Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2015 года N 710-П


О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 335-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 20.12.2016 N 674-П.
____________________________________________________________________


Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 335-П "О государственной программе Челябинской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы" (Южноуральская панорама, 16 ноября 2013 г., N 174, спецвыпуск N 40; 17 января 2015 г., N 4, спецвыпуск N 1; 28 марта 2015 г., N 47, спецвыпуск N 15; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 25 мая 2015 г.) изменение, изложив государственную программу Челябинской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы, утвержденную указанным постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ






Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 335-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 29 декабря 2015 года N 710-П)

Государственная программа Челябинской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы

Паспорт государственной программы Челябинской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство социальных отношений Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство культуры Челябинской области;

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;

Министерство информационных технологий и связи Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области

Основная цель государственной программы

-

повышение качества жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан, проживающих на территории Челябинской области

Основные задачи государственной программы

-

повышение реальных доходов граждан, получающих меры социальной поддержки;

социально-бытовое обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Челябинской области;

совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Челябинской области;

внедрение и развитие стационарозамещающих технологий;

обеспечение деятельности подведомственных учреждений;

обеспечение доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности;

совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;

укрепление здоровья граждан пожилого возраста;

организация культурного досуга граждан пожилого возраста;

повышение конкурентоспособности граждан пожилого возраста, проживающих в Челябинской области, стремящихся возобновить трудовую деятельность;

привлечение граждан пожилого возраста к участию в спортивных мероприятиях и приобщение их к физической культуре

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

доля объема выплаченных сумм на меры социальной поддержки к объему начисленных сумм на меры социальной поддержки по состоянию на 31 декабря 2015, 2016, 2017 годов;

удельный вес семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в процентах от общего числа обратившихся;

удельный вес граждан, подвергшихся воздействию радиации, которым выплачены меры социальной поддержки, в процентах от общего числа обратившихся;

удельный вес детей умерших ликвидаторов, детей, страдающих заболеваниями, обусловленными воздействием радиации, получивших ежегодную денежную выплату, в процентах от общего числа обратившихся;

количество граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Челябинской области, охваченных мероприятиями по временному социально-бытовому обустройству;

увеличение доли граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги, из выявленных в качестве нуждающихся в социальном обслуживании;

количество проведенных семинаров по вопросам повышения качества социального обслуживания граждан пожилого возраста;

увеличение доли государственных стационарных учреждений, в которых созданы попечительские советы, от общего количества государственных стационарных учреждений;

количество приемных семей для граждан пожилого возраста;

увеличение доли граждан пожилого возраста, получивших реабилитационные услуги, от общего количества граждан, получивших социальные услуги;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

доля граждан пожилого возраста, получивших услуги мобильной социальной службы и "социального такси", к общему количеству граждан, получивших услуги мобильной социальной службы и "социального такси";

доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных автотранспортом, от общего количества учреждений социального обслуживания;

доля социальных работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации кадров учреждений социального обслуживания, от общего количества социальных работников;

доля учреждений, выполнивших государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ), от общего числа областных государственных учреждений;

доля государственных бюджетных и казенных учреждений системы социальной защиты населения, в которых проведен ремонт, от общего числа государственных бюджетных и казенных учреждений;

доля объема освоенных финансовых средств на приобретение основных средств в объеме выделенных средств;

удельный вес казенных учреждений, которым установлено государственное задание, от общего числа казенных учреждений;

доля граждан пожилого возраста, прошедших обучение на компьютерных курсах, от общей численности граждан пожилого возраста, посетивших отделение дневного пребывания;

доля государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, в которых организованы пункты коллективного доступа к сети Интернет, от общего количества государственных стационарных учреждений социального обслуживания;

доля пожилых граждан, прошедших обучение компьютерной грамотности в учреждениях культуры (библиотеках), от общего числа пожилых граждан, посетивших учреждения культуры (библиотеки) Челябинской области;

доля лиц старше трудоспособного возраста в общем числе госпитализированных по экстренным показаниям лиц от 18 лет и старше;

количество участников областного межнационального бала "Золотой век";

количество участников областного фестиваля "Ваше Величество, Бабушка!";

количество участников областного фестиваля "А ну-ка, дедушки!";

количество участников областного фестиваля "Песни юности нашей";

доля трудоустроенных граждан пожилого возраста из числа обратившихся в целях поиска работы в органы службы занятости населения;

доля граждан пожилого возраста, приобщенных к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, от общей численности граждан пожилого возраста

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

2014 - 2017 годы:

I этап - 2014 год;

II этап - 2015 год;

III этап - 2016 год;

IV этап - 2017 год

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований составляет 35116919,64 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 28176514,74 тыс. рублей,

средства федерального бюджета - 6940404,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 22526,64 тыс. рублей за счет средств областного бюджета;

2015 год - 5938777,8 тыс. рублей, в том числе 5712367,1 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 226410,7 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;

2016 год - 14577807,6 тыс. рублей, в том числе 11220810,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 3356997,1 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета;

2017 год - 14577807,6 тыс. рублей, в том числе 11220810,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 3356997,1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

повышение качества жизни граждан пожилого возраста и иных категорий граждан, проживающих в Челябинской области, в том числе:

охват мерами социальной поддержки более 700000 граждан из числа ветеранов, жертв политических репрессий и других категорий граждан;

улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан;

охват социальными услугами более 400000 граждан пожилого возраста из числа выявленных в качестве нуждающихся в социальном обслуживании;

повышение качества и доступности социальных услуг;

удовлетворение потребностей маломобильных, тяжелобольных и одиноких граждан пожилого возраста в получении необходимых им услуг по уходу;

обеспечение деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Челябинской области;

укрепление здоровья граждан пожилого возраста путем проведения диспансеризации граждан пожилого возраста, внедрения новых форм оказания медицинской помощи, развития паллиативной помощи;

продление активного долголетия путем вовлечения пожилых граждан в культурно-досуговые и спортивные мероприятия;

социально-бытовое обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Челябинской области

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Государственная программа Челябинской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы (далее именуется - государственная программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 5 августа 2014 года "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста", и с учетом Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 года N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".

Одной из стратегических задач государства является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан путем обеспечения комплексного социального обслуживания, повышения качества и доступности социальных услуг, поддержания активного долголетия, поддержания способности пожилых к трудовой деятельности, а также повышения уровня благосостояния иных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства.

По официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, численность граждан старше трудоспособного возраста по состоянию на 1 января 2015 года составила 855,2 тыс. человек, в том числе среди городского населения - 703,4 тыс. человек, среди сельского населения - 151,7 тыс. человек. В 2016 году прогнозируемая численность граждан пожилого возраста составит 876,1 тыс. человек, в 2017 году - 892,1 тыс. человек. Таким образом, прогнозируется ежегодное увеличение численности граждан пожилого возраста.

По состоянию на 1 января 2015 года численность граждан из числа ветеранов, жертв политических репрессий и других категорий граждан, принадлежащих к федеральным категориям льготников, составляет более 250 тысяч человек, число граждан, принадлежащих к региональным категориям льготников, составляет более 460 тысяч человек, из них:

2839 инвалидов войны (инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья);

116 участников Великой Отечественной войны;

288 лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

615 бывших несовершеннолетних узников фашизма;

11099 членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

22872 ветерана боевых действий;

224926 инвалидов и семей, имеющих инвалидов;

9094 труженика тыла;

247495 ветеранов труда;

15684 жертвы политических репрессий;

3776 ветеранов военной службы;

167102 ветерана труда Челябинской области;

3 человека из числа родителей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы;

62 получателя пожизненного содержания за счет средств областного бюджета за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Челябинской областью;

21 получатель, удостоенный почетного звания "Почетный гражданин Челябинской области";

692 получателя пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Челябинской области и ежемесячных выплат лицам, замещавшим государственные должности Челябинской области;

7 граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия депутата Законодательного Собрания Челябинской области на профессиональной постоянной основе;

1 вдова Губернатора Челябинской области;

8 граждан, получающих компенсацию при возникновении поствакцинальных осложнений;

5446 граждан, получивших возмещение стоимости услуг по погребению и выплату социального пособия на погребение;

692 получателя компенсаций в соответствии с Законом Челябинской области от 29.03.2007 года N 104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области".

2. Меры социальной поддержки в Челябинской области предоставляются указанным гражданам в форме ежемесячных денежных выплат, единовременной материальной помощи, компенсаций, субсидий и социального обеспечения.

Органы социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области обеспечивают реализацию гражданами права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В соответствии с действующим законодательством ветеранам, жертвам политических репрессий и другим категориям граждан меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, единовременных выплат на погребение реабилитированного лица, возмещения расходов реабилитированным лицам, связанных с оплатой проезда (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, субсидий на приобретение жилья, льготного проезда на основании единых социальных проездных билетов и персонифицированных социальных электронных карт, компенсационных выплат за пользование услугами связи, а также социального обеспечения.

Выполнение Челябинской областью всех обязательств и стабильное финансирование расходов в отношении предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста позволяют реально повысить доходы ветеранов, жертв политических репрессий и других категорий граждан Челябинской области в среднем на 9 процентов в месяц.

3. В среднем ежегодно доля пожилых граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в Челябинской области, составляет 5 - 8 процентов. Срочные социальные услуги получают в среднем свыше 300000 человек.

В зависимости от обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности пожилых граждан (одиночество, утрата способности к самообслуживанию и нуждаемость в постоянном постороннем уходе, иные обстоятельства), им предоставляются социальные услуги в стационарной, полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому.

Социальные услуги на дому предоставляются гражданам 50 муниципальными учреждениями - комплексными центрами социального обслуживания населения, в структуре которых создано 190 отделений социального обслуживания на дому. По итогам 2014 года доля граждан, получивших социальные услуги на дому, от числа нуждающихся в данной форме социального обслуживания составила 99,1 процента.

Полустационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам, в том числе пожилого возраста, в условиях дневного пребывания 40 отделениями дневного пребывания муниципальных учреждений комплексных центров социального обслуживания населения, в которых ежегодно социальные услуги получают более 12 тыс. человек.

В условиях дневного пребывания гражданам пожилого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставляется комплекс услуг, в том числе социально-медицинских, в целях поддержания активного образа жизни.

Срочные социальные услуги предоставляются гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, вне зависимости от их возраста.

В структуре муниципальных учреждений социального обслуживания населения создано 48 отделений срочного социального обслуживания, в которых ежегодно социальные услуги получают более 300 тыс. граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Учитывая, что 19 процентов граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги в нестационарных формах, проживают в сельской местности с недостаточно развитой транспортной и социальной инфраструктурой, актуальной является проблема обеспечения доступности для них социальных услуг. С этой целью в учреждениях социального обслуживания граждан при отделениях срочного социального обслуживания функционируют мобильные социальные службы.

В настоящее время мобильной службой обслуживается более 1000 малых и отдаленных населенных пунктов. Услуги мобильной социальной службы ежегодно получают более 50 тыс. человек. В рамках настоящей государственной программы будет продолжено совершенствование деятельности мобильных служб.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам, в том числе пожилого возраста, нуждающимся в круглосуточном уходе.

В Челябинской области функционирует 16 государственных стационарных учреждений социального обслуживания на 3906 мест, в том числе 6 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 геронтологических центра, 8 интернатов психоневрологического профиля. Актуальной на протяжении последних лет остается проблема очередности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарной форме. По состоянию на 1 октября 2015 года очередность граждан составляла 574 человека, в том числе в организации общего типа - 124 человека, в организации психоневрологического профиля - 450 человек.

4. Одним из вариантов решения данной проблемы является развитие стационарозамещающих технологий. Данные задачи поставлены в плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)", утвержденном постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 года N 67-П "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)".

В рамках настоящей государственной программы предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие стационарозамещающих технологий.

Одной из стационарозамещающих технологий являются школы реабилитации и ухода, созданные на базе отделений дневного пребывания. В рамках деятельности школ осуществляется социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, направленная на компенсацию утраченных способностей к самообслуживанию в быту и навыков самостоятельной жизнедеятельности. Кроме того, в школах проходит обучение граждан, в составе семьи которых проживают люди, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, навыкам ухода за лежачими родственниками, использования технических средств реабилитации и специальных средств гигиены.

В процессе работы школ реабилитации и ухода осуществляется реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов с использованием оптимального набора средств и методик социальной реабилитации, имеющихся в распоряжении учреждений социального обслуживания.

В настоящее время работа школ реабилитации и ухода организована в 44 муниципальных образованиях Челябинской области.

Инновационной стационарозамещающей технологией в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста Челябинской области является институт приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. Концепция данной технологии предполагает обеспечение ухода за пожилыми гражданами, создание условий для комфортной жизнедеятельности при сохранении привычной домашней среды на основании договора между гражданином, принимающим на себя обязательства по отношению к пожилому человеку, и пожилым гражданином за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета. Мероприятие по внедрению технологии предусмотрено настоящей государственной программой.

5. Немаловажную роль в повышении качества жизни пожилых граждан играет своевременное и комплексное оказание медицинской помощи, в том числе принятие мер, направленных на профилактику заболеваний. Государственной программой предусмотрены мероприятия по развитию медицинской помощи на всех стадиях: от профилактики до паллиативной помощи.

6. Государственная культурная политика Российской Федерации основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе социокультурного развития личности.

В связи с этим культурно-досуговая деятельность играет огромную роль в повышении образовательного и культурного уровня граждан пожилого возраста, служит инструментом для передачи передовых информационных технологий старшему поколению, продлению активного долголетия.

В целях совершенствования социокультурного развития граждан пожилого возраста, приобщения их к новому информационному полю и повышения доступности государственных услуг широкому кругу получателей необходимо расширить предоставление социально-педагогических услуг, направленных на содействие в овладении пожилыми гражданами навыками работы на персональном компьютере, на формирование информационной компетентности как средства гражданской активности и преодоления социального одиночества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»