ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 года N 67-П
О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)"
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)".
2. Министерству социальных отношений Челябинской области (Кучерина О.Л.):
обеспечить реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)" (далее именуется - "дорожная карта"), утвержденного настоящим постановлением;
осуществлять мониторинг реализации "дорожной карты";
представлять ежегодно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о ходе выполнения "дорожной карты".
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Гехт И.А.
Председатель
Правительства
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013 - 2018 годы)"
1. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения (далее именуются - социальные услуги), удовлетворенность граждан социальными услугами.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, предусматривающая:
совершенствование нормативной правовой базы с обеспечением дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
привлечение для оказания социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
сокращение очередности на получение социальных услуг, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
С целью сохранения кадрового потенциала учреждений социального обслуживания и повышения престижа профессий работников данных учреждений необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены сохранением очередности на предоставление социальных услуг, дефицитом квалифицированных кадров, состоянием материально-технической базы учреждений социального обслуживания, а также недостаточной развитостью конкурентного рынка социальных услуг.
На протяжении длительного времени сохраняется очередность на предоставление социальных услуг преимущественно в стационарных условиях.
Потребность в стационарном социальном обслуживании носит устойчивый характер, а в условиях психоневрологических интернатов имеет тенденцию к возрастанию. В настоящее время можно констатировать отставание темпов прироста мест в стационарных учреждениях социального обслуживания от роста численности граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в данных услугах.
Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 года составляла 403 человека (9,6 процента от числа получающих соответствующие социальные услуги), в том числе в психоневрологические интернаты - 297, в специальный дом-интернат - 46, в отделения милосердия домов-интернатов для престарелых и инвалидов - 40, в детские дома-интернаты - 20.
Очередь на получение социальных услуг на дому - 322 человека, что составляет 0,9 процента от числа получающих социальные услуги на дому.
Относительно высокая очередность в стационарные учреждения психоневрологического профиля связана с тенденцией к увеличению численности граждан, страдающих психическими расстройствами. По данным Федерального казенного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", с 1992 года отмечается неуклонное ежегодное увеличение численности данных граждан.
Наличие граждан, ожидающих поступления в специальное стационарное учреждение социального обслуживания, связано с высокой концентрацией в Челябинской области крупных исправительных учреждений.
Проблема очередности отчасти вызвана несовершенством действующего федерального законодательства. Границы между категориями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарных и нестационарных условиях, размыты и не позволяют в полной мере реализовать принцип адресности предоставления социальных услуг. Не установлены объективные критерии, определяющие индивидуальную нуждаемость гражданина в конкретном виде социальных услуг, в том числе в постоянном постороннем уходе. В связи с этим в интернаты зачастую попадают граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию, которые вполне могли бы обслуживаться на дому.
Кроме того, стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля переуплотнены. Жилая площадь, рассчитанная на одного клиента, в них зачастую меньше минимальной площади, предусмотренной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09".
В системе социального обслуживания Челябинской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В 2012 году размер среднемесячной заработной платы составил:
врачей и работников, имеющих высшее медицинское образование, - 8007,6 рубля, или 35,4 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
среднего медицинского персонала - 9933,73 рубля, или 43,9 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
младшего медицинского персонала - 7832,15 рубля, или 34,6 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
социальных работников - 6583,34 рубля, или 29,1 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
педагогических работников образовательных учреждений общего образования (школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, двух областных государственных учреждений социального обслуживания) - 14345,78 рубля, или 63,4 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области (при достижении в IV квартале 2012 года уровня среднемесячной заработной платы по Челябинской области);
преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального образования для инвалидов - 12341,65 рубля, или 54,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области;
педагогических работников учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 12553,9 рубля, или 55,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области.
В 2012 году численность врачей и работников, имеющих высшее медицинское образование, составила 165 человек, среднего медицинского персонала - 809 человек, младшего медицинского персонала - 1097 человек, социальных работников - 3 270 человек, педагогических работников образовательных учреждений общего образования - 563 человека, педагогических работников учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 1813 человек.
Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания значительно устарела. Большая часть из них располагается в приспособленных зданиях, построенных более 40 лет назад, до введения соответствующих санитарных правил и нормативов, и зачастую не соответствующих последним по архитектурно-планировочным решениям.
По состоянию на 31 декабря 2012 года из 32 стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений социального обслуживания для граждан без определенного места жительства у 2 учреждений имеются здания, нуждающиеся в реконструкции.
В Челябинской области недостаточно развит конкурентный рынок социальных услуг.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование законодательства Челябинской области в сфере социального обслуживания;
оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания путем ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии работников учреждений социального обслуживания;
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников, имеющих высшее медицинское образование, до 200 процентов от средней заработной платы в Челябинской области, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального образования для инвалидов, педагогических работников образовательных учреждений общего образования, педагогических работников учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих социальные услуги детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 100 процентов от средней заработной платы в Челябинской области;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) совершенствование законодательства Челябинской области в сфере социального обслуживания населения с учетом норм федерального законодательства;
2) оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений;
3) доведение уровня оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области к 2018 году до целевых показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Определение динамики роста оплаты труда указанных работников, исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 году соотношения размера заработной и средней заработной платы по Челябинской области должно быть обеспечено при достижении целевых показателей к 2018 году и дифференцированной оплаты труда с достижением к 2018 году предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения не более 40 процентов;
4) сокращение очередности на социальное обслуживание и повышение качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективной схемы развития стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Челябинской области до 2020 года;
развития стационарозамещающих технологий с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
укрепления материально-технической базы стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе в рамках реализации социальных программ Челябинской области, финансируемых из бюджета Челябинской области и за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации;
привлечения частных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:
Наименование | Единица | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Доля граждан, получивших | процентов | 93 | 94 | 96,4 | 97,1 | 98,7 | 99,3 |
Соотношение средней заработной | процентов | 129,7 | 130,7 | 137 | 159,6 | 200 | 200 |
Соотношение средней заработной | процентов | 75,6 | 76,2 | 79,3 | 83,3 | 100 | 100 |
Соотношение средней заработной | процентов | 50,1 | 51,0 | 52,4 | 70,5 | 100 | 100 |
Соотношение средней заработной | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Соотношение средней заработной | процентов | 70 | 80,5 | 88,7 | 93,7 | 97,5 | 100 |
Соотношение средней заработной | процентов | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
Соотношение средней заработной | процентов | 47,5 | 58 | 68,5 | 79 | 89,5 | 100 |
Удельный вес граждан пожилого | процентов | - | 0,3 | 0,6 | 1,5 | 3 | 4 |
Удельный вес зданий | процентов | 6,5 | 3,2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес негосударственных | процентов | - | 4,7 | 5,7 | 6,7 | 7,5 | 9 |
Доля семей с детьми, снятых с | процентов | 22 | 25 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Доля граждан пожилого | процентов | 13 | 16 | 19 | 21 | 24 | 27 |
Доля граждан пожилого возраста | процентов | - | 6 | 7 | 8,5 | 9 | 10 |