ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 27 февраля 2013 года N 110

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


В соответствии с постановлением Правительства области от 16.12.2011 N 1020-п "О Перечне правовых актов в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием Ярославской области"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.

2. Контроль за исполнением указа оставляю за собой.

3. Указ вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
указом
Губернатора области
от 27.02.2013 N 110

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


 1. Введение


1.1. Суть и назначение Концепции социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года (далее - Концепция СЭР).

Концепция СЭР разрабатывалась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР-2030).

В ходе подготовки Концепции СЭР был проведен анализ реализации действующей Стратегии СЭР-2030. Предпосылки для разработки Концепции СЭР приведены в приложении 1 к Концепции СЭР. Также были систематизированы другие разработки по стратегическому развитию области, проведена серия встреч представителей различных органов исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) и общественности Ярославской области для обсуждения идей и предложений по развитию региона.

В рамках подготовки Концепции СЭР был проведен анализ текущего состояния области, ее стратегического потенциала и вызовов развития, а также последних стратегических инициатив федеральной власти (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", материалы, посвященные проекту "Открытое Правительство" и Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, и др.). Федеральные стратегические инициативы приведены в приложении 2 к Концепции СЭР.

Концепция СЭР является базовым стратегическим документом региона. Это не законченный перечень предложений по развитию области, а первоначальный набор идей и инициатив, которые должны конкретизироваться и детализироваться до уровня конкретных мероприятий в рамках Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее - Стратегия СЭР) и других стратегических документов.

На основе утверждаемой Концепции СЭР должно быть принято решение о корректировке, актуализации или пересмотре действующей Стратегии СЭР-2030, должны быть внесены соответствующие изменения в Стратегию СЭР-2030 или разработана новая Стратегия СЭР, которая должна детализировать инициативы Концепции СЭР до уровня подходов и наборов конкретных мероприятий по их реализации, включая перечень стратегических проектов для реализации, а также систему целевых показателей и стратегические политики по конкретным направлениям (сферам жизнедеятельности населения региона).

Важным результатом общественных обсуждений и работы над Стратегией СЭР должно стать создание целостной системы стратегического управления Ярославской области, которая обеспечит механизмы практической реализации Стратегии СЭР, встроив ее основные положения в повседневную деятельность органов власти, общества и бизнеса.

Актуализация Стратегии СЭР и развертывание системы стратегического управления должны осуществляться в соответствии с Положением о стратегическом планировании и контроле в ОИВ, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области", которое предполагает вовлечение и активное участие в процессе стратегического планирования всех заинтересованных в развитии области сторон.

Необходимость увязки Концепции СЭР и текущей деятельности ОИВ через создание системы стратегического управления также следует из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в котором поставлена задача подготовить до 1 октября 2012 г. проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики (действующая версия указанного проекта опубликована Минэкономразвития 21 ноября 2011 г., проект разработан в соответствии с пунктом 4 Плана реализации мероприятий по исполнению Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 675-р "О плане мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года").

В соответствии с постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области" дальнейшая работа по актуализации Стратегии СЭР и развертыванию системы стратегического управления будет построена в формате стратегических целевых команд (далее - СЦК), которые формируются из представителей региональной власти, общественности и экспертного сообщества, органов местного самоуправления муниципальных образований области. Основной задачей СЦК будет детализация Концепции СЭР в рамках актуализации Стратегии СЭР и разработка комплекса документов стратегического управления области: политик, стандартов, отраслевых, территориальных и функциональных стратегий.

1.2. Структура Концепции СЭР и ее роль в системе стратегического управления Ярославской области.

Концепция СЭР является отправной точкой в системе долгосрочного планирования и развития области. В ней должно быть сформулировано долгосрочное видение Ярославской области, отражающее общую точку зрения жителей региона, представителей бизнеса, общественного и экспертного сообществ, а также региональной и муниципальной власти на предмет того, каким они хотят видеть регион в будущем.

Одной из ключевых проблем долгосрочного планирования в российской и международной практике является декларативность стратегических документов, что достаточно часто приводит к тому, что положения подобных документов не применяются в практической деятельности, а заложенные в них идеи и инициативы так и не претворяются в жизнь. Чтобы избежать этого, в мировой практике управления выработано несколько решений:

- Концепция СЭР должна содержать не только видение перспективы развития региона, в ней должны содержаться и верхнеуровневые механизмы достижения стратегических целей, то есть из Концепции СЭР должно однозначно следовать не только описание того, какой будет Ярославская область в 2025 году, но и за счет чего этого удастся добиться;

- Концепция СЭР должна разрабатываться при активном участии всех заинтересованных в развитии области сторон: населения, региональной муниципальной власти, представителей бизнеса, общественного и экспертного сообществ. Вовлеченность в выработку долгосрочного видения позволит обеспечить сопричастность всех ключевых субъектов развития области, что в свою очередь позволит не только сфокусировать их собственные стратегии в русле общей Концепции СЭР, но и снизить возможное сопротивление изменениям в ходе ее реализации, в том числе в кризисные периоды, а также в случаях принятия сложных и не всеми поддерживаемых решений;

- должна быть выстроена полноценная система стратегического управления, в которой Концепция СЭР жестко встроена в повседневную деятельность ОИВ. Это предполагает, во-первых, разработку всех ключевых документов, регламентирующих деятельность ОИВ, в тесной взаимосвязи с Концепцией СЭР. Во-вторых, система и структура управления ОИВ должны быть нацелены на реализацию стратегических целей и задач. Для этого должна быть выстроена система управления результативностью, связывающая системы оплаты труда, оценки персональной деятельности, а также бюджетную и финансовую политики с достижением стратегических целей.

Схематично структура Концепции СЭР представлена на рисунке 1.

Рисунок 1


 Структура Концепции СЭР

В разделе 2 Концепции СЭР представлены выводы из результатов анализа социально-экономического развития региона за 2005 - 2011 годы, сценариев его дальнейшего развития, стратегического потенциала и SWOT-анализ, на основе которых проводилось обоснование выбора целей и стратегических приоритетов развития региона.

В разделе 3 Концепции СЭР описываются целевые показатели и видение (целевой образ) Ярославской области к 2025 году.

В разделе 4 Концепции СЭР перечислены главные направления развития, за счет реализации которых возможно обеспечить достижение главных целей развития региона. Для каждого стратегического приоритета укрупненно описаны:

- механизмы реализации - способы и инструменты практической реализации стратегического приоритета;

- целевые показатели по стратегическому приоритету на 2025 год;

- стратегические проекты - перечень наиболее крупных и значимых инвестиционных и организационных проектов, реализация которых является стратегически значимой для реализации данного стратегического приоритета.

Для конкретизации и дальнейшего встраивания Концепции СЭР в текущую деятельность ОИВ вся проблематика и сферы управления регионом были сгруппированы в 7 направлений:

- экономическое развитие и бизнес-среда: развитие стратегических отраслей и промышленная политика, инвестиционный климат и привлечение стратегических инвесторов, предпринимательство и малый бизнес, инновации и внедрение передовых технологий, создание квалифицированных рабочих мест, собственные доходы бюджета и федеральные инвестиции;

- инфраструктура: дороги, транспорт и логистика, энергетика, газо-, тепло- и водоснабжение, промышленная и жилищная инфраструктура;

- среда жизнедеятельности: услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и благоустройства, жилищное строительство, общественный транспорт, обращение твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и уборка территорий, экология, безопасность;

- основы жизни и здоровья: здравоохранение, социальная поддержка;

- развитие человеческого потенциала: демографическая политика, образование, культура, физическая культура и спорт, гражданское общество;

- качество и эффективность деятельности ОИВ: структура и система управления ОИВ, система подбора кадров и оплаты труда, качество и эффективность деятельности ОИВ, бюджетных расходов и предоставления государственных и муниципальных услуг, качество и клиентоориентированность социальных услуг, управление государственным имуществом (в том числе сетями учреждений);

- территориальное развитие: модернизация "каркаса расселения", определение зон опережающего развития и полюсов роста для оптимального размещения объектов регионального значения, стимулирование трудовой миграции в зоны развития; оптимизация территориальной организации и развитие муниципальных образований области (далее - МО), повышение эффективности системы управления МО и работы органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) МО.

Структура стратегических направлений развития Ярославской области представлена на рисунке 2.

Рисунок 2


 Структура стратегических направлений развития Ярославской области


Исходя из главных целей развития региона и стратегических приоритетов для каждого направления определены цели и приоритетные задачи. Исходя из этих целей и приоритетных задач по каждому из направлений на следующем этапе стратегического планирования должен быть разработан комплекс соответствующих стратегических документов.

За создание стратегических документов по направлениям будут отвечать СЦК, сформированные отдельно по каждому из направлений.

Первой задачей сформированных СЦК станет разработка актуализированной версии Стратегии СЭР, которая должна будет детализировать инициативы Концепции СЭР до уровня подходов и конкретных мероприятий по их реализации, включая перечень стратегических проектов для реализации. Кроме того, в состав Стратегии СЭР должны войти система целевых показателей и механизмы мониторинга их достижения, а также стратегические политики по направлениям. Структура стратегических документов Ярославской области представлена на рисунке 3.

Рисунок 3


 Структура стратегических документов Ярославской области



   2. Обоснование выбора стратегических приоритетов развития Ярославской области


2.1. Логика разработки Концепции СЭР.

Проведенный анализ состоял из нескольких этапов, схематично изображенных на рисунке 4.

Рисунок 4


 Логика разработки Концепции СЭР


2.1.1. Сначала был проведен анализ действующих программ развития и других имеющихся стратегических разработок, результатов стратегических сессий, проводившихся в 2010 - 2011 годах.

2.1.2. Следующим шагом был анализ текущего состояния экономики и уровня качества жизни в Ярославской области. В ходе анализа показатели экономического развития и качества жизни сравнивались со среднероссийскими, а также с целевыми значениями, заданными в Стратегии СЭР-2030. По результатам анализа были определены основные проблемные зоны в экономике и социальном развитии, а также точки роста и перспективные отрасли.

Метод сравнения показателей качества жизни и экономического развития с другими регионами Российской Федерации был выбран как базовый на основе двух предпосылок:

- на макроуровне Ярославская область конкурирует с другими регионами России за финансовые и инвестиционные ресурсы. С этой точки зрения именно сравнительное положение экономики области относительно других регионов отражает ее стратегическую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов, органов федеральной власти;

- положение Ярославской области в сравнении с другими регионами России по качеству жизни является главным индикатором конкурентоспособности региона в борьбе за другой главный ресурс - человеческий потенциал: за лучшие научные, профессиональные, рабочие, предпринимательские и другие кадры. Если уровень социальной стабильности в регионе будет ниже, чем в других регионах, регион в долгосрочной перспективе будет терять свой главный стратегический потенциал - квалифицированные кадры.

2.1.3. Был проведен анализ внешней среды и ключевых факторов, влияющих на развитие области: глобальных тенденций и вызовов, стоящих перед Россией; а также федеральных предпосылок в области стратегического развития страны и ее регионов.

2.1.4. В ходе разработки Концепции СЭР был проведен ряд встреч с представителями профильных ОИВ Ярославской области для обсуждения результатов анализа, а также идей по направлениям развития региона. В результате были обозначены сильные стороны и стратегический потенциал Ярославской области, на базе которых были разработаны два сценария развития - целевой и инерционный.

2.1.5. Инерционный сценарий развития Ярославской области до 2025 года, который описан в приложении 3 к Концепции СЭР, приводит к дальнейшему снижению позиций Ярославской области среди регионов России как по темпам экономического роста, так и по качеству жизни. Поэтому в Концепции СЭР описывается целевой сценарий, позволяющий максимально использовать ресурсы и потенциал области, и, как результат, повысить качество и уровень жизни людей.

2.2. Итоги социально-экономического развития Ярославской области за период 2005 - 2011 годов.

В таблице 1 представлены ключевые показатели, характеризующие все основные стороны качества жизни, а также положение Ярославской области и его динамику в сравнении со среднероссийским уровнем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»