(с изменениями на 25 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 28.12.2015 N 719, от 07.12.2016 N 595, от 30.12.2016 N 686, от 14.03.2017 N 101, от 15.05.2017 N 233, от 30.12.2017 N 722, от 21.02.2018 N 68, от 26.06.2018 N 321, от 29.12.2018 N 690, от 07.06.2019 N 284, от 30.12.2019 N 733, от 30.12.2019 N 745, от 20.05.2020 N 259, от 14.07.2020 N 373, от 07.08.2020 N 422, от 09.11.2020 N 600, от 30.12.2020 N 772, от 22.01.2021 N 13, от 19.03.2021 N 124, от 10.09.2021 N 429, от 30.12.2021 N 778, от 30.12.2021 N 779, от 11.07.2022 N 415, от 12.10.2022 N 612, от 30.12.2022 N 890, от 06.04.2023 N 265, от 08.02.2024 N 95, от 11.09.2024 N 528, от 25.10.2024 N 635)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 08.02.2024 N 95)
Утвердить государственную программу Республики Хакасия "Жилище" (приложение).
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 29.12.2018 N 690)
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
О.НАМ
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении государственной
программы Республики Хакасия "Жилище"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЖИЛИЩЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 08.02.2024 N 95, от 11.09.2024 N 528, от 25.10.2024 N 635)
1.1.1. Одним из главных приоритетов развития жилищной сферы является обеспечение населения качественным жильем, соответствующим современным стандартам, создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан, обеспечение Республики Хакасия объектами социальной и инженерной инфраструктуры, создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения.
1.1.2. Для ликвидации аварийного жилищного фонда в Республике Хакасия с 2008 года реализуются программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с финансовой поддержкой публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий").
За период 2008 - 2017 годов на территории республики ликвидирован весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2012, общей площадью 59,18 тыс. кв. м, переселено 3,44 тыс. человек.
В настоящее время на территории Республики Хакасия осуществляется расселение аварийного жилья, признанного таковым в период с 01.01.2012 по 01.01.2017. За период 2019 - 2024 годов необходимо переселить 1,11 тыс. человек из 19,86 тыс. кв. м аварийного жилья.
(п. 1.1.2 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 11.09.2024 N 528)
1.1.3. По итогам 2022 года в Республике Хакасия введено 321,0 тыс. кв. м жилья (101,3% к уровню 2021 года), из них объем введенного индивидуального жилья составляет 176,4 тыс. кв. м, объем многоквартирного жилья - 144,6 тыс. кв. м.
Объем работ, выполненный по виду деятельности "строительство" за счет всех источников финансирования на 01.01.2023 составил 27248,5 млн рублей, что составляет 127,5% к аналогичному периоду 2022 года.
1.1.4. Средняя цена 1 кв. м общей площади всех типов квартир в 2022 году на первичном рынке жилья составила 82269 рублей, на вторичном рынке - 72472 рублей.
1.1.5. Кредитная активность со стороны банковской системы в 2022 году снизилась в сравнении с 2021 годом. По данным Национального банка Республики Хакасия, на 01.01.2023 кредитными организациями предоставлено физическим лицам Республики Хакасия 5230 ипотечных жилищных кредитов (77,7% к аналогичному периоду 2021 года) на сумму 14469,0 млн рублей (95,8% к аналогичному периоду 2021 года). Средневзвешенная процентная ставка составила 6,54% и снизилась на 1,69% по сравнению с 2021 годом.
1.1.6. В рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства предусмотрены субсидии на развитие инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства, что способствует обеспечению дополнительного ввода жилья.
1.1.7. Немаловажным направлением является обеспечение жильем молодых семей.
С 2018 по 2023 годы сертификаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предоставлены 97 молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Наблюдается снижение количества многодетных молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищные условия молодых семей оказывают значительное влияние на уровень здоровья, а также на демографическую ситуацию в регионе и стране в целом, сказываясь на уровне рождаемости.
На данный момент в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий входят 138 семей. Примерный размер социальной выплаты, достаточный для улучшения жилищных условий всех семей, состоящих в списке семей - участников регионального проекта "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - семьи - участники) (не входящего в состав национального проекта), составляет 154134968,40 рублей.
В рамках мероприятий данной программы молодым семьям, в том числе имеющим детей, предусмотрено оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
1.1.8. Одной из важнейших составляющих развития муниципальных образований является эффективное использование правообладателями принадлежащих им земельных участков и объектов капитального строительства, которое невозможно без актуализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования, внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о территориальных зонах, а также без разработки документации по планировке территории в целях жилищного строительства. В настоящее время в большинстве муниципальных образований имеется устаревшая градостроительная документация, разработанная до 2012 года, которая не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации.
Собственных средств муниципалитетов недостаточно для актуализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, разработки документации по планировке территории, в связи с чем необходимо предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия для выполнения указанных работ.
(п. 1.1.8 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 11.09.2024 N 528)
1.2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Хакасия "Жилище" (далее - государственная программа) определены в следующих стратегических документах:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 11.09.2024 N 528)
федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящий в состав национального проекта "Жилье и городская среда";
федеральный проект "Жилье", входящий в состав национального проекта "Жилье и городская среда";
ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1.2.2. К приоритетам государственной политики в сфере жилищной политики относится:
обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения;
создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации в Республике Хакасия;
обеспечение Республики Хакасия объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения.
1.2.3. Целью государственной программы является обеспечение жителей Республики Хакасия доступным и безопасным жильем, комфортной городской средой и объектами жизнеобеспечения.
Достижение цели государственной программы осуществляется посредством реализации:
регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (входящего в состав национального проекта);
регионального проекта "Жилье" (входящего в состав национального проекта);