ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2016 года N 73-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 06.03.2014 N 188-П


В целях совершенствования процессов стратегического планирования в Ярославской области, в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" следующие изменения:

1.1. Преамбулу исключить.

1.2. Стратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 06.03.2014 N 188-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 01.02.2016 N 73-п)

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 1. Общие положения


1.1. Назначение документа.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия СЭР) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления в Ярославской области на перспективу до 2025 года.

Стратегия СЭР детализирует положения Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной указом Губернатора области от 27.02.2013 N 110 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Концепция СЭР), до уровня целей и показателей, механизмов их достижения - набора конкретных задач и стратегических проектов для реализации в период до 2025 года.

Стратегия СЭР содержит оценку социально-экономического положения Ярославской области, в том числе данные анализа развития Ярославской области в сравнении с другими регионами.

1.2. Основания для разработки.

Основанием для разработки Стратегии СЭР является Концепция СЭР.

Стратегия СЭР разработана в соответствии с:

- положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

- положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

- сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации;

- положениями Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;

- прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов, одобренным постановлением Правительства области от 27.10.2015 N 1150-п "О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов";

- Положением о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области".

1.3. Особенности разработки и ключевые ценности Стратегии СЭР.

1.3.1. Процесс разработки и обсуждения Стратегии СЭР является публичным и открытым. Стратегия СЭР разработана на базе экспертного проекта социально-экономического развития, сформированного с учетом предложений СЦК - региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития, созданных на период разработки Стратегии СЭР в соответствии с постановлением Правительства области от 19.12.2011 N 1084-п "О Стратегическом совете области". В состав СЦК вошли представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, профессиональные консультанты. Благодаря открытости и публичности процесса разработки Стратегия СЭР фактически является "народной" стратегией и может выступать в роли договора между властью и обществом о принципах и целях развития региона, что создает основу для консолидации общества и власти вокруг задач развития региона.

1.3.2. Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах - указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности".

1.3.3. Стратегические цели должны быть конкретны и измеримы: они имеют конкретные измеримые показатели, с помощью которых в разрезе этапов реализации Стратегии СЭР возможно контролировать степень достижения плановых значений и при необходимости осуществлять корректирующее воздействие.

1.4. Основные термины и определения.

Главная цель развития - главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. В случае достижения главной цели развития Стратегия СЭР считается успешно реализованной. Главная цель развития имеет показатели, которые позволяют измерять степень достижения цели.

Направление развития - одно из направлений развития региона: экономика, социальная сфера, инфраструктура, система государственного управления.

Проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и действительным состоянием социально-экономической системы.

Целевой образ региона - видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона.

Стратегическая задача - конкретное направление действий для достижения стратегической цели.

Стратегические проекты - наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР.

Реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.


2. Оценка достигнутых целей и анализ основных направлений социально-экономического развития Ярославской области в 2005 - 2012 годах


Оценка достижения целей первого этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", приведена в Концепции СЭР.

2.1. Анализ основных направлений развития Ярославской области.

Анализ социально-экономического развития Ярославской области и отдельных секторов экономики включает в себя оценку экономического и социального развития региона за период 2005 - 2012 годов. Основные показатели социально-экономического развития Ярославской области представлены в приложении 1 к Стратегии СЭР.

2.1.1. Экономика.

Спад в экономике, которым завершился последний деловой цикл конъюнктуры 2004 - 2008 годов, сказался на экономическом развитии Ярославской области самым неблагоприятным образом. В острой фазе кризиса в 2009 году ВРП области в реальном выражении снизился в большей степени, чем совокупный ВРП страны. Как следует из таблицы 1, индекс физического объема ВРП области составил в 2009 году 91,9 процента при 92,4 процента по стране в целом.

Таблица 1


 Некоторые характеристики ВРП Ярославской области

Наименование показателя

Годы

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВРП Ярославской области, млн. руб.

41756

131252

153252

186578

214946

212684

239644

286968

327280

ВРП Ярославской области на душу населения, руб.

29828

99335

117309

143936

166712

165758

187876

225778

257427

Индекс физического объема ВРП Ярославской области, % к предыдущему году

107,7

105,9

110,5

106,5

101,1

91,9

103,0

107,0

104,6

Справочно:

индекс физического объема совокупного ВРП Российской Федерации, % к предыдущему году

110,6

107,6

108,3

108,3

105,7

92,4

104,6

105,4

103,1

Доля ВРП Ярославской области в совокупном ВРП Российской Федерации, %

0,73

0,73

0,68

0,67

0,63

0,66

0,64

0,63

0,66

Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации

30

28

31

32

35

32

34

40

37

Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов ЦФО

3

4

5

5

5

5

5

6

5


Доля Ярославской области в совокупном ВРП страны снизилась с 0,73 процента в 2005 году до 0,66 процента в 2009 году.

Анализ структуры ВРП области показывает, что Ярославская область относится к регионам индустриального типа. На первом месте в структуре добавленной стоимости находятся обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств, которые в развитых странах обладают наибольшей производительностью по добавленной стоимости, упала с 32,1 процента в 2005 году до 25,1 процента в 2009 году. В 2012 году доля обрабатывающих производств составила 26,5 процента.

Таблица 2


 Структура ВРП Ярославской области в разрезе ВЭД


(процентов)

Наименование показателя

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,9

5,2

4,3

4,1

4,3

4,2

4,2

3,9

Рыболовство, рыбоводство

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Добыча полезных ископаемых

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

Обрабатывающие производства

32,1

27,2

28,3

27,0

25,0

24,9

27,2

26,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и пара

4,7

5,2

5,0

5,0

5,5

5,6

5,3

4,5

Строительство

8,1

7,1

5,2

5,6

7,2

8,4

7,5

7,4

Оптовая и розничная торговля <1>

15,4

17,1

17,4

16,0

14,0

15,8

16,2

18,3

Гостиницы и рестораны

1,2

1,3

1,3

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

Транспорт и связь

14,7

14,7

15,7

17,7

17,7

15,1

13,9

12,1

Финансовая деятельность

0,2

0,2

0,1

0,0

0,3

0,5

0,4

0,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг <2>

6,5

7,8

8,3

8,0

7,7

8,8

9,1

9,8

Государственное управление <3>

3,7

5,3

5,4

6,1

6,8

6,3

5,7

6,3

Образование

3,8

3,2

3,3

3,5

4,1

3,5

3,4

3,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,3

4,1

4,1

3,9

4,4

4,1

4,2

4,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,3

1,5

1,5

1,9

1,8

1,7

1,7

1,7

     ________________

<1> Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»