РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 марта 2013 года N 118-Пр
О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Распоряжений Правительства Астраханской области от 30.04.2014 N 177-Пр, от 05.11.2015 N 477-Пр, от 26.08.2016 N 356-Пр, от 29.05.2017 N 222-Пр)
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 N 21 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)":
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" (далее - план).
2. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Петелин О.А.) обеспечить выполнение плана.
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 05.11.2015 N 477-Пр)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Распоряжения Правительства Астраханской области от 29.05.2017 N 222-Пр)
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, существенно повысить качество и эффективность предоставления услуг в сфере социального обслуживания, в том числе в связи с введением системы стимулирования руководителей и работников учреждений в зависимости от качества и результативности труда каждого работника и учреждения в целом.
В целях удовлетворения потребности населения Астраханской области в качественных социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима дальнейшая модернизация системы социального обслуживания населения. Модернизация социального обслуживания предполагает реализацию комплекса мероприятий с учетом изменений законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области, социально-экономических и демографических условий, а также путем решения кадровых проблем отрасли.
Совершенствование системы социального обслуживания осуществляется по следующим направлениям:
- актуализация законодательства Астраханской области с учетом изменения законодательства Российской Федерации;
- осуществление эффективного контроля над предоставлением услуг и внедрение независимой оценки их качества общественными структурами;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращение очередности на предоставление социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения учреждений социального обслуживания граждан в Астраханской области, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
- сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социальных работников, в том числе повышение оплаты труда.
С целью разработки модели организации социального обслуживания населения, позволяющей в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и создать условия для привлечения в сферу социального обслуживания негосударственного сектора, разработаны и приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" отдельные нормативные правовые акты Астраханской области:
- Распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области от 02.10.2014 N 233 "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги";
- Распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.10.2014 N 246 "Об утверждении плана информационно-разъяснительной работы по положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ";
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Астраханской области, обусловлены следующими обстоятельствами.
В Астраханской области на основании законодательства Российской Федерации и Астраханской области с учетом основных социально-экономических и демографических факторов, а также потребности жителей области в социальных услугах сформирована система социального обслуживания населения, включающая 38 учреждений.
В основе предоставления социальных услуг населению области лежит программный принцип формирования бюджета Астраханской области. Основной целью реализации государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П, является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
Общий объем финансовых средств, направленных на социальное обслуживание в Астраханской области, представлен в таблице N 1.
Год | Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб. | В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб. | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб. | Доля в общем фонде оплаты труда, % | |||||||||
всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | ||||||
средства бюджета Астраханской области | внебюджетные средства | средства бюджета Астраханской области | внебюджетные средства | средства бюджета Астраханской области | внебюджетные средства | |||||||||
2013 | 1807312,9 | 1795996,8 | 11316,1 | 0,6 | 1396085,6 | 1392766,1 | 3319,5 | 0,2 | 77,2 | 167827,3 | 164756,1 | 3071,2 | 1,9 | 12,0 |
2014 | 2104680,0 | 2089855,2 | 14824,8 | 0,7 | 1601288,3 | 1596409,2 | 4879,1 | 0,3 | 76,1 | 219353,5 | 215647,5 | 3706,0 | 1,7 | 13,7 |
2015 | 1827404,6 <1> | 1808248,2 | 19156,4 | 1,1 | 1527254,3 <2> | 1521118,4 | 6135,9 | 0,4 | 83,6 | 219219,6 | 216058,6 | 3161,0 | 1,5 | 14,4 |
2016 | 1836288,8 | 1798501,7 | 37787,1 | 2,1 | 1395222,9 <2> | 1382208,2 | 13014,7 | 0,9 | 76,0 | 202975,6 | 198222,3 | 4753,3 | 2,4 | 14,5 |
2017 | 1169990,9 <3> | 1139254,0 | 30736,9 | 2,7 | 819391,2 <3> | 809368,4 | 10022,8 | 1,2 | 70,0 | 120383,1 | 115629,8 | 4753,3 | 4,1 | 14,7 |
2018 | 1149475,3 <3> | 1118291,8 | 31183,5 | 2,8 | 819581,2 <3> | 809368,4 | 10212,8 | 1,3 | 71,3 | 120383,1 | 115629,8 | 4753,3 | 4,1 | 14,7 |
________________
<1> Снижение общего объема финансирования в 2015 году в сравнении с 2014 годом вызвано рядом объективных причин. В 2014 году бюджетные ассигнования в сумме 115 млн руб. были направлены на капитальный ремонт зданий учреждений социального обслуживания. Кроме этого, вступление в силу Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ в части налогообложения прибыли и имущества недропользователей морских месторождений углеводородного сырья повлекло за собой значительное снижение доходной части бюджета Астраханской области, начиная с 2015 года. При этом министерство социального развития и труда Астраханской области при организации социального обслуживания в 2015 - 2016 годах руководствовалось Распоряжением Правительства Астраханской области от 13.01.2015 N 1-Пр "О плане мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Астраханской области на период 2015 - 2017 годов", Распоряжением Правительства Астраханской области от 26.08 2016 N 347-Пр "О программе финансового оздоровления и социально-экономического развития Астраханской области на 2016-2019 годы".
<2> Снижение расходов по фонду оплаты труда с 2015 года обусловлено сокращением работников социальной сферы региона в связи с проводимыми оптимизационными мероприятиями (с 2013 года средняя численность работников снизилась на 629 человек).
<3> Исходя из возможностей доходной базы бюджета Астраханской области Законом Астраханской области от 26.12.2016 N 86/2016-ОЗ "О бюджете Астраханской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены бюджетные ассигнования: на 2017 год - 1 139,2 млн руб., из которых фонд оплаты труда - 809,4 млн руб.; на 2018 год - 1 118,3 млн руб., из которых фонд оплаты труда - 809,4 млн руб. Расходы по фонду оплаты труда работников бюджетной сферы предусмотрены на уровне 7 месяцев от фактически начисленных расходов по фонду оплаты труда 2016 года. Данные расходы будут увеличены в ходе исполнения бюджета Астраханской области в 2017 и 2018 годах до уровня, необходимого для выполнения указов Президента Российской Федерации. Вместе с тем продолжится работа с министерством финансов Астраханской области по выделению дополнительных лимитов бюджетных обязательств для реализации мероприятий, направленных на повышение качества и доступности социального обслуживания населения Астраханской области.
Привлечено в виде грантов и благотворительной помощи: в 2013 году - 5,6 млн руб., в 2014 году - 5,1 млн руб., в 2015 году - 3,3 млн руб., в 2016 году - 7,4 млн руб., в 2017 году - 7,5 млн руб., в 2018 году - 7,5 млн руб.
Демографическая ситуация в Астраханской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения (таблица N 2).
Год | Численность населения | В том числе лица старше трудоспособного возраста | Доля лиц старше трудоспособного возраста от общей численности населения, % | Число получателей социальных услуг |
2013 | 1015178 | 226646 | 22,3 | 49851 |
2014 | 1018148 | 231551 | 22,7 | 51052 |
2015 | 1019956 | 236693 | 23,2 | 51095 |
2016 | 1021438 | 238581 | 23,4 | 53387 |
2017 | 1022440 | 243882 | 23,9 | 53600 |
2018 | 1023059 | 249084 | 24,3 | 53830 |
Кроме этого, в 2016 году число проживающих в регионе инвалидов составило 51981 человек, в том числе 4414 детей-инвалидов. Ежегодно социальным обслуживанием охвачено более 17% инвалидов разного возраста. С учетом этого формируется система учреждений социального обслуживания.
В 2013 году на территории Астраханской области действовали 38 учреждений социального обслуживания: 5 домов-интернатов (2 интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа, 2 психоневрологических интерната, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей); социально-оздоровительный центр с круглосуточным пребыванием для граждан пожилого возраста (с. Оранжереи), центр социальной адаптации для граждан без определенного места жительства, центр кризисной реабилитации женщин, 3 социально-реабилитационных центра для инвалидов разного возраста, 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 16 комплексных центров социального обслуживания населения во всех районах области и г. Астрахани и государственное автономное учреждение Астраханской области "Многопрофильный социальный центр "Семья" (далее - ГАУ АО "МСЦ "Семья").
Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице N 3: