ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 года N 73-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 06.03.2014 N 188-П
В целях совершенствования процессов стратегического планирования в Ярославской области, в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" следующие изменения:
1.1. Преамбулу исключить.
1.2. Стратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 06.03.2014 N 188-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 01.02.2016 N 73-п)
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
1. Общие положения
1.1. Назначение документа.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия СЭР) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления в Ярославской области на перспективу до 2025 года.
Стратегия СЭР детализирует положения Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной указом Губернатора области от 27.02.2013 N 110 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Концепция СЭР), до уровня целей и показателей, механизмов их достижения - набора конкретных задач и стратегических проектов для реализации в период до 2025 года.
Стратегия СЭР содержит оценку социально-экономического положения Ярославской области, в том числе данные анализа развития Ярославской области в сравнении с другими регионами.
1.2. Основания для разработки.
Основанием для разработки Стратегии СЭР является Концепция СЭР.
Стратегия СЭР разработана в соответствии с:
- положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- положениями Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
- прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов, одобренным постановлением Правительства области от 27.10.2015 N 1150-п "О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов";
- Положением о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области".
1.3. Особенности разработки и ключевые ценности Стратегии СЭР.
1.3.1. Процесс разработки и обсуждения Стратегии СЭР является публичным и открытым. Стратегия СЭР разработана на базе экспертного проекта социально-экономического развития, сформированного с учетом предложений СЦК - региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития, созданных на период разработки Стратегии СЭР в соответствии с постановлением Правительства области от 19.12.2011 N 1084-п "О Стратегическом совете области". В состав СЦК вошли представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, профессиональные консультанты. Благодаря открытости и публичности процесса разработки Стратегия СЭР фактически является "народной" стратегией и может выступать в роли договора между властью и обществом о принципах и целях развития региона, что создает основу для консолидации общества и власти вокруг задач развития региона.
1.3.2. Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах - указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности".
1.3.3. Стратегические цели должны быть конкретны и измеримы: они имеют конкретные измеримые показатели, с помощью которых в разрезе этапов реализации Стратегии СЭР возможно контролировать степень достижения плановых значений и при необходимости осуществлять корректирующее воздействие.
1.4. Основные термины и определения.
Главная цель развития - главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. В случае достижения главной цели развития Стратегия СЭР считается успешно реализованной. Главная цель развития имеет показатели, которые позволяют измерять степень достижения цели.
Направление развития - одно из направлений развития региона: экономика, социальная сфера, инфраструктура, система государственного управления.
Проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и действительным состоянием социально-экономической системы.
Целевой образ региона - видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона.
Стратегическая задача - конкретное направление действий для достижения стратегической цели.
Стратегические проекты - наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР.
Реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.
2. Оценка достигнутых целей и анализ основных направлений социально-экономического развития Ярославской области в 2005 - 2012 годах
Оценка достижения целей первого этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", приведена в Концепции СЭР.
2.1. Анализ основных направлений развития Ярославской области.
Анализ социально-экономического развития Ярославской области и отдельных секторов экономики включает в себя оценку экономического и социального развития региона за период 2005 - 2012 годов. Основные показатели социально-экономического развития Ярославской области представлены в приложении 1 к Стратегии СЭР.
2.1.1. Экономика.
Спад в экономике, которым завершился последний деловой цикл конъюнктуры 2004 - 2008 годов, сказался на экономическом развитии Ярославской области самым неблагоприятным образом. В острой фазе кризиса в 2009 году ВРП области в реальном выражении снизился в большей степени, чем совокупный ВРП страны. Как следует из таблицы 1, индекс физического объема ВРП области составил в 2009 году 91,9 процента при 92,4 процента по стране в целом.
Таблица 1
Некоторые характеристики ВРП Ярославской области
Наименование показателя | Годы | ||||||||
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ВРП Ярославской области, млн. руб. | 41756 | 131252 | 153252 | 186578 | 214946 | 212684 | 239644 | 286968 | 327280 |
ВРП Ярославской области на душу населения, руб. | 29828 | 99335 | 117309 | 143936 | 166712 | 165758 | 187876 | 225778 | 257427 |
Индекс физического объема ВРП Ярославской области, % к предыдущему году | 107,7 | 105,9 | 110,5 | 106,5 | 101,1 | 91,9 | 103,0 | 107,0 | 104,6 |
Справочно: | 110,6 | 107,6 | 108,3 | 108,3 | 105,7 | 92,4 | 104,6 | 105,4 | 103,1 |
Доля ВРП Ярославской области в совокупном ВРП Российской Федерации, % | 0,73 | 0,73 | 0,68 | 0,67 | 0,63 | 0,66 | 0,64 | 0,63 | 0,66 |
Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации | 30 | 28 | 31 | 32 | 35 | 32 | 34 | 40 | 37 |
Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов ЦФО | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 |
Доля Ярославской области в совокупном ВРП страны снизилась с 0,73 процента в 2005 году до 0,66 процента в 2009 году.
Анализ структуры ВРП области показывает, что Ярославская область относится к регионам индустриального типа. На первом месте в структуре добавленной стоимости находятся обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств, которые в развитых странах обладают наибольшей производительностью по добавленной стоимости, упала с 32,1 процента в 2005 году до 25,1 процента в 2009 году. В 2012 году доля обрабатывающих производств составила 26,5 процента.
Таблица 2
Структура ВРП Ярославской области в разрезе ВЭД
(процентов)
Наименование показателя | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 4,9 | 5,2 | 4,3 | 4,1 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 3,9 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Добыча полезных ископаемых | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
Обрабатывающие производства | 32,1 | 27,2 | 28,3 | 27,0 | 25,0 | 24,9 | 27,2 | 26,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и пара | 4,7 | 5,2 | 5,0 | 5,0 | 5,5 | 5,6 | 5,3 | 4,5 |
Строительство | 8,1 | 7,1 | 5,2 | 5,6 | 7,2 | 8,4 | 7,5 | 7,4 |
Оптовая и розничная торговля <1> | 15,4 | 17,1 | 17,4 | 16,0 | 14,0 | 15,8 | 16,2 | 18,3 |
Гостиницы и рестораны | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Транспорт и связь | 14,7 | 14,7 | 15,7 | 17,7 | 17,7 | 15,1 | 13,9 | 12,1 |
Финансовая деятельность | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг <2> | 6,5 | 7,8 | 8,3 | 8,0 | 7,7 | 8,8 | 9,1 | 9,8 |
Государственное управление <3> | 3,7 | 5,3 | 5,4 | 6,1 | 6,8 | 6,3 | 5,7 | 6,3 |
Образование | 3,8 | 3,2 | 3,3 | 3,5 | 4,1 | 3,5 | 3,4 | 3,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,3 | 4,1 | 4,1 | 3,9 | 4,4 | 4,1 | 4,2 | 4,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,3 | 1,5 | 1,5 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
________________
<1> Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.