(с изменениями на 23 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 17.02.2016 N 55, от 29.03.2016 N 129, от 22.04.2016 N 186, от 10.06.2016 N 279, от 16.09.2016 N 451, от 25.10.2016 N 511, от 14.12.2016 N 614, от 30.12.2016 N 677, от 24.03.2017 N 123, от 19.04.2017 N 181, от 24.05.2017 N 252, от 05.07.2017 N 337, от 06.10.2017 N 521, от 19.10.2017 N 537, от 20.12.2017 N 669, от 22.01.2018 N 23, от 11.04.2018 N 159, от 09.06.2018 N 276, от 29.08.2018 N 460, от 10.12.2018 N 567, от 29.12.2018 N 689, от 02.04.2019 N 117, от 03.07.2019 N 341, от 29.11.2019 N 604, от 06.12.2019 N 615, от 30.12.2019 N 744, от 13.03.2020 N 111, от 13.03.2020 N 112, от 13.04.2020 N 189, от 17.04.2020 N 205, от 01.06.2020 N 285, от 07.07.2020 N 364, от 20.07.2020 N 379, от 21.08.2020 N 446, от 30.12.2020 N 808, от 19.03.2021 N 123, от 02.04.2021 N 152, от 02.04.2021 N 153, от 02.09.2021 N 421, от 08.02.2022 N 41, от 09.02.2022 N 45, от 27.04.2022 N 227, от 15.07.2022 N 429, от 18.01.2023 N 32, от 25.01.2023 N 56, от 15.02.2023 N 110, от 22.12.2023 N 994, от 26.01.2024 N 53, от 23.10.2024 N 625)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.01.2024 N 53)
Утвердить государственную программу Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия" (приложение).
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 05.07.2017 N 337, от 29.12.2018 N 689)
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
О.НАМ
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении государственной
программы Республики Хакасия
"Развитие образования в
Республике Хакасия"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 26.01.2024 N 53, от 23.10.2024 N 625)
1.1.1.1. В Республике Хакасия сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на 01 января 2023 года включает в себя 363 образовательные организации, среди которых 173 муниципальных детских сада, пять частных дошкольных образовательных организаций, 184 общеобразовательные организации (в том числе 2 частные образовательные организации "Начальная школа - детский сад N 68 ОАО "РЖД", "Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского"), на базе которых функционируют группы, реализующие программы дошкольного образования, и одна организация дополнительного образования детей, на базе которой открыта группа кратковременного пребывания.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Республике Хакасия по состоянию на 01 ноября 2023 года составила 100%. До 2029 года стоит задача сохранения 100% показателя доступности дошкольного образования.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 23.10.2024 N 625)
В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в период с 2019 года до настоящего времени нарастающим итогом создано 2428 мест, что позволило обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет с июня 2021 года.
Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году - на базе 168 консультационных центров).
С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные организации Республики Хакасия в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 N 1028 планируют и реализуют образовательную деятельность по федеральной образовательной программе дошкольного образования.
1.1.2.1. На начало 2023/2024 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 76561 человек. Во вторую смену обучались 15237 человек (19,9% от общего числа обучающихся), третья смена в общеобразовательных организациях, расположенных на территории республики, отсутствует.
В настоящее время функционируют 182 государственные и муниципальные общеобразовательные организации, а также две частные общеобразовательные организации. В две смены организован учебный процесс в 43 общеобразовательных организациях (23,4% от общего числа общеобразовательных организаций).
В целях ликвидации двухсменного режима обучения, восстановления и приведения в соответствие с требованиями зданий образовательных учреждений, а также в связи с появлением на территории республики новых жилых микрорайонов осуществляется реализация мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Наряду со строительством новых объектов осуществляются мероприятия по обновлению материально-технической базы действующих в республике образовательных учреждений.
Одной из важных проблем в сфере образования остается дефицит кадров. В 2023 году в системе общего образования республики трудились 5899 педагогических работников, из которых 4798 - учителя (удельный вес педагогов в возрасте до 35 лет - 25,2%, старше 55 лет - 30,5%).
С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек.
С 1 сентября 2020 года выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.
Дополнительно оказываются меры поддержки по обеспечению учеников начальной школы горячим питанием. 100% обучающихся 1 - 4 классов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории республики, получают бесплатное горячее питание за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию соответствующих мероприятий.
Для организации и проведения государственной итоговой аттестации в Республике Хакасия функционирует региональная информационная система, оператором ведения которой определено Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Хакасский центр информатизации образования". Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение информации. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. В 2023 году единый государственный экзамен в Республике Хакасия проведен без организационных сбоев и нарушений, при этом впервые использовались современные технологии - передача контрольных измерительных материалов по сети Интернет и сканирование экзаменационных материалов в каждой аудитории пункта проведения единого государственного экзамена. В нем приняли участие 2506 человек, из них 2334 - выпускники 2023 года.
1.1.3.1. Дополнительное образование детей в регионе - это сложившаяся устойчивая образовательная система, направленная на всестороннее развитие детей и подростков, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, на создание условий для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.
1.2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия" (далее - государственная программа) сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года".
1.2.2. Стратегическими приоритетами в сфере реализации государственной программы являются:
обеспечение доступности современного качества образования;
обеспечение доступности дошкольного образования;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг;
формирование цифрового профиля на каждого учащегося.
Целью государственной программы является обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития республики.
1.3.1. Мероприятия государственной программы направлены на решение отдельных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474.
Структурные элементы государственной программы соотнесены с национальной целью развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474.
1.3.2. Для достижения цели государственной программы предусматривается решение следующих задач:
обеспечение условий развития сферы образования;
обеспечение мер социальной поддержки установленным категориям выпускников республиканских и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение мер социальной поддержки установленным категориям сотрудников государственных общеобразовательных организаций;
поддержка педагогических работников за счет премиальных выплат и приобретения жилья;
развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных образовательных организациях;
развитие дошкольного образования;
развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования; развитие системы дополнительного образования детей;