АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2015 года N 1005
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2013 N 1390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области", постановлением администрации области от 24.02.2014 N 164 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" постановляю:
1. Внести изменение в приложение к постановлению Губернатора области от 17.12.2013 N 1390 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", изложив его в редакции согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
Приложение
к постановлению
администрации
Владимирской области
от 09.10.2015 N 1005
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Паспорт государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области"
Наименование государственной программы Владимирской области | Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области |
Ответственный исполнитель программы | Департамент строительства и архитектуры администрации области |
Соисполнители | Не предусмотрено |
Участники программы | Органы местного самоуправления (по согласованию), далее - ОМСУ |
Подпрограммы | - подпрограмма 1 "Обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности"; - подпрограмма 2 "Стимулирование развития жилищного строительства"; - подпрограмма 3 "Развитие ипотечного жилищного кредитования"; - подпрограмма 4 "Социальное жилье"; - подпрограмма 5 "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области"; - подпрограмма 6 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем отдельных категорий граждан Владимирской области, установленных законодательством"; - подпрограмма 7 "Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области"; - подпрограмма 8 "Реализация мероприятий программы "Жилье для российской семьи" |
Цель программы | - повышение доступности жилья для населения Владимирской области |
Задачи программы | - вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса; - создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории области; - стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки; - создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков; - повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения области; - развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры; - содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве; - формирование правовых основ для осуществления градостроительной деятельности на территории области; - реализация программы "Жилье для российской семьи" |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1. Годовой объем ввода жилья. 2. Уровень обеспеченности населения области жильем на конец года, приходящийся в среднем на одного жителя области. 3. Коэффициент доступности жилья. 4. Удельный вес введенной общей площади жилых домов в общей площади жилищного фонда. 5. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств. 6. Количество выданных ипотечных кредитов. 7. Снижение цены на жилье, в том числе на жилье экономического класса. 8. Общая площадь территорий для развития жилищного строительства, в отношении которых осуществлена подготовка документации по планировке территории. 9. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет бюджетных средств. 10. Количество граждан, улучшивших жилищные условия, категории которых установлены законодательством. 11. Количество многодетных семей, улучшивших жилищные условия при оказании поддержки за счет бюджетных средств |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований программы, в том числе по годам и источникам | Финансирование программы осуществляется из федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы (прогнозная оценка), - 13945622,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1492286,8 тыс. руб.: - 2014 год - 116234,0 тыс. руб.; - 2015 год - 719824,4 тыс. руб.; - 2016 год - 127088,7 тыс. руб.; - 2017 год - 129081,8 тыс. руб.; - 2018 год - 130121,2 тыс. руб.; - 2019 год - 133328,5 тыс. руб.; - 2020 год - 136608,2 тыс. руб.; средства областного бюджета - 4223448,2 тыс. руб.: - 2014 год - 543433,9 тыс. руб.; - 2015 год - 585329,3 тыс. руб.; - 2016 год - 554705 тыс. руб.; - 2017 год - 624370 тыс. руб.; - 2018 год - 630870 тыс. руб.; - 2019 год - 638070 тыс. руб.; - 2020 год - 646670 тыс. руб.; средства местного бюджета - 1339956,0 тыс. руб.: - 2014 год - 230695,9 тыс. руб.; - 2015 год - 161210,1 тыс. руб.; - 2016 год - 177831,0 тыс. руб.; - 2017 год - 189124,0 тыс. руб.; - 2018 год - 191742,0 тыс. руб.; - 2019 год - 193213,0 тыс. руб.; - 2020 год - 196140,0 тыс. руб.; внебюджетные источники - 6889931,0 тыс. руб.: - 2014 год - 893396,0 тыс. руб.; - 2015 год - 820918,0 тыс. руб.; - 2016 год - 822896,0 тыс. руб.; - 2017 год - 1560896,0 тыс. руб.; - 2018 год - 882871,0 тыс. руб.; - 2019 год - 922671,0 тыс. руб.; - 2020 год - 986283,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы | - увеличение годового объема ввода жилья к 2020 году до 760 тыс. кв. метров; - рост удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; - рост уровня обеспеченности населения жильем до 29,0 кв. метров на человека к 2020 году; - повышение доступности жилья, выражаемое в снижении коэффициента доступности жилья, до 2,5 лет к 2020 году; - повышение доступности жилья, выражаемое в росте доли семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, до 50 процентов к 2020 году; - снижение цены на жилье, в том числе на жилье экономического класса, по отношению к ценам 2012 года на 20% |
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, формулировки основных проблем и прогноз ее развития
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы положительные результаты в развитии строительного комплекса области, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
Так, коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из 3 человек, в 2013 году составил 3,43 года.
По состоянию на 1 января 2014 года жилищный фонд области составляет более 36 млн. кв. м, или в пересчете на 1 жителя - более 26 кв. м, что превышает среднероссийские показатели. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Так, не весь жилой фонд оборудован различными видами благоустройства. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 16,8 тыс. семей.
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
Серьезный кадровый потенциал в сфере архитектуры и проектирования, имеющиеся ресурсы, административный и финансовый потенциал, централизованное решение многих вопросов через областные проектные организации - все это позволило обеспечить серьезные результаты в данном направлении.
Территория Владимирской области разделена на 127 муниципальных образований, в том числе: 16 муниципальных районов, 5 городских округов, 26 городских поселений и 80 сельских поселений. В состав поселений и городских округов входят 2493 сельских населенных пункта.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется наличие следующих документов территориального планирования:
- схемы территориального планирования Владимирской области;
- 16 схем территориального планирования муниципальных районов;
- 111 генеральных планов поселений, городских округов.
Законом Владимирской области от 13.07.2004 N 65-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области", регулируются отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, а также строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, постановлением Губернатора области от 13.01.2014 N 17 утверждены областные нормативы градостроительного проектирования "Планировка и застройка территорий городских округов и поселений Владимирской области".
Постановлением Губернатора области от 20.01.2012 N 41 утверждена "Схема территориального планирования Владимирской области".
Схемы территориального планирования районов утверждены во всех 16 муниципальных районах.
Утверждены генеральные планы всех городских округов, городских и сельских поселений области.
Разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки 5 городских округов и 104 поселений области.
Согласно требованиям градостроительного законодательства наличие документов территориального планирования и Правил землепользования и застройки является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
Активному развитию жилищного строительства в области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства;
- недостаточная проработанность в муниципальных образованиях документации территориального планирования и градостроительного зонирования;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств. На 01 января 2013 года число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в области составило 4 тыс. человек, работников бюджетной сферы - свыше 2000;
- неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства.
В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты видов развития жилищного строительства по муниципальным образованиям области исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений, с учетом потребностей и предпочтений их населения. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономкласса, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Все это определяет существенные риски реализации Государственной программы.
Схема территориального планирования Владимирской области
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты Государственной программы, сроки и этапы реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, Комплексным планом мероприятий социально-экономического развития Владимирской области на 2013 - 2016 годы, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1289.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области.
Приоритеты государственной политики соответствуют следующим направлениям реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России":
- стимулирование развития жилищного строительства;
- поддержка платежеспособного спроса на жилье молодых семей, молодых ученых и семей, имеющих 3 и более детей, а также ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Приоритетами государственной политики в жилищной сфере, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются:
- снижение стоимости 1 кв. метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;
- поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;
- содействие внедрению новых современных энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, в том числе композитных материалов, выпускаемых предприятиями области, используемых в жилищном строительстве;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
- разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
- стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
- совершенствование правового и методологического обеспечения для разработки и реализации мероприятий, направленных на стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве;
- расширение ипотечных программ для различных социально ориентированных групп населения и оказание содействия кредитованию долевого строительства.
Муниципальные жилищные программы должны содержать приоритеты, определенные Государственной программой, и содержать мероприятия выполнения Государственной программы.
В целях реализации основных приоритетов государственной политики в сфере жилищного строительства органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы развития жилищного строительства, которые должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности, что позволит обеспечить достижение установленных для каждого муниципального образования целевых значений ввода жилья.