ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 1143
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 15.02.2016 N 90, от 01.03.2017 N 143)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Ростовской области от 01.03.2017 N 143)
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
департамент потребительского
рынка Ростовской области
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Организационным планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067.
Концепция определяет стратегические цели государственной (региональной) политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области, которые соответствуют положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика российского государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и согласуются с долгосрочными приоритетами, обозначенными в указах и посланиях Президента Российской Федерации, и с целевыми ориентирами основных стратегических документов, принятых на долгосрочную перспективу на федеральном и региональном уровне:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", определивший первоочередные меры в области стратегического планирования социально-экономического развития страны: обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетных направлений которой является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение уровня и качества жизни на селе;
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, ориентированная на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и направленная на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения.
При разработке Концепции учтены также приоритетные цели и задачи, обозначенные в следующих отраслевых стратегических и программных документах:
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, направленная на создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей и удовлетворение потребностей населения;
Концепция развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года, призванная обеспечить стабильное развитие потребительского рынка страны на селе за счет повышения занятости и уровня жизни сельского населения, удовлетворения потребностей в товарах и услугах;
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой с одной стороны, является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, вывода их на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач, с другой - обеспечение продовольственной безопасности страны в целом, повышение конкурентоспособности российской экономики и благосостояния граждан;
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающей сформировать правовую, организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления населением алкогольной продукции;
Подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2011-2014 годы" Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 30.11.2009 N 633 (в редакции от 26.09.2012 N 922).
Концепция соответствует требованиям федеральных законов:
от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", впервые принятый в России с целью создания правового поля и формирования конкурентной среды на потребительском рынке, а также поддержки российских товаропроизводителей и обеспечения доступности для населения широкого ассортимента качественных товаров.
Исходя из вышеперечисленных приоритетов долгосрочного развития страны основными стратегическими целями Концепции являются:
создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целях максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в товарах и услугах;
обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации в целях создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения в Ростовской области;
обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, усиление государственных гарантий защиты прав потребителей.
Концепция базируется на следующих принципах:
согласованность основных приоритетов проводимой политики с основополагающими положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях;
системность принимаемых организационных решений, ответственность за соблюдение норм и требований законодательства на всех уровнях управления и координации деятельности;
сбалансированность - создание условий для баланса интересов производителей и потребителей в целях сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целом;
открытость - создание условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности, обеспечения информационного сопровождения проводимой политики, активного использования современных средств массовой информации.
Концепция рассматривает сферы деятельности потребительского рынка в пределах компетенции департамента потребительского рынка Ростовской области: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.
За период рыночных преобразований на потребительском рынке произошли коренные изменения. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" послужил началом новой эпохи в развитии потребительского рынка Ростовской области и страны в целом. В переходный период к свободному рынку либерализация цен в 1992 году повлекла снижение уровня жизни значительной части населения не только вследствие обесценения их сбережений, но и в связи с ростом просроченной задолженности по заработной плате и падением реальных денежных доходов населения. Доля заработной платы в общем объеме денежных доходов населения сократилась с 59,9 процента в 1992 году до 37,8 процента в 1995 году (по России - с 69,9 до 37,8 процента). В результате чего произошло расслоение населения по уровню денежных доходов, степень которого характеризует коэффициент фондов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами и 10 процентов с самыми низкими доходами в 1993 году составляло более 11 раз, а к 1994 году достигло 14,5 раза). Особенно выражено было неравенство между городским и сельским населением. В городах, где заработная плата была основным источником существования населения (доля ее в общем объеме денежных доходов в 1993 году составляла 76,4 процента, у сельского населения - 44 процента), почти треть населения имела среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. Численность населения Ростовской области с доходами ниже прожиточного минимума в 1994 году составляла в области 35,3 процента (в среднем по России - 22,4 процента). Ситуация усугублялась разбалансированностью потребительского рынка, в условиях всеобщего товарного дефицита, карточной системы распределения товаров первой необходимости населению приходилось адаптироваться к снижению уровня потребления товаров и качества жизни в целом.
Потребительский рынок Ростовской области развивался во взаимосвязи с ходом экономических реформ в стране, и преобразованиям в торговле как проводнику рыночных отношений придавалось огромное значение. В процессе разгосударствления и коммерциализации инфраструктуры потребительского рынка произошло значительное снижение роли государственных структур во всех его секторах. Если в 1991 году в формировании розничного товарооборота (включая общественное питание) на долю предприятий государственной формы собственности приходилось 69,3 процента оборота, на долю кооперативной - 30,3 процента, частной - 0,4 процента, то за 20 лет ситуация кардинально изменилась.
В настоящее время преобладающее значение в торговле имеет негосударственная форма собственности (в 2011 году - 99,6 процента). Удельный вес государственной и муниципальной собственности в обороте розничной торговли Ростовской области сократился до 0,4 процента. Количество юридических лиц во всех звеньях торговли в сравнении с дореформенным периодом увеличилось в десятки раз. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области было учтено 77,87 тыс. хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности "розничная торговля", в том числе 9,43 тыс. юридических лиц и 68,44 тыс. индивидуальных предпринимателей.
С переходом к рыночным механизмам регулирования процессов на потребительском рынке в результате стихийного формирования его инфраструктуры розничная торговая сеть была неоправданно измельчена, преобладали внемагазинные формы реализации товаров, что способствовало росту "теневого оборота" и снижению уровня и качества обслуживания населения.
За годы реформ в сфере торговли сформировалась богатая конкурентная среда и самая высокая предпринимательская активность. Этому способствовало совершенствование нормативно-правовой базы как в части отраслевого законодательства, так и в части поддержки малого предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области.
В последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих торговую деятельность. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", во исполнение которого в Ростовской области приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации:
постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 811 "О региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности";
постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 664 "О некоторых мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности";
В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в Ростовской области:
упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность рынков и ярмарок на территории Ростовской области;
организовано формирование торгового реестра;
создана региональная комиссия по вопросам развития торговой деятельности Ростовской области, в состав которой включены представители федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти Ростовской области.
Потребительский рынок Ростовской области вносит весомый вклад в формирование общего экономического потенциала региона - в отраслях сферы обслуживания (торговле, общественном питании и бытовом обслуживании) формируется около 1/5 валового регионального продукта, по результатам их деятельности пополняются бюджеты всех уровней (доля - 16 процентов), обеспечивается занятость почти четверти населения Ростовской области (24,6 процента), в том числе в торговле - 22,4 процента.
Розничная торговля является ведущим звеном в системе товародвижения потребительского рынка Ростовской области. Оборот розничной торговли как основной показатель, характеризующий развитие розничной торговли, отражает физический объем потребительских товаров, реализованных населению. Поэтому розничной торговле принадлежит решающая роль в достижении стратегической цели - обеспечение максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в потребительских товарах высокого качества по доступным ценам.
В условиях высокой насыщенности потребительского рынка широким ассортиментом товаров динамизм оборота розничной торговли приобрел устойчивый характер. За период с 2000 по 2011 год оборот розничной торговли возрос в сопоставимых ценах в 3,3 раза. По величине этого показателя Ростовская область занимает 7-е ранговое место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес оборота розничной торговли Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли в целом по России составляет 3 процента, в обороте Южного федерального округа - 32 процента (против 31,2 процента в 2010 году, но отмечается снижение на 4 процентного пункта по сравнению с 2000 годом). Среди регионов Южного федерального округа Ростовская область занимает 2-е место, уступая Краснодарскому краю.
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В потребительских расходах населения Ростовской области доля расходов на покупку товаров в 2011 году составляла 82 процента. Показатель "потребительские расходы в расчете на душу населения" (в 2011 году - 13,5 тыс. рублей) отражает степень удовлетворения потребительского спроса населения на товары и услуги и ограничивается величиной их располагаемых денежных доходов. С учетом сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011 году (99,8 процента к уровню 2010 года) вследствие замедления темпов роста денежных доходов населения Ростовской области (108,6 процента против 113,2 в 2010 году) наращивание оборотов розничной торговли происходило менее динамично, чем в 2010 году (в сопоставимых ценах 108,6 процента против 109,6 - в 2010 году). При этом доля потребительских расходов в общем объеме денежных доходов населения Ростовской области возросла до 84,9 процента (против 79,8 процента) и оказалась самой высокой в Южном федеральном округе, что также обусловлено низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения (в 2011 году - 15905,4 рубля против 20700,7 рубля в среднем по России). В последние годы Ростовская область по уровню среднедушевых денежных доходов населения значительно ухудшила свои позиции как среди регионов Российской Федерации (переместилась с 29-го рангового места в 2003 году на 45-е - в 2011 году), так и среди регионов Южного федерального округа (с 1-го на 3-е ранговое место соответственно).
В 2011 году по сравнению с 2000 годом отмечается сокращение уровня бедности населения Ростовской области более чем в 2 раза (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 15,7 процента против 33,1 в 2000 году), что отражается на уровне потребления им товаров и услуг. Согласно данным статистики домашних хозяйств населения из общего объема потребительских расходов на продукты питания в 2000 году приходился 51 процент (рисунок 2), а в 2011 году доля сократилась до 40,2 процента (рисунок 3).
________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.