ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2015 года N 340


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.10.2014 N 309 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РАЗВИТИИ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.04.2015 N 88, ОТ 24.06.2015 N 147, ОТ 21.10.2015 N 264)

Правительство Рязанской области постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы" следующие изменения:

- пункт 3 дополнить словами "С.А.Самохина";

- в приложении:

а) в паспорте государственной программы:

абзацы пятый, восемнадцатый и девятнадцатый строки "Цели и задачи" исключить;

абзацы двадцать девятый - тридцать третий строки "Целевые индикаторы" исключить;

абзац четвертый строки "Перечень подпрограмм" исключить;

в строке "Объемы и источники финансирования":

в абзаце первом цифры "1160437,96642" заменить цифрами "1120905,72091";

в абзаце втором цифры "428219,00493" заменить цифрами "388686,75942";

в абзаце шестом цифры "665738,29249" заменить цифрами "633616,2";

в абзаце седьмом цифры "266691,89249" заменить цифрами "234569,8";

в абзаце десятом цифры "494699,67393" заменить цифрами "487289,52091";

в абзаце одиннадцатом цифры "161527,11244" заменить цифрами "154116,95942";

в абзаце пятнадцатом цифры "704332,0225" заменить цифрами "728329,26186";

в абзаце шестнадцатом цифры "240447,20" заменить цифрами "264444,43936";

в абзаце двадцатом цифры "608756,10" заменить цифрами "633616,2";

в абзаце двадцать первом цифры "209709,70" заменить цифрами "234569,8";

в абзаце двадцать четвертом цифры "95575,9225" заменить цифрами "94713,06186";

в абзаце двадцать пятом цифры "30737,5" заменить цифрами "29874,63936";

в абзаце двадцать восьмом цифры "7835,85788" заменить цифрами "7180,57532";

в абзаце двадцать девятом цифры "2599,4775" заменить цифрами "1944,19494";

в абзаце тридцать втором цифры "388287,89355" заменить цифрами "385395,88373";

в абзаце тридцать третьем цифры "125190,13494" заменить цифрами "122298,12512";

абзацы тридцать шестой, тридцать седьмой, тридцать восьмой исключить;

в строке "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности":

в абзаце третьем цифры "62" заменить цифрами "69";

абзацы пятый - одиннадцатый исключить;

б) раздел 1 "Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Начиная с 2012 года реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в новых условиях, что позволяет самостоятельно определять политику действий на рынке труда, направленных на координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, удовлетворения потребности экономики региона в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, а также на совершенствование деятельности органов службы занятости.

В то же время к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения существуют единые общие требования:

обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения государственных услуг и государственных функций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости);

недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, сложившихся по состоянию на 31 декабря 2011 года.

Кроме того, в соответствии с Законом о занятости субъектам Российской Федерации передано для осуществления полномочие Российской Федерации по предоставлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовое обеспечение этого полномочия осуществляется за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а нормативы размеров социальных выплат и порядок их определения устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

В 2013 году ситуация на региональном рынке труда была стабильная с тенденцией к улучшению. В течение 2013 года:

- численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составила 23,8 тыс. чел., что на 5,9% меньше аналогичного показателя в 2012 году;

- статус безработного был присвоен 10,5 тыс. чел., что на 8,7% меньше аналогичного показателя в 2012 году.

За 9 месяцев 2014 года ситуация на региональном рынке труда также оставалась стабильной, с тенденцией к улучшению. В течение января - сентября 2014 года:

- численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составила 18,8 тыс. чел., что на 6,0% меньше аналогичного показателя в 2013 году;

- статус безработного был присвоен 7,0 тыс. чел., что на 9,1% меньше аналогичного показателя в 2013 году.

Стабильной ситуации на региональном рынке труда в последние годы удалось достичь благодаря реализации в 2012 - 2014 годах ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы", мероприятия которой прежде всего были направлены на обеспечение эффективной занятости населения и предотвращение роста напряженности на рынке труда Рязанской области. Участниками мероприятий указанной программы с 2011 по 2013 год стали более 130 тыс. человек. В 2014 году в мероприятиях программы задействованы не менее 28 тыс. человек.

Предпринятые меры позволили Рязанской области с 2012 года не только быть в числе субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям со стабильной ситуацией на региональном рынке труда (в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 875), но и вывести региональный рынок труда с 2013 года на уровень докризисного периода.

Прекращение реализации в 2015 - 2017 годах мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Рязанской области на 2012 - 2014 годы", может повлечь за собой ухудшение ситуации на рынке труда Рязанской области и в сфере занятости.

Несмотря на стабильную ситуацию на региональном рынке труда, наблюдается ряд проблемных вопросов в сфере занятости и труда в Рязанской области.

Ежегодно в органы службы занятости обращаются около 2 тыс. граждан с инвалидностью, которые изъявляют желание получить различные услуги в области содействия занятости, в том числе содействие в трудоустройстве. Несмотря на улучшение ситуации по организации занятости граждан с ограниченными возможностями (за период с 2010 года по 1 января 2014 года было создано более 600 рабочих мест для граждан с инвалидностью), окончательно вопрос по обеспечению инклюзивного рынка труда для данной категории граждан в Рязанской области не решен.

В 2013 году за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости обратилось более 1,7 тыс. граждан, имеющих инвалидность, из них 30,9% при содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие). Тем не менее уровень трудоустройства граждан с инвалидностью в среднем ежегодно почти в 2 раза ниже уровня трудоустройства лиц, не имеющих ограничений в жизнедеятельности.

За 9 месяцев 2014 года в органы службы занятости обратилось 1,0 тыс. граждан с инвалидностью в целях получения содействия в трудоустройстве, из них нашли работу (доходное занятие) при содействии органов службы занятости 34,3%.

Не менее актуальной проблемой для Рязанской области является содействие гражданам пенсионного возраста в трудоустройстве. По данным Рязаньстата, на 01.01.2013 в Рязанской области проживало около 300 тыс. женщин в возрасте от 55 до 72 лет и мужчин в возрасте от 60 до 72 лет. Поэтому должно уделяться особое внимание предоставлению возможности гражданам пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию.

Вопрос создания условий для совмещения женщинами материнства с профессиональной деятельностью на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных.

По состоянию на 01.01.2013 на территории Рязанской области, по данным Рязаньстата, проживало 25,1 тыс. женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. В среднем в год в органы службы занятости для получения различных услуг в сфере занятости обращаются около 2,5 тыс. женщин, воспитывающих детей, поэтому необходимо ежегодно организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, занимающихся воспитанием малолетних детей, способствуя тем самым их высокой конкурентоспособности на рынке труда, возможности замещения ими высокопроизводительных рабочих мест.

Одним из направлений государственной политики развития рынка труда является повышение качества рабочих мест путем снижения уровня занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда.

По данным Рязаньстата, в Рязанской области уровень занятости работников в неблагоприятных условиях труда значительно ниже, чем по Центральному федеральному округу и по Российской Федерации в целом, однако находится еще на недостаточно высоком уровне, поэтому необходимо планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения Рязанской области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.

В целях сглаживания дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в Рязанской области, который проявляется в массовом стремлении граждан получать только высшее профессиональное образование, необходимо повышать престиж рабочих профессий, требующих определенной квалификации, у населения в целом и прежде всего у молодого поколения. Это позволит удовлетворить потребность работодателей в рабочих кадрах.

Ежегодно в Рязанской области наблюдаются два негативных фактора: естественная убыль и старение населения, следствием чего является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить приток в Рязанскую область населения в трудоспособном возрасте. Частично эти проблемы решаются за счет привлечения иностранной рабочей силы, но привлечение и использование иностранных работников имеет и ряд негативных последствий. В связи с этим одним из наиболее рациональных способов решения существующих проблем является добровольное переселение в Рязанскую область соотечественников, что позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, а также снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда Рязанской области.

По результатам некоторых исследований российская экономика в 2015 году может войти в полосу затяжного спада и даже стабилизация нефтяных цен и перспектива отмены санкций в ближайшее время не смогут в полной мере остановить ее падение.

При этом, по прогнозам Минэкономразвития России, инфляционный пик может проявиться в конце марта - начале апреля, который может продолжиться до начала лета 2015 года. Данные факторы, безусловно, отразятся и на рынке труда в виде нестабильности трудовых отношений, а также неустойчивой занятости и в целом в снижении ее качества.

В условиях предстоящего ухудшения ситуации на рынке труда органами государственной власти предпринимаются превентивные меры, которые будут способствовать стабилизации ситуации в экономике и недопущению серьезной дестабилизации на рынке труда в регионах. В частности, внимание будет уделено достижению соглашений с работодателями о разумном и экономически обоснованном сдерживании увольнений работников, в том числе путем временного снижения количества отработанного ими времени, заработной платы, а также за счет реализации мероприятий по частичной компенсации организациям затрат на сохранение уровня занятости штатных сотрудников и временном трудоустройстве работников, находящихся под риском увольнения в других организациях.

Поэтому Правительством Российской Федерации был принят пакет мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, который позволит сократить глубину спада российской экономики в 2015 году по ряду важнейших макроэкономических показателей. Соответствующий план был принят и в Рязанской области.

Современный рынок труда Рязанской области характеризуется проявлением в достаточной мере признаков как фрикционной, так и структурной безработиц. Это связано и с естественным желанием человека найти более подходящую работу в связи с тем, что он чувствует себя способным выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу или, наоборот, с вынужденным поиском нижеоплачиваемой работы из-за несоответствия профессионально-квалификационным требованиям на данном месте работы. При структурной безработице увеличивается число незанятых граждан, и это связано, прежде всего, с изменением технологий, применяемых работодателем, из-за чего ряд должностей и профессий становится просто излишними, а на замену им приходят новые. В период с 2014 года по март 2015 года работодатели стали наиболее активно осуществлять модернизацию производств или их оптимизацию, в частности, из-за применяемых к России санкций. Поэтому фиксируются изменения в уровне спроса на отдельные виды профессий и специальностей как в сторону уменьшения, так и увеличения. Ежегодно в органы службы занятости обращается около 50 тыс. граждан для получения различных услуг в области содействия занятости, из них 18 тыс. человек непосредственно ищут работу при содействии центров занятости населения. В период экономических рецессий и кризисов, когда падает спрос на отдельные группы товаров и услуг, и, как следствие, сокращается спрос на рабочую силу, часть организаций не выдерживают конкуренции и банкротятся. И в этом случае проявляется циклическая безработица. Так, наибольший рост безработицы в последние годы был зафиксирован в период первой волны экономического кризиса в 2009 году, когда численность безработных в Рязанской области в отдельные месяцы достигала 11,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,8%, на одного гражданина, ищущего работу, приходилось менее 0,5 вакансии.

В Рязанской области в период с 1 января 2014 года по 18 марта 2015 года ситуация на рынке труда и в сфере занятости характеризуется как стабильная, что проявляется в низком уровне регистрируемой безработицы и достаточном количестве вакансий, заявленных работодателями. В январе 2014 года численность безработных составляла 4,8 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 0,9%, на одного гражданина, ищущего работу, приходилось почти 2 вакансии. По степени стабильности ситуации на региональном рынке труда Рязанская область в 2014 году находилась на 5 месте по ЦФО.

По состоянию на 18 марта 2015 года ситуация на рынке труда Рязанской области стабильная: численность безработных граждан составляет 5,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составляет 0,96%, на одного гражданина, ищущего работу, приходится 1,5 вакансии. Ситуация в сфере занятости также остается стабильной: на 18 марта 2015 года в режимах, которые могут привести к увольнению, находятся около 3,0 тыс. чел., из них:

- под угрозой увольнения находятся около 1,0 тыс. работников;

- работают неполное рабочее время по инициативе работодателя около 1,1 тыс. работников;

- находятся в простое по инициативе работодателя около 0,9 тыс. работников;

- находятся в отпусках без сохранения зарплаты менее 0,1 тыс. работников.

В январе - марте 2015 года Рязанская область занимает 5 место по ЦФО по стабильности ситуации на региональном рынке труда.

Решение всех вышеперечисленных проблемных вопросов в Рязанской области возможно осуществить только за счет использования программно-целевого метода, отраженного в следующих подпрограммах:

- подпрограмма 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы";

- подпрограмма 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы";

- подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности органов службы занятости населения Рязанской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»