ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2016 года N 64


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.10.2014 N 309 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РАЗВИТИИ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.04.2015 N 88, ОТ 24.06.2015 N 147, ОТ 21.10.2015 N 264, ОТ 29.12.2015 N 340)


Правительство Рязанской области постановляет:

1. Внести в приложение к Постановлению Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы" следующие изменения:

1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:

"Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Министерство труда и занятости населения Рязанской области (далее - МТЗН РО)

Разработчик Программы

МТЗН РО

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части создания условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р "Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Исполнители Программы

МТЗН РО;
государственное казенное учреждение - Центр занятости населения Рязанской области (далее - ГКУ ЦЗН РО);
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр службы занятости Рязанской области" (далее - ГАУ ДПО "Учебный центр")

Цели и задачи

Цели Программы:
обеспечение эффективной занятости населения региона;
создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона;
создание условий, обеспечивающих деятельность МТЗН РО по реализации задач и полномочий в области содействия занятости населения;
принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждение роста безработицы в Рязанской области.
Задачи Программы:
повышение конкурентоспособности граждан, создание условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Рязанской области, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на свободный выбор занятости;
развитие системы временной занятости населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
социальная поддержка безработных граждан;
повышение уровня информированности населения и работодателей по вопросам в сфере занятости населения;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства по созданию рабочих мест;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями путем создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов;
улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обеспечение компактного переселения соотечественников;
увеличение численности молодежи, в том числе получающих образование в организациях среднего и высшего профессионального образования, а также числа высококвалифицированных специалистов;
закрепление переселившихся участников Программы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;
обеспечение деятельности органов службы занятости населения;
создание и сохранение рабочих мест для работников организаций, находящихся под риском увольнения в монопрофильных муниципальных образованиях

Целевые индикаторы

количество безработных граждан, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности;
количество женщин, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
количество незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования;
количество переселившихся и переехавших граждан по направлению органов службы занятости;
количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
количество граждан, получивших государственную услугу по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
количество граждан, получивших государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда;
количество граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах;
количество безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроенных на временные рабочие места;
количество несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временные рабочие места в свободное от учебы время;
количество граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, трудоустроенных на временные рабочие места;
среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, стипендию в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также материальную помощь;
количество созданных субъектами малого и среднего предпринимательства дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу;
среднемесячная численность граждан, получающих пенсию, назначенную безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости;
количество граждан, получивших государственную услугу по информированию о положении на рынке труда в Рязанской области;
количество граждан, которым оказано содействие в самозанятости и получивших финансовую помощь;
количество незанятых инвалидов, которым оказано содействие в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;
численность лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием;
удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда;
доля участников Программы, получивших единовременную финансовую поддержку на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего количества участников Программы;
доля участников Программы и членов их семей, получающих профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации (сроком обучения не более 6 месяцев) в образовательных организациях Рязанской области;
доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, связанных с предоставлением мер поддержки участникам Программы, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию Программы, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) Программы, %;
уровень освоения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, %;
доля государственных гражданских служащих Рязанской области, повысивших квалификацию, в общей численности государственных гражданских служащих Рязанской области, %;
численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, прошедших опережающее профессиональное обучение;
численность инвалидов, для которых была создана инфраструктура, обеспечивающая доступность рабочего места;
цифровые значения показателей (по годам) представлены в подпрограммах

Сроки и этапы реализации

2015 - 2017 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы" (приложение N 1 к Программе);
подпрограмма 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы" (приложение N 2 к Программе);
подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области" (приложение N 3 к Программе);
подпрограмма 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году" (приложение N 4 к Программе)

Объемы и источники финансирования

Программа финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов. Общий объем финансирования реализации Программы составляет 1138776,19727 тыс. рублей, из них:
2015 год - 388686,75942 тыс. рублей;
2016 год - 387235,48104 тыс. рублей;
2017 год - 362853,95681 тыс. рублей,
в том числе:
объем средств федерального бюджета - 659112,36560 тыс. рублей, из них:
2015 год - 234569,8 тыс. рублей;
2016 год - 228048,86560 тыс. рублей;
2017 год - 196493,70 тыс. рублей;
объем средств областного бюджета - 479663,83167 тыс. рублей, из них:
2015 год - 154116,95942 тыс. рублей;
2016 год - 159186,61544 тыс. рублей;
2017 год - 166360,25681 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограмм:
по подпрограмме 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы" составляет 736537,74696 тыс. рублей, из них:
2015 год - 264444,43936 тыс. рублей;
2016 год - 243155,60760 тыс. рублей;
2017 год - 228937,70 тыс. рублей,
в том числе:
объем средств федерального бюджета - 647884,5 тыс. рублей, из них:
2015 год - 234569,8 тыс. рублей;
2016 год - 216821,0 тыс. рублей;
2017 год - 196493,70 тыс. рублей;
объем средств областного бюджета - 88653,24696 тыс. рублей, из них:
2015 год - 29874,63936 тыс. рублей;
2016 год - 26334,60760 тыс. рублей;
2017 год - 32444,0 тыс. рублей;
по подпрограмме 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы" из средств областного бюджета составляет 8428,44782 тыс. рублей, из них:
2015 год - 1944,19494 тыс. рублей;
2016 год - 3914,85 тыс. рублей;
2017 год - 2569,40288 тыс. рублей;
по подпрограмме 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области" из средств областного бюджета составляет 377770,19449 тыс. рублей, из них:
2015 год - 122298,12512 тыс. рублей;
2016 год - 124125,21544 тыс. рублей;
2017 год - 131346,85393 тыс. рублей;
по подпрограмме 4 "О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Рязанской области в 2016 году" составляет 16039,808 тыс. рублей, в том числе:
объем средств федерального бюджета - 11227,86560 тыс. рублей;
объем средств областного бюджета - 4811,94240 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит:
к концу 2016 года:
создать субъектами малого и среднего предпринимательства 116 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу;
достичь отношения численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте - 0,5%;
не превысить численность работников, находящихся под риском увольнения, более 6,3 тыс. человек;
обеспечить уровень регистрируемой безработицы (к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 1,0%;
обеспечить значение коэффициента напряженности на рынке труда не выше 0,9 ед.
к концу 2017 года:
не допустить увеличения удельного веса граждан, признанных безработными, в численности безработных граждан, закончивших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, выше 3,8%;
увеличить удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, до 71% от общей численности данной категории граждан;
обеспечить уровень удельного веса безработных граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, не ниже 0,5%;
обеспечить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении не выше 5,1 тыс. чел.;
обеспечить уровень регистрируемой безработицы
(к экономически активному населению) в среднегодовом исчислении не выше 0,9%;
обеспечить значение коэффициента напряженности на рынке труда на конец отчетного года не выше 0,7;
увеличить отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к общей численности безработных граждан (по методологии Международной организации труда) до 29%;
снизить удельный вес безработных граждан, ищущих работу двенадцать и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости,
до 7%;
оказать содействие в трудоустройстве 214 незанятым инвалидам на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
обеспечить сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих, до 0,067;
обеспечить сокращение численности лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием до 16;
обеспечить снижение удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 15,0;
обеспечить увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, до 28351;
улучшить демографическую ситуацию за счет переселившихся соотечественников на постоянное место жительства на территорию Рязанской области и вселить в регион 537 соотечественников, из них 179 - участники Программы, 358 - члены семей участников Программы;
обеспечить уровень выполнения мероприятий и целевых индикаторов Программы 100% ежегодно"


2) раздел 1 "Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы" изложить в следующей редакции:


"1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Начиная с 2012 года реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в новых условиях, что позволяет самостоятельно определять политику действий на рынке труда, направленных на координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, удовлетворения потребности экономики региона в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, а также на совершенствование деятельности органов службы занятости.

В то же время к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения существуют единые общие требования:

обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения государственных услуг и государственных функций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости);

недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, сложившихся по состоянию на 31 декабря 2011 года.

Кроме того, в соответствии с Законом о занятости субъектам Российской Федерации передано для осуществления полномочие Российской Федерации по предоставлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовое обеспечение этого полномочия осуществляется за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а нормативы размеров социальных выплат и порядок их определения устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В 2013 году ситуация на региональном рынке труда была стабильная с тенденцией к улучшению:

- численность граждан, изъявивших желание трудоустроиться при посредничестве органов службы занятости населения, составила 23,8 тыс. чел., что на 5,9% меньше аналогичного показателя в 2012 году;

- статус безработного в течение отчетного года был присвоен 10,5 тыс. чел., что на 8,7% меньше аналогичного показателя в 2012 году.

В результате реализуемых мероприятий в сфере занятости в течение 2014 года рынок труда оставался стабильным. Кризисных явлений, которые могли бы привести к ухудшению ситуации, не наблюдалось.

В среднем, ежемесячно, за отчетный период статус безработного присваивался 810 гражданам, что на 7,4% меньше аналогичного периода (далее - АП) в 2013 году.

За 2014 год:

- уровень регистрируемой безработицы (по отношению к ЭАН) был стабилен и составлял в среднем 0,9%, что соответствовало АП 2013 года;

- коэффициент напряженности так же был стабилен и составлял в среднем 0,5 ед., что соответствовало АП 2013 года;

- работодателями было заявлено 45,7 тыс. вакансий, что на 0,2% больше, чем в 2013 году.

Стабильной ситуации на региональном рынке труда в последние годы удалось достичь благодаря реализации в 2012 - 2014 годах ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы", мероприятия которой прежде всего были направлены на обеспечение эффективной занятости населения и предотвращение роста напряженности на рынке труда Рязанской области. Участниками мероприятий указанной программы с 2012 по 2014 год стали более 160 тыс. человек.

Предпринятые меры позволили Рязанской области с середины 2012 года не только быть в числе субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям со стабильной ситуацией на региональном рынке труда (в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 875), но и вывести региональный рынок труда с 2013 года на уровень докризисного периода.

Учитывая эффективность воздействия мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы" на состояние рынка труда Рязанской области, необходимо обеспечить продолжение их реализации в 2015 - 2017 годах.

В 2015 году в Рязанской области ситуация на рынке труда была стабильной, что проявлялось в низком уровне регистрируемой безработицы и достаточном количестве вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения. Численность безработных граждан в среднем ежемесячно составляла 4,9 тыс. чел. Данный показатель являлся одним из самых низких за весь период наблюдения с 1999 года. Уровень регистрируемой безработицы - 0,9%. На одного гражданина, ищущего работу, приходилось 1,5 вакансии. По степени стабильности ситуации на региональном рынке труда в 2015 году Рязанская область находилась на 5 - 7 месте по Центральному федеральному округу и 20 месте по Российской Федерации.

Ситуация в сфере занятости в 2015 году также была стабильной. В течение 2015 года получили уведомление о возможном высвобождении 5,9 тыс. работников. При этом из общей численности работников, предполагаемых к увольнению, реально была уволена только одна треть из них, что указывает, прежде всего, на перестраховку со стороны работодателей, а не на реальную кризисную ситуацию в экономике.

В I квартале 2016 года:

- уровень регистрируемой безработицы (по отношению к ЭАН) был стабилен и составлял в среднем 1,0%, что на 0,1% больше значения АП 2015 года;

- коэффициент напряженности был стабилен и составлял в среднем 0,8 ед., что на 0,1 ед. больше значения АП 2015 года;

- работодателями было заявлено 7,8 тыс. вакансий, что на 8,1% меньше, чем АП 2015 года.

Ситуация в сфере занятости в I квартале 2016 года также была стабильной. В отчетном периоде получили уведомление о возможном высвобождении 1,5 тыс. работников. При этом в отношении 45% работников (0,7 тыс. человек) были отозваны решения о возможном увольнении и они продолжают работать, реально были уволены около 20% работников (0,3 тыс. человек). Продолжают находиться под угрозой высвобождения на 01.04.2016 около трети работников, или 0,5 тыс. человек.

Прогнозируется, что во второй половине 2016 года численность безработных несколько возрастет и ежемесячно будет составлять в среднем 5,3 тыс. человек. Рост составит примерно 8%. В сфере занятости также ожидается увеличение численности работников, находящихся под угрозой высвобождения, до 6,3 тыс. человек. Рост составит примерно 15% к началу года.

Основная масса работников, подпадающих под высвобождение в течение 2016 года, придется на сферы: финансовая деятельность, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности.

Несмотря на прогнозируемое увеличение численности безработных и работников, находящихся под риском увольнения, в целом до IV квартала 2016 года серьезных кризисных проявлений на рынке труда Рязанской области не прогнозируется.

И все же есть ряд значимых для Рязанской области предприятий, которым нужна временная финансовая поддержка. Эти предприятия имеют программы импортозамещения, развития персонала, но в конце 2016 года столкнутся с временными трудностями, связанными с недостатком объемов заказов. Как следствие, отдельные работники к середине III квартала будут введены в режимы неполной занятости. К данным предприятиям относятся АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект".

Эти предприятия являются крупнейшими российскими производителями автокомпонентов. Отдельно следует отметить, что данные предприятия расположены в монопрофильном муниципальном образовании Рязанской области (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 668-р) и являются градообразующими.

Актуальность поддержки АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект" обусловлена не только наличием у них программ по импортозамещению, но еще и тем, что высвобождение работников из данных предприятий приведет к резкому скачку безработицы именно в монопрофильном муниципальном образовании Рязанской области, где расположены эти предприятия.

Из чуть менее 2,8 тыс. жителей монопрофильного муниципального образования Рязанской области, находящихся в трудоспособном возрасте, более 1,8 тыс. чел. заняты именно на предприятиях АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект".

Несмотря на наличие сейчас в АО "Скопинский автоагрегатный завод" и ООО "СААЗ Комплект" заказов, ожидается, что в период с середины сентября по середину декабря отдельные работники этих предприятий будут находиться под угрозой увольнения. При этом трудности, с которыми, скорее всего, столкнутся эти предприятия, будут носить временный характер.

Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 (далее - дополнительные мероприятия в сфере занятости населения), в 2016 году позволит сохранить занятость работников предприятий, столкнувшихся с временными трудностями.

Учитывая, что наиболее уязвимыми категориями работников являются родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, имеющие инвалидность, и молодые специалисты, именно для данной категории граждан в приоритетном порядке будут организованы временные работы, профессиональное обучение, в случае если по основному месту работы для них будет введен режим неполной занятости или выдано уведомление о возможном увольнении. Для граждан с инвалидностью будут созданы дополнительные условия по созданию для них инфраструктуры для трудоустройства, обеспечивающей доступность рабочего места.

По-прежнему в Рязанской области фиксируется и ряд других проблем в сфере занятости и труда.

Ежегодно в органы службы занятости обращаются около 2 тыс. граждан с инвалидностью, которые изъявляют желание получить различные услуги в области содействия занятости, в том числе содействие в трудоустройстве. Несмотря на улучшение ситуации по организации занятости граждан с ограниченными возможностями (за период с 2010 года по 1 января 2016 года было создано более 1,2 тыс. рабочих мест для граждан с инвалидностью), окончательно вопрос по обеспечению инклюзивного рынка труда для данной категории граждан в Рязанской области все же не решен.

В период с 2013 года по январь 2016 года доля граждан с инвалидностью, нашедших доходное занятие или трудоустроенных на постоянной основе, составляла в среднем менее 35% в год.

Не менее актуальной проблемой для Рязанской области является содействие гражданам пенсионного возраста и молодежи в трудоустройстве.

За период с января 2015 года по 1 марта 2016 года в органы службы занятости обратилось более 20 тыс. человек в целях поиска подходящей работы, в том числе около 1,3 тыс. человек - лица предпенсионного возраста и более 5,8 тыс. человек - молодежь.

Из более чем 20 тыс. граждан, обратившихся в службу занятости для поиска работы, 60% был присвоен статус безработного, или чуть более 12 тыс. человек. Из общего количества безработных (12 тыс. человек) доля молодежи составила 21,6% (2,6 тыс. человек), доля граждан предпенсионного возраста - 9,3% (1,1 тыс. человек). Таким образом, хотя в Рязанской области в последние годы и не фиксируется явная проблема с безработицей среди молодежи или людей предпенсионного возраста, но организация их занятости происходит в особом порядке. В подавляющем большинстве случаев эффективное трудоустройство возможно только при индивидуальном подходе к организации занятости данных категорий граждан.

Вопрос создания условий для совмещения женщинами материнства с профессиональной деятельностью на сегодняшний день также является одним из наиболее актуальных.

В 2015 году в Рязанской области численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, увеличилась к уровню 2014 года на 2,3% и составляла 15255 человек.

В целях поиска подходящей работы в 2015 году в органы службы занятости обратились более 9 тыс. женщин, из них безработными были признаны чуть более 5 тыс. человек, что практически соответствует АП 2014 года. Одновременно в 2015 году отмечалось незначительное снижение доли женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и признанных безработными, и небольшое увеличение в целом доли женщин в возрасте 25 - 44 лет, занятых в экономике Рязанской области.

Этому способствовали не только наличие вакансий с гибкими формами занятости, но и прежде всего оказание в приоритетном порядке содействия при организации собственного дела, возможность прохождения бесплатного профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям), в том числе во время отпуска по уходу за ребенком до трех лет, повышение доступности дошкольных учреждений и другие меры, реализуемые в Рязанской области.

Одним из направлений государственной политики развития рынка труда является повышение качества рабочих мест путем снижения уровня занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда.

По данным Рязаньстата, в Рязанской области уровень занятости работников в неблагоприятных условиях труда значительно ниже, чем по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации в целом, однако находится еще на недостаточно высоком уровне. Поэтому необходимо планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения Рязанской области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.

В целях сглаживания дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в Рязанской области, который все еще проявляется, необходимо ежегодно осуществлять качественную профориентационную работу среди населения в целом, и прежде всего среди молодого поколения. Это позволит удовлетворить потребность работодателей в профессиональных кадрах.

В последние годы в Рязанской области наблюдаются два негативных фактора: естественная убыль и старение населения, следствием чего является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить приток в Рязанскую область населения в трудоспособном возрасте. Частично эти проблемы решаются за счет привлечения иностранной рабочей силы, но привлечение и использование иностранных работников имеет и ряд негативных последствий. В связи с этим одним из наиболее рациональных способов решения существующих проблем является добровольное переселение в Рязанскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, а также снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда Рязанской области.

Кроме общих мероприятий, направленных на организацию занятости населения в Рязанской области, таких, как профессиональное обучение безработных граждан, организация оплачиваемых общественных и временных работ для граждан, профессиональная ориентация, психологическая поддержка безработных граждан, в Программе особое внимание уделяется специальным мероприятиям - трудоустройство на временные рабочие места в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, систематическое проведение ярмарок вакансий, в том числе с использованием системы SKYPE (дистанционное собеседование), организация региональных этапов всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности", "Лучший по профессии" и др.

Решение всех вышеперечисленных проблемных вопросов в Рязанской области возможно осуществить только за счет использования программно-целевого метода, отраженного в следующих подпрограммах:

- подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»