ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2012 года N 1143

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 15.02.2016 N 90, от 01.03.2017 N 143)


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г.

(п. 2 в ред. постановления Правительства Ростовской области от 01.03.2017 N 143)

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     департамент потребительского
     рынка Ростовской области






Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 29.12.2012 N 1143

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 1. Введение


Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Организационным планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067.

Концепция определяет стратегические цели государственной (региональной) политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области, которые соответствуют положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика российского государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и согласуются с долгосрочными приоритетами, обозначенными в указах и посланиях Президента Российской Федерации, и с целевыми ориентирами основных стратегических документов, принятых на долгосрочную перспективу на федеральном и региональном уровне:

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", определивший первоочередные меры в области стратегического планирования социально-экономического развития страны: обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетных направлений которой является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение уровня и качества жизни на селе;

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, ориентированная на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и направленная на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения.

При разработке Концепции учтены также приоритетные цели и задачи, обозначенные в следующих отраслевых стратегических и программных документах:

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, направленная на создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей и удовлетворение потребностей населения;

Концепция развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года, призванная обеспечить стабильное развитие потребительского рынка страны на селе за счет повышения занятости и уровня жизни сельского населения, удовлетворения потребностей в товарах и услугах;

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой с одной стороны, является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, вывода их на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач, с другой - обеспечение продовольственной безопасности страны в целом, повышение конкурентоспособности российской экономики и благосостояния граждан;

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающей сформировать правовую, организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления населением алкогольной продукции;

Подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2011-2014 годы" Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 30.11.2009 N 633 (в редакции от 26.09.2012 N 922).

Концепция соответствует требованиям федеральных законов:

от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", впервые принятый в России с целью создания правового поля и формирования конкурентной среды на потребительском рынке, а также поддержки российских товаропроизводителей и обеспечения доступности для населения широкого ассортимента качественных товаров.

Исходя из вышеперечисленных приоритетов долгосрочного развития страны основными стратегическими целями Концепции являются:

создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целях максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в товарах и услугах;

обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации в целях создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения в Ростовской области;

обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, усиление государственных гарантий защиты прав потребителей.

Концепция базируется на следующих принципах:

согласованность основных приоритетов проводимой политики с основополагающими положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях;

системность принимаемых организационных решений, ответственность за соблюдение норм и требований законодательства на всех уровнях управления и координации деятельности;

сбалансированность - создание условий для баланса интересов производителей и потребителей в целях сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целом;

открытость - создание условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности, обеспечения информационного сопровождения проводимой политики, активного использования современных средств массовой информации.

Концепция рассматривает сферы деятельности потребительского рынка в пределах компетенции департамента потребительского рынка Ростовской области: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.


2. Состояние и развитие потребительского рынка Ростовской области


За период рыночных преобразований на потребительском рынке произошли коренные изменения. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" послужил началом новой эпохи в развитии потребительского рынка Ростовской области и страны в целом. В переходный период к свободному рынку либерализация цен в 1992 году повлекла снижение уровня жизни значительной части населения не только вследствие обесценения их сбережений, но и в связи с ростом просроченной задолженности по заработной плате и падением реальных денежных доходов населения. Доля заработной платы в общем объеме денежных доходов населения сократилась с 59,9 процента в 1992 году до 37,8 процента в 1995 году (по России - с 69,9 до 37,8 процента). В результате чего произошло расслоение населения по уровню денежных доходов, степень которого характеризует коэффициент фондов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами и 10 процентов с самыми низкими доходами в 1993 году составляло более 11 раз, а к 1994 году достигло 14,5 раза). Особенно выражено было неравенство между городским и сельским населением. В городах, где заработная плата была основным источником существования населения (доля ее в общем объеме денежных доходов в 1993 году составляла 76,4 процента, у сельского населения - 44 процента), почти треть населения имела среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. Численность населения Ростовской области с доходами ниже прожиточного минимума в 1994 году составляла в области 35,3 процента (в среднем по России - 22,4 процента). Ситуация усугублялась разбалансированностью потребительского рынка, в условиях всеобщего товарного дефицита, карточной системы распределения товаров первой необходимости населению приходилось адаптироваться к снижению уровня потребления товаров и качества жизни в целом.


2.1. Розничная торговля


Потребительский рынок Ростовской области развивался во взаимосвязи с ходом экономических реформ в стране, и преобразованиям в торговле как проводнику рыночных отношений придавалось огромное значение. В процессе разгосударствления и коммерциализации инфраструктуры потребительского рынка произошло значительное снижение роли государственных структур во всех его секторах. Если в 1991 году в формировании розничного товарооборота (включая общественное питание) на долю предприятий государственной формы собственности приходилось 69,3 процента оборота, на долю кооперативной - 30,3 процента, частной - 0,4 процента, то за 20 лет ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время преобладающее значение в торговле имеет негосударственная форма собственности (в 2011 году - 99,6 процента). Удельный вес государственной и муниципальной собственности в обороте розничной торговли Ростовской области сократился до 0,4 процента. Количество юридических лиц во всех звеньях торговли в сравнении с дореформенным периодом увеличилось в десятки раз. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области было учтено 77,87 тыс. хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности "розничная торговля", в том числе 9,43 тыс. юридических лиц и 68,44 тыс. индивидуальных предпринимателей.

С переходом к рыночным механизмам регулирования процессов на потребительском рынке в результате стихийного формирования его инфраструктуры розничная торговая сеть была неоправданно измельчена, преобладали внемагазинные формы реализации товаров, что способствовало росту "теневого оборота" и снижению уровня и качества обслуживания населения.

За годы реформ в сфере торговли сформировалась богатая конкурентная среда и самая высокая предпринимательская активность. Этому способствовало совершенствование нормативно-правовой базы как в части отраслевого законодательства, так и в части поддержки малого предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области.

В последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих торговую деятельность. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", во исполнение которого в Ростовской области приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации:

Областной закон от 16.04.2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области";

постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 811 "О региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 654 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области";

постановление Правительства Ростовской области от 08.08.2012 N 740 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 664 "О некоторых мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов".

В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в Ростовской области:

упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность рынков и ярмарок на территории Ростовской области;

организовано формирование торгового реестра;

создана региональная комиссия по вопросам развития торговой деятельности Ростовской области, в состав которой включены представители федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти Ростовской области.

Потребительский рынок Ростовской области вносит весомый вклад в формирование общего экономического потенциала региона - в отраслях сферы обслуживания (торговле, общественном питании и бытовом обслуживании) формируется около 1/5 валового регионального продукта, по результатам их деятельности пополняются бюджеты всех уровней (доля - 16 процентов), обеспечивается занятость почти четверти населения Ростовской области (24,6 процента), в том числе в торговле - 22,4 процента.

Розничная торговля является ведущим звеном в системе товародвижения потребительского рынка Ростовской области. Оборот розничной торговли как основной показатель, характеризующий развитие розничной торговли, отражает физический объем потребительских товаров, реализованных населению. Поэтому розничной торговле принадлежит решающая роль в достижении стратегической цели - обеспечение максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в потребительских товарах высокого качества по доступным ценам.

В условиях высокой насыщенности потребительского рынка широким ассортиментом товаров динамизм оборота розничной торговли приобрел устойчивый характер. За период с 2000 по 2011 год оборот розничной торговли возрос в сопоставимых ценах в 3,3 раза. По величине этого показателя Ростовская область занимает 7-е ранговое место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес оборота розничной торговли Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли в целом по России составляет 3 процента, в обороте Южного федерального округа - 32 процента (против 31,2 процента в 2010 году, но отмечается снижение на 4 процентного пункта по сравнению с 2000 годом). Среди регионов Южного федерального округа Ростовская область занимает 2-е место, уступая Краснодарскому краю.

ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (ПРОЦЕНТОВ)


 Рисунок 1 *

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В потребительских расходах населения Ростовской области доля расходов на покупку товаров в 2011 году составляла 82 процента. Показатель "потребительские расходы в расчете на душу населения" (в 2011 году - 13,5 тыс. рублей) отражает степень удовлетворения потребительского спроса населения на товары и услуги и ограничивается величиной их располагаемых денежных доходов. С учетом сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011 году (99,8 процента к уровню 2010 года) вследствие замедления темпов роста денежных доходов населения Ростовской области (108,6 процента против 113,2 в 2010 году) наращивание оборотов розничной торговли происходило менее динамично, чем в 2010 году (в сопоставимых ценах 108,6 процента против 109,6 - в 2010 году). При этом доля потребительских расходов в общем объеме денежных доходов населения Ростовской области возросла до 84,9 процента (против 79,8 процента) и оказалась самой высокой в Южном федеральном округе, что также обусловлено низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения (в 2011 году - 15905,4 рубля против 20700,7 рубля в среднем по России). В последние годы Ростовская область по уровню среднедушевых денежных доходов населения значительно ухудшила свои позиции как среди регионов Российской Федерации (переместилась с 29-го рангового места в 2003 году на 45-е - в 2011 году), так и среди регионов Южного федерального округа (с 1-го на 3-е ранговое место соответственно).

В 2011 году по сравнению с 2000 годом отмечается сокращение уровня бедности населения Ростовской области более чем в 2 раза (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 15,7 процента против 33,1 в 2000 году), что отражается на уровне потребления им товаров и услуг. Согласно данным статистики домашних хозяйств населения из общего объема потребительских расходов на продукты питания в 2000 году приходился 51 процент (рисунок 2), а в 2011 году доля сократилась до 40,2 процента (рисунок 3).

СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОЦЕНТОВ), 2000 ГОД


 Рисунок 2 *

________________
     * Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»