АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 года N 28
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 485 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Липецкой области от 29.12.2023 N 831.
____________________________________________________________________
Администрация Липецкой области постановляет:
Внести в постановление администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года N 485 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области" ("Липецкая газета", 2013, 15 ноября; 2014, 28 февраля, 7 мая, 18 июля, 10 сентября, 9 декабря; 2015, 16 января, 25 февраля, 26 июня, 12 августа, 21 октября, 6 ноября) следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению
администрации Липецкой
области "Об утверждении
государственной программы
Липецкой области "Развитие
сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Липецкой области"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель | Управление сельского хозяйства Липецкой области |
Соисполнители | Управление ветеринарии Липецкой области; управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области; управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области; управление энергетики и тарифов Липецкой области; управление строительства и архитектуры Липецкой области; управление дорог и транспорта Липецкой области; управление культуры и искусства Липецкой области |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | 2014 - 2020 годы, без выделения этапов |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Развитие отрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 2 "Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 3 "Поддержка малых форм хозяйствования в Липецкой области на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 4 "Поддержка экономически значимых направлений развития сельского хозяйства Липецкой области на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 5 "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Липецкой области на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 6 "Развитие сельскохозяйственного производства в поселениях в части стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 7 "Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". Подпрограмма 8 "Развитие торговли Липецкой области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года". Подпрограмма 9 "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" |
Цель Государственной программы | Обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров |
Индикаторы цели | 1. Уровень самообеспеченности области (производство к фонду внутреннего потребления) молоком и молокопродуктами, мясом и мясопродуктами, сахаром и сахаропродуктами, маслом растительным, зерном, %. 2. Уровень потребления продуктов питания на душу населения (в % к рациональным нормам): молокопродуктов, мясопродуктов, рыбной продукции. 3. Уровень обеспеченности торговыми площадями (кв. м на 1 тыс. жителей), в том числе по продовольственной группе товаров. 4. Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве, ед. |
Задачи Государственной программы | 1. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и переработки его продукции на основе проведения комплексной модернизации материально-технической базы. 2. Насыщение потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей, повышение мотивации труда и стимулирование деловой активности сельского населения, ведущего личные подсобные хозяйства на территории области. 3. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. 4. Обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке Липецкой области |
Показатели задач | Показатели задачи 1: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %; индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), %; индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), %; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), %; индекс физического объема инвестиций (в сопоставимых ценах) в основной капитал сельского хозяйства, %; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %. Показатель задачи 2: доля вовлеченных личных подсобных хозяйств в заготовительную деятельность (от общего количества зарегистрированных личных подсобных хозяйств в муниципальных районах), %. Показатель задачи 3: среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. Показатель задачи 4: количество проведенных экспертиз и лабораторных исследований образцов пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке области, ед. |
Объем финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации Государственной программы | Объем финансирования на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета прогнозно составит 9833703,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1790223,7 тыс. руб.; 2015 год - 1781132,5 тыс. руб.; 2016 год - 1556269,0 тыс. руб.; 2017 год - 1276723,9 тыс. руб.; 2018 год - 1132451,5 тыс. руб.; 2019 год - 1149951,5 тыс. руб.; 2020 год - 1146951,5 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | В результате реализации Государственной программы предполагается, что в 2020 году: уровень самообеспеченности области (производство к фонду внутреннего потребления) сахаром и сахаропродуктами увеличится в 9 раз, мясом и мясопродуктами - в 2,6 раза, зерном - в 1,3 раза, молоком и молокопродуктами - на 5%, маслом растительным составит 100%; уровень потребления молокопродуктов, мясопродуктов и рыбной продукции на душу населения (в % к рациональным нормам) составит 100%; уровень обеспеченности торговыми площадями возрастет до 540 кв. м на 1 тыс. жителей, в том числе по продовольственной группе товаров - до 162 кв. м на 1 тыс. жителей; количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве увеличится на 8179 ед.; производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к 2013 году увеличится на 21%, в том числе: в растениеводстве - на 15%, в животноводстве - на 32%; производство пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), по отношению к 2013 году увеличится на 20%; среднегодовой темп прироста объема инвестиций (в сопоставимых ценах) в основной капитал сельского хозяйства составит не менее 5,2%; среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составит не менее чем 6,7% (с учетом субсидий); доля вовлеченных личных подсобных хозяйств в заготовительную деятельность увеличится до 25% от общего количества зарегистрированных личных подсобных хозяйств в муниципальных районах; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) повысится до 24000 рублей; обеспечение постоянного отбора образцов продуктов питания с целью проведения лабораторных исследований по показателям качества и безопасности пищевых продуктов |
II. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ
Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области".
Главными приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, модернизация и технологическое перевооружение агропромышленного производства Липецкой области.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Липецкой области, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Сельское хозяйство Липецкой области специализируется на возделывании зерновых культур, сахарной свеклы, масличных культур, картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, а также на производстве мяса, молока, яиц. Доля производства продукции сельского хозяйства Липецкой области в объеме производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 году составила 1,64%.
В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции в 2012 году 58% занимала продукция растениеводства и 42% - продукция животноводства. На долю сельскохозяйственных предприятий пришлось 66,5% произведенной сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств - 6,3%, хозяйств населения - 27,2%.
За период действия приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", начатого в 2006 году, и областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 09 октября 2008 года N 275, в Липецкой области был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. За период 2006 - 2012 годов среднегодовой темп прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составил более 11%. По сравнению с 2006 годом валовой сбор зерна в 2012 году вырос на 8%, подсолнечника - в 6,6 раза, сахарной свеклы - на 75%, прирост производства скота и птицы на убой в живом весе в 2012 году по отношению к 2006 году достиг 76%, в том числе мяса свиней - в 4 раза, мяса птицы - на 84%, производство товарной прудовой рыбы увеличилось на 35%.
Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также жестокая засуха 2010 года негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе области, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, сокращение сельской поселенческой сети.
Наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2014 - 2020 годы могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К рискам относятся:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
природные риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин.
Проблема снижения степени рисков в сельском хозяйстве не должна ложиться только на плечи непосредственных производителей. В ее решении активное участие должно принимать государство.
Управление рисками при реализации Государственной программы будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
подготовки и представления отчетов о ходе реализации предусмотренных в Государственной программе мероприятий в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Липецкой области" (далее - Порядок).
2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ОБЛАСТИ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА И ЗНАЧЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАДАЧ
Приоритеты государственной политики в агропромышленном комплексе области, а также цель и задачи Государственной программы определены с учетом:
положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120;
Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р;
Закона Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года" (далее - Стратегия);
Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса Липецкой области с учетом вступления России в ВТО. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства:
зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, как обеспечивающий устойчивость в целом агропромышленного комплекса и в значительной мере экономики области;
скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности региона, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институциональной сфере - развитие кооперации, развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе;
в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.
Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в рамках вступления России в ВТО.
Целью Государственной программы на период до 2020 года является обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров.
Для достижения поставленной цели в Государственной программе предусмотрен ряд задач, решаемых в рамках подпрограмм, включенных в Государственную программу, а именно:
обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и переработки его продукции на основе проведения комплексной модернизации материально-технической базы;
насыщение потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей, повышение мотивации труда и стимулирование деловой активности сельского населения, ведущего личные подсобные хозяйства на территории области;
создание условий для устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке Липецкой области.