РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 марта 2013 года N 312-рп
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 апреля 2017 года на основании распоряжения Правительства Тюменской области от 21.04.2017 N 415-рп.
____________________________________________________________________
(в ред. распоряжения Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 2538-рп)
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2013 году и период до 2020 года (далее - Комплекс мер) согласно приложению.
2. Департаменту образования и науки Тюменской обеспечить выполнение мероприятий согласно Комплексу мер.
3. Органам местного самоуправления рекомендовать проведение мероприятий согласно Комплексу мер.
4. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, реализующего государственную политику в сфере общего и профессионального образования.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Тюменской области
от 27.12.2013 N 2538-рп)
г. Тюмень
2013 г.
Основания для разработки Комплекса мер | Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2011 года |
Дата и номер правового акта об утверждении Комплекса мер | Распоряжение Правительства Тюменской области от 18.03.2013 N 312-рп |
Заказчик и разработчик Комплекса мер | Департамент образования и науки Тюменской области |
Цели Комплекса мер | - Повышение социального и профессионального статуса педагогов, включая сохранение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений не ниже уровня средней заработной платы в регионе Тюменской области. |
Сроки реализации Комплекса мер | январь - декабрь 2013 года |
Объемы и источники финансирования Комплекса мер | Финансирование Комплекса мер осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной Тюменской области на модернизацию системы общего образования. |
Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 - 2012 годах была направлена на достижение качества, соответствующего требованиям новых образовательных стандартов и развитие кадрового потенциала отрасли. Приоритетным являлось выполнение следующих задач:
- повышение социального и профессионального статуса педагогов, в том числе за счет роста средней заработной платы учителей школ до заработной платы в регионе Тюменской области;
- переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических кадров, совершенствование системы аттестации;
- создание безопасной комфортной образовательной среды, доступной для всех категорий обучающихся, включая модернизацию школьных столовых и обновление фондов школьных библиотек, оснащение школ транспортным, учебным, компьютерным оборудованием и специализированными средствами обучения;
- привлечение в школы молодых педагогов;
- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Все показатели, установленные в Соглашениях 2011 - 2012 гг., заключенных между Правительством Тюменской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, выполнены в полном объеме.
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
План | Факт | ||
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по региону Тюменской области за I квартал 2011 г. (проценты) | 84,7 | 84,7 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 13 | 13 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 31 | 31 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 20 | 20 |
4. | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) | 80 | 80 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 7,8 | 7,8 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная динамика | Положительная динамика |
Фактические значения показателей результативности предоставления субсидии за 2011 год выше плановых по следующим причинам:
- выделение дополнительных средств из областного бюджета (п. 1);
- увеличение фактической численности первоклассников на начало 2011 - 2012 учебного года (п. 2);
- увеличение доли учителей, внедряющих современные технологии обучения и воспитания (п. 3);
- рост уровня профессиональной компетентности педагогов, внедрение новых подходов к организации повышения квалификации на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения (пп. 3, 4);
- создание условий в части увеличения Интернет-трафика до 512 К/б, развитие дистанционных форм обучения в целях удовлетворения образовательных запросов обучающихся (п. 5).
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
План | Факт | ||
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по региону Тюменской области в прошлом году (проценты) | 100 | 194,51 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 23 | 23 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 55 | 55 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 35 | 35 |
4. | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) | 100 | 100 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 70 | 70 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная динамика | Положительная динамика |
Показатель результативности предоставления субсидии в части соотношения заработной платы учителей и средней по региону (п. 1) перевыполнен почти в 2 раза (при 100%, предусмотренных по Соглашению) в связи с выделением дополнительных средств из областного бюджета и доведения уровня заработной платы учителей до уровня в регионе Тюменской области в 2012 года. При этом повышение заработной платы было проведено комплексно в отношении педагогического персонала и работников других категорий всех видов и типов образовательных учреждений. Остальные фактические значения показателей полностью соответствуют плановым значениям.
Благодаря модернизации системы образования отрасль перешла на качественно новую ступень развития, что позволило получить следующие результаты:
- рост доли обучающихся (от общей численности школьников), которым обеспечена возможность пользоваться оборудованием для проведения технических, исследовательских и иных творческих работ и проектов до 78%;
- увеличение доли школ, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми до 99%, что улучшило качество школьного питания и снизило по итогам года долю учащихся, имеющих заболевания, обусловленные качеством питания, на 15%;
- рост доли автобусов, соответствующих современным требованиям ГОСТ, с 55% до 84%;
- увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами с 95% до 98%;
- увеличение доли учащихся, принявших участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам более чем в 2,5 раза;
- вовлечение педагогических работников в систему работы с одаренными детьми (рост педагогов, работающих с одаренными детьми с 15 до 34%);
- повышение открытости системы общего образования (доля школ, которые представили общественности публичный доклад, составляет 100%);
- создание возможности использования в образовательном процессе современных средств обучения, направленных на рост качественных показателей образования (оснащенность образовательных учреждений области современным учебным, учебно-лабораторным оборудованием - 91%).
Благодаря увеличению пропускной способности Интернет-трафика активизировалась работа по внедрению дистанционных форм обучения для различных категорий обучающихся (охват детей-инвалидов дистанционным образованием, от числа детей, которым показана такая форма обучения, достиг 100%; охват школьников малокомплектных отдаленных школ очно-дистанционными формами профильного обучения увеличился с 15 до 27% от общей численности обучающихся малокомплектных учреждений).
Расширение спектра форм и соответствующее увеличение объемов курсовых мероприятий по повышению квалификации педагогов способствовали росту уровня профессиональной компетентности педагогов (в 2011 году 83% педагогов имели высокий и средний уровень профессиональной компетентности, в 2012 г. - 89%).
Значительно вырос уровень общественной оценки результатов модернизации образования. Так, по итогам проведенного в мае - июне 2012 года в сети Интернет в режиме off-line социологического опроса среди родителей:
- более 93% родителей знают о реализуемых мероприятиях по модернизации общего образования;
- более 83% опрошенных считают, что проект способствовал активному вовлечению общественности в организацию образовательного процесса;
- более 70% респондентов среди самых важных эффектов реализации комплекса мер называют укрепление материально-технической базы школ;
- почти 82% - отмечают значительные положительные изменения в школьной жизни;
- около 90% родителей отмечают высокий уровень удовлетворенности результатами обучения своего ребенка;
- более 95% участников опроса считают, что мероприятия по модернизации общего образования необходимо продолжать, а самыми выбираемыми направлениями на перспективу называют дальнейшее улучшение условий осуществления образовательного процесса, а также внедрение новых подходов и технологий обучения и воспитания.
Об эффективности деятельности также свидетельствуют данные региональных репрезентативных мониторинговых и социологических исследований:
- рост удовлетворенности населения качеством общего образования с 73% до 78%;
- увеличение доли учащихся, сдававших ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, с 19% до 47%;
- увеличение доли выпускников 9 классов, продолживших обучение по программам общего и профессионального образования, с 90% до 97%;
- увеличение доли учащихся старшего звена, охваченных профильным образованием, с 23% до 35%.
Кроме того, в области реализуются дополнительные меры по повышению социального и профессионального статуса педагогов, созданию комфортных условий работы, предоставлению возможностей для постоянного профессионально-личностного роста. Это позволило привлечь в школы высококвалифицированные кадры, значительно обновить школьные коллективы. Так, почти в 1,5 раза увеличилась численность молодых учителей, прибывших на трудоустройство в школы (2012 - 471 чел., 2011 - 465 чел., 2010 - 314 чел.). В настоящее время доля учителей до 35 лет составляет 25% (2010 г. - 22%), средний возраст педагогов составляет 41 год (2011 г. - 45 лет, 2010 г. - 48 лет). В целом, возрастное соотношение работников школ можно считать близким к оптимальному, поэтому сегодня акцентированное внимание уделяется качеству подготовки будущих учителей, развитию системы наставничества, повышению уровня профессиональной компетентности и мотивации профессионального роста педагогов.