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2012 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2011 года N 308, от 17 октября 2011 года N 390 и от 26 марта 2012 года N 92) (далее - Программа), следующие изменения:

1) позицию "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы изложить в следующей редакции:

"Объемы и
источники
финансирования
Программы      

 Наименование
 задачи     

 Всего,
тыс. руб.

 в т.ч. средства            

 ФФОМС  

консолидированного
бюджета Республики
 Мордовия     

 ТФОМС
Республики
 Мордовия

2011 год                                                        

1. Укрепление
материально-
технической
базы
медицинских
учреждений     

 954123,9

509208,6

 444915,3     

 -     

2. Внедрение
современных
информационных
систем в
здравоохранение

 67178,2

 44712,2

 22466,0     

 -     

3. Внедрение
стандартов
медицинской
помощи,
повышение
доступности
амбулаторной
медицинской
помощи, в том
числе
предоставляемой
врачами-
специалистами  

 371928,3

249238,9

 12883       

109806,4  

2012 год                                                        

1. Укрепление
материально-
технической
базы
медицинских
учреждений     

1275690,1

804414,7

 471275,4     

 -     

2. Внедрение
современных
информационных
систем в
здравоохранение

 73270,7

 51046,7

 22224,0     

 -     

3. Внедрение
стандартов
медицинской
помощи,
повышение
доступности
амбулаторной
медицинской
помощи, в том
числе
предоставляемой
врачами-
специалистами  

1019877,7

487759,9

 32175,6     

499942,2";


2) разделы 1 - 6 изложить в следующей редакции:

"Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлениями Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 года N 589 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы", от 29 августа 2006 года N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года одним из приоритетов государственной политики является сохранение демографического капитала Республики Мордовия. В республике необходимо реализовать комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации (повышение рождаемости и снижение смертности (особенно младенческой смертности, смертности трудоспособного населения), увеличение продолжительности жизни, снижение миграционного оттока из региона).

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на доступность и качество оказания медицинской помощи населению, в том числе состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, которая характеризуется значительной изношенностью. Основная масса учреждений размещается в зданиях 1960 - 1980 годов постройки. Практически все медицинские учреждения работают в условиях дефицита полезной площади с нарушением существующих санитарных норм и правил, 70% зданий учреждений здравоохранения требуют капитального ремонта и реконструкции.

Новейшие достижения в плане диагностики и лечения больных с различными заболеваниями наряду с постоянной работой по повышению профессионального уровня медицинских работников связаны с внедрением в работу медицинского оборудования нового поколения. Разработка и применение новых современных технологий в лечении и диагностике невозможны без обновления медицинской аппаратуры.

Техническая оснащенность учреждений здравоохранения на сегодняшний день не позволяет оказывать в полном объеме доступную медицинскую помощь на современном уровне, так как в настоящее время значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных.

В последние годы наблюдается отток молодых специалистов из больничных учреждений сельских районов.

Информационные системы, внедренные в учреждения здравоохранения Республики Мордовия, представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, объединенных для решения конкретных отдельно взятых задач, а не единую информационную систему здравоохранения региона.

Снижается уровень санитарно-гигиенической культуры, все еще высокими остаются показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, несмотря на реализацию республиканских целевых программ в сфере здравоохранения (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Демографические показатели

(на 1000 населения)

 Показатель         

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

2011 год
(прогноз)

2012 год
(прогноз)

Рождаемость                 

 8,6

 9,2

 9,8

 9,8

 9,6

 9,7   

 9,9   

Общая смертность            

16,3

15,8

15,8

15,7

16,0

 15,6   

 15,0   

Младенческая смертность     

 6,8

 5,9

 5,9

 6,6

 6,2

 6,2   

 7,5   

Естественный прирост        

-7,7

-6,6

-6,0

-5,9

-6,4

 -5,9   

 -5,1   


Таблица 2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

(лет)

 Мужчины и женщины                            

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 67,8  

 68,40  

 68,71  

 69,06  

 69,24  

 69,52  

 69,77  

 69,96  


Система здравоохранения в Республике Мордовия в минувшее пятилетие в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права населения республики на охрану здоровья. Этому способствовала реализация Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2006 года N 135-Р.

Изменение демографических, культурных и социально-экономических условий требует адекватного преобразования лечебно-профилактических учреждений в современные оздоровительные комплексы.

В Послании Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Государственному Собранию (г. Саранск, 27 ноября 2009 г.) определена первостепенная задача по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, развитию профилактики заболеваний. Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения.

Современная идеология охраны здоровья, конкретные задачи, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения требуют принятия новой программы развития отрасли здравоохранения и адаптации ее к современным условиям.

Настоящая Программа определяет цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи путем создания материально-технических, правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, соответствующих уровню потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

В Программу включены направления по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, развитию информационных технологий, внедрению стандартов оказания медицинской помощи.

Целесообразность использования программного метода при решении проблем, связанных с улучшением состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи, снижением заболеваемости, инвалидности и смертности населения, увеличением продолжительности и улучшением качества жизни больных, подтверждается результатами реализации действующей с 2006 года Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года.

Необходимость комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:

сложностью и многообразием задач, стоящих перед здравоохранением республики, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

К настоящему моменту в республике сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, задающим эту специализацию, относятся агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов. Именно базовые сектора находятся в процессе технологической модернизации и обновления основных фондов: степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 29,3% (по данному показателю в Приволжском федеральном округе Республика Мордовия уступает только Республике Татарстан, где степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 28,2%), в обрабатывающих производствах - 39,4% (по данному показателю регион лидирует в Приволжском федеральном округе); именно в данных секторах происходит формирование холдинговых структур ("Талина", "Мордовцемент"), совершающих производственную экспансию в другие регионы. На долю базовых секторов приходится основная доля получаемых в региональный бюджет налогов. Среди 20 крупнейших налогоплательщиков Республики Мордовия 46,9% (по объему выплаченных налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия) приходится на предприятия пищевой промышленности, 29,2% - на промышленность строительных материалов, 7,7% - на предприятия приборостроения, 6,1% - на предприятия связи, 5,6% - машиностроение, 2,3% - электроэнергетику, 0,1% - сельское хозяйство.

Основными направлениями реализации демографической политики согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З, являются:

1. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости:

предоставление льготных условий ипотечного кредитования для молодых семей;

развитие системы поддержки неполных семей с детьми, многодетных семей, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие занятости женщин, имеющих детей (развитие гибких форм занятости, системы переобучения и т.д.).

2. Приобщение разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

3. Развитие массового спорта и профессионального спорта: использование городского пространства Республики Мордовия для проведения крупных российских и международных соревнований по различным видам спорта, привлечение в регион высококвалифицированных тренеров и спортсменов, использование спортивных объектов для чемпионатов России, строительство спортивных сооружений.

4. Популяризация здорового образа жизни (проведение информационных акций, направленных на предотвращение распространения социальных болезней, стимулирование предприятий и организаций региона к внедрению технологий health-менеджмента и т.д.).

5. Внедрение мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и т.д.

6. Развитие институтов поддержки и планирования семьи, пропаганда ценностей семьи.

7. Реализация специальных программ для населения старших возрастов (развитие геронтологической помощи).

8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и предотвращение дорожно-транспортных происшествий, в том числе в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (улучшение качества автомобильных дорог, реализация проектов социальной рекламы, проведение информационных кампаний, направленных на ознакомление с правилами дорожного движения, повышение оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.).

9. Создание условий для притока квалифицированных специалистов и экономически активного населения в регион.

10. Разработка и реализация стратегических программ развития социальной защиты населения в условиях его старения. Увеличение количества домов-интернатов для престарелых, центров временного пребывания и мест в них, развитие современной инфраструктуры для работы с людьми пожилого возраста (специальные программы обучения, предоставление возможностей продолжения трудовой деятельности, соответствующей возрасту и здоровью, и т.д.). Развитие системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому.

11. Развитие комплексных учреждений социокультурного обслуживания населения в муниципальных районах республики.

12. Обеспечение социальной защиты населения (пенсионеров, малообеспеченных слоев населения и т.д.) за счет развития адресной социальной помощи (при оплате жилищно-коммунальных услуг, получении социальных пособий), в том числе за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Основная деятельность учреждений здравоохранения республики в 2005 - 2009 годах и первом полугодии 2010 года была направлена на сохранение объемов, доступности и качества медицинской помощи, обеспечение максимально эффективного использования выделяемых ресурсов.

В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения республики по совершенствованию организации медицинской помощи гражданам удалось улучшить ряд показателей воспроизводства населения. Отрадным фактом можно считать рост рождаемости в регионе в течение последних лет: общий показатель рождаемости в целом по республике за пять лет возрос с 8,6 до 9,7 родившихся на 1000 человек населения.

Показатель смертности детей на первом году жизни, относящийся к важнейшем интегрированным демографическим показателям, отражающим социально-экономическое благополучие общества, качество, доступность и эффективность медицинской помощи, за последние десять лет регистрировался ниже, чем в России, и составил на 1 января 2011 г. 6,2 на 1000 детей, родившихся живыми (Российская Федерация - 7,5 на 1000 детей, родившихся живыми, Приволжский федеральный округ - 7,3). Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии, на них приходится более 40%.

Кроме того, начиная с 2006 года, наблюдается тенденция к снижению показателя общей смертности, который в 2009 году составил 15,7 (снижение на 8,3%). Коэффициент смертности лиц трудоспособного возраста составлял в 2008 году 660,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2009 году 627,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2010 году 618,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста (Российская Федерация - 682,1, Приволжский федеральный округ - 698,3).

Тем не менее демографическая ситуация в Республике Мордовия, как и в России в целом, остается сложной. Численность населения республики в 2009 году сократилась как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, среднегодовая численность населения на 1 января 2010 г. составила 826526 человек, т.е. уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 3,6% (или на 30307 человек) (таблица 3).

В 2010 году продолжалась естественная убыль населения в республике, хотя тенденция к уменьшению отрицательного показателя естественной убыли населения Республики Мордовия наметилась с 2003 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»