ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 декабря 2012 года N 108-ОЗ
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
(в редакции Законов Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ, от 15.12.2015 N 473-ОЗ)
Принят
Липецким областным
Советом депутатов
25 декабря 2012 года
Утвердить Программу социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ
г. Липецк
29.12.2012
N 108-ОЗ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
(в редакции Законов Липецкой области от 05.03.2015 N 368-ОЗ, от 15.12.2015 N 473-ОЗ)
I. Паспорт Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы
Наименование Программы: | Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы: | Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав Липецкой области Российской Федерации от 09 апреля 2003 года N 46-ОЗ, Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года" |
Государственный заказчик Программы: | Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы: | Управление экономики администрации области |
Основные цели Программы: | Повышение благосостояния и качества жизни населения, формирование здорового образа жизни; создание инновационной и конкурентоспособной экономики в регионе; улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды; создание и внедрение системы эффективного государственного управления и развития муниципальной службы |
Основные задачи Программы: | Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке; улучшение демографической ситуации; повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения; формирование здорового образа жизни населения области, развитие физической культуры и спорта; создание условий для развития туризма и рекреации; повышение доступности и качества образования; обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни; совершенствование механизмов регулирования рынка труда, обеспечение занятости населения, в том числе через развитие коллективных форм хозяйствования (закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), кооперативов); обеспечение населения качественным и доступным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ; обеспечение безопасности условий жизни населения; обеспечение общественно-политической стабильности, содействие развитию институтов гражданского общества; развитие социализации молодежи, формирование ее гражданско-патриотической позиции; создание условий для модернизации существующих производств, стимулирование инновационной и экономической активности бизнеса; обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров; повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры и доступности транспортных услуг; обеспечение высокой инвестиционной привлекательности области; обеспечение внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение энергетической эффективности; улучшение состояния окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных и водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, создание системы обращения с отходами производства и потребления; сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов; повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области; повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами; обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Липецкой области |
Исполнители Программы: | Структуры администрации области, исполнительные органы государственной власти области |
Срок реализации Программы: | 2013 - 2017 годы |
Система организации контроля за исполнением Программы: | Рассмотрение на Совете администрации области и на сессии областного Совета депутатов по итогам каждого года реализации |
Основные результаты реализации Программы по итогам 2017 года: | Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 9,5%; увеличение продолжительности жизни до 73 лет; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленными организациями до 18%; увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) до 106,9 тыс. руб.; уменьшение объема сбросов загрязненных сточных вод до 80 млн. куб. м; снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 339 тыс. тонн; увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 60%; увеличение доли налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в общем объеме доходов до 87% |
1. Введение
Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы является элементом многоуровневой системы стратегического планирования в области, определяет цели и задачи развития на среднесрочную перспективу, основные мероприятия и результаты, которые необходимо достичь для реализации целей Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года".
Программа учитывает цели, задачи и основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозы развития Российской Федерации и Липецкой области и разработана на основе анализа сложившейся в области социально-экономической ситуации, основных проблем и предпосылок для их решения.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в экономике и социальной сфере Липецкой области (далее - область).
Механизмы реализации Программы основаны на принципах согласования интересов всех участников социально-экономических процессов: органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения области.
2. Краткие итоги реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития Липецкой области на 2009 - 2012 годы (далее - Программа 2009 - 2012), позволила выполнить поставленные задачи.
Таблица 1
N п/п | Показатель | Темп роста 2012 г. к 2008 г., предусмотренный Программой, % | Темп роста 2011 г. к 2008 г. фактический, % | Темп роста 2012 г. к 2008 г. (по оценке), % |
1. | Индекс промышленного производства | 100 | 100,1 | 112,8 |
2. | Индекс производства продукции сельского хозяйства | 116 | 117,9 | 120,7 |
3. | Объем инвестиций в основной капитал | 116 | 116,7 | 93,8 |
4. | Оборот розничной торговли | 109,8 | 116,6 | 124,9 |
5. | Объем бытовых услуг | 123,0 | 117,8 | 138,8 |
6. | Реальные располагаемые доходы населения | 103,3 | 110,2 | 120,3 |
Выполнение всех параметров Программы 2009 - 2012 по годам приведено в приложении 1 к настоящей Программе.
Реализация комплекса антикризисных мер и мероприятий по модернизации экономики и социальной сферы позволила преодолеть кризисные явления, по основным показателям выйти на докризисный уровень и обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением.
Решены основные задачи, поставленные в Программе 2009 - 2012.
Созданы условия, способствующие повышению благосостояния населения. Область стабильно занимает 4-е место по уровню среднедушевых денежных доходов среди субъектов ЦФО.
Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения выросли к 2008 году на 40% и в 2011 году составили в 17100 руб. По этому показателю область занимала 5-е место среди субъектов ЦФО. За 9 месяцев 2012 года среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения составили 18622 руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2011 года выросли на 17,4%.
Решалась одна из важнейших задач - снижение уровня бедности. Доля бедного населения в 2011 году составила 10,3%, или 120 тыс. чел. Этот показатель - один из самых лучших в РФ (11-е место) и ЦФО (4-е место). По итогам первого полугодия 2012 года уровень бедности по сравнению с 2011 годом снизился до 9,2%.
Численность безработных в 2011 году уменьшилась на 29% к 2008 году и составила 4,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 0,7% (1 место в ЦФО, 3 - в РФ). В 2011 году введено более 13 тысяч рабочих мест, почти половина которых - в сельской местности.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2012 года составил 0,6% (3,6 тыс. чел.).
В области наблюдаются положительные демографические тенденции. За годы реализации Программы 2009 - 2012 ежегодная рождаемость в среднем составляла 12,7 тысячи человек. Увеличению рождаемости способствовали меры, направленные на поддержку семей с детьми, улучшение их жилищных условий, предоставление "материнского капитала".
Снизилась смертность. В 2008 году коэффициент смертности составлял 17,1 на 1 тысячу населения, в 2011 году - 15,2. По итогам 9 месяцев 2012 года он составил 15,3 на 1 тысячу населения. Снижение смертности при одновременном росте рождаемости привело к снижению коэффициента естественной убыли населения (с 6,3 - в 2008 г. до 4,5 - в 2011 г. и до 3,7 на 1000 чел. населения - по итогам 9 месяцев 2012 года).
В области создана многофункциональная система социального обслуживания населения, главной целью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг.
В рамках реализации федеральных и областных полномочий около 420 тысяч жителей (инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, многодетные семьи) получают более 60 видов социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные и ежемесячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда).
Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. За годы реализации Программы 2009 - 2011 введено 2,2 млн. кв. м жилья. За 9 месяцев 2012 года введено 434,6 тыс. кв. м жилья с ростом к соответствующему периоду 2011 года 103%.
Ввод жилья на душу населения увеличился на 4,8%: с 0,62 кв. м - в 2008 году до 0,65 кв. м - в 2011 году (по РФ - 0,45 кв. м и 0,47 кв. м соответственно). Достижению значительных результатов в жилищном строительстве способствовала государственная поддержка населения из федерального, областного и местных бюджетов.
Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила существенно улучшить жилищные условия граждан. За период 2009 - 2012 годов отремонтировано 1112 многоквартирных домов (32% нуждающихся в капремонте) площадью около 2 млн. кв. м, в которых проживает 83,7 тыс. человек, расселено 249 ветхих и аварийных многоквартирных домов, ликвидировано 58,6 тыс. кв. м аварийного жилья (41% всего жилищного фонда, признанного аварийным), приобретено 1575 квартир и переселено в благоустроенное жилье 4,1 тыс. человек.
В целях обеспечения населения качественной питьевой водой за период с 2009 по 2012 годы построено 171,6 км водопроводных сетей, 74 артезианских скважины, 4 станции очистки воды от железа. В результате удалось улучшить качество водоснабжения для 149 тыс. человек в 200 населенных пунктах.
В 2012 году охват населения централизованным водоснабжением составил 97,8% (1140,3 тыс. человек), доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, - 90,3% (1052,8 тыс. человек).
Темпы роста оборота розничной торговли были выше программных параметров: в 2010 году - на 4,3 процентного пункта (106,9%), в 2011 году - на 5,4 процентного пункта (109,2%). За 9 месяцев 2012 года оборот розничной торговли составил 113,1 млрд. руб. с ростом к соответствующему периоду прошлого года 107,5%.
Розничная сеть расширяется и модернизируется, в том числе и за счет прихода сетевых компаний на муниципальный уровень. За период действия Программы 2009 - 2012 в области открыто 1241 предприятие розничной торговли, из них 306 - в сельской местности. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей выросла на 30% и к началу 2012 года составила 489 кв. м, превысив целевой показатель Программы 2009 - 2012 (480 кв. м).
В развитии рынка услуг общественного питания приоритетным направлением стало создание общедоступных для населения предприятий средней ценовой категории. За 2009 - 2012 годы в области открыто 200 предприятий общественного питания, количество посадочных мест на 1000 жителей увеличилось на 14% и составило 24 места.
Решались задачи по диверсификации экономики, внедрению инноваций и новых технологий, развитию "точек роста" - особых экономических зон и региональных кластеров.
За последние 7 лет сформирована логически завершенная, диверсифицированная, нормативно оформленная трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, составляющими которой являются:
- особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк", где зарегистрировано 22 резидента с объемом заявленных инвестиций 70 млрд. руб. Реализуются проекты в сфере машиностроения, производства готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, современной электроэнергетики, нанотехнологий;
- 8 особых экономических зон регионального уровня (4 - промышленно-производственного, 2 - туристско-рекреационного, 1 - агропромышленного и 1 - технико-внедренческого типа), где зарегистрировано 40 участников с общим объемом инвестиций около 77 млрд. руб.;
- частные индустриальные парки. Действует 2 частных индустриальных парка: "Грязинский" и "Кузнецкая Слобода".
Сформировался кластер по производству белой техники на базе ЗАО "ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ" по выпуску холодильников и стиральных машин. Формируются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, автокомпонентов, фармацевтический кластер, ядром которого станет ЗАО "Рафарма", инновационный кластер, в состав которого войдут строящиеся в особой экономической зоне "Липецк" предприятия. Начата реализация инвестиционных проектов по развитию двух туристско-рекреационных кластеров "Елец" и "Задонщина".
В результате принимаемых мер по диверсификации экономики доля черной металлургии в валовом региональном продукте (далее - ВРП) снизилась с 32% - в 2008 г. до 28,5% - в 2011 г., а налоговые поступления в бюджет области - в 1,5 раза (с 47,5% до 31% соответственно).
После снижения индекса физического объема ВРП в кризисном 2009 году в 2010 - 2011 гг. темпы роста ВРП превысили значения, предусмотренные Программой 2009 - 2012, что позволило на 1,3% превысить докризисный уровень уже в 2011 году.
В 2011 году был достигнут уровень докризисного 2008 года и по индексу промышленного производства. По итогам 9 месяцев 2012 года рост в промышленности составил 113,6%.
В целях повышения инновационной активности бизнеса в 2010 - 2011 годах сформирована необходимая законодательная база: действует Закон Липецкой области от 27 октября 2010 года N 425-ОЗ "Об инновационной деятельности в Липецкой области", принята областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011 - 2015 годы". Участникам инновационной деятельности предоставляются субсидии, государственные гарантии, налоговые льготы и преференции.
Выпуск инновационной промышленной продукции в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 2,4 раза и составил более 35 млрд. руб., доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, работ и услуг возросла соответственно на 6,3 процентных пункта и составила около 11%.
По итогам 9 месяцев 2012 рост производства инновационной продукции составил 106,7%, ее произведено на сумму 29 млрд. руб.
В 2012 году область стала одним из 12 членов Ассоциации инновационных регионов России.
Индикатором экономического и социального здоровья области служат инвестиции в основной капитал. В результате государственной поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов доля инвестиций в ВРП вдвое превышает среднероссийский показатель и составляет около 40%, что свидетельствует о высоком уровне инвестиционной ориентированности экономики области. По объему привлеченных инвестиций на душу населения в 2011 году (100 тыс. руб.) область является лидером в ЦФО.