ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 августа 2016 года N 356-Пр
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.03.2013 N 118-ПР
В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и Астраханской области внести в Распоряжение Правительства Астраханской области от 21.03.2013 N 118-Пр "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)", утвержденный распоряжением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Астраханской области
от 26 августа 2016 года N 356-Пр
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" призвана обеспечить доступность, существенно повысить качество и эффективность предоставления услуг в сфере социального обслуживания, в том числе в связи с введением системы стимулирования руководителей и работников учреждений в зависимости от качества и результативности труда каждого работника и учреждения в целом.
В целях удовлетворения потребности населения Астраханской области в качественных социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация системы социального обслуживания населения. Модернизация социального обслуживания предполагает реализацию комплекса мероприятий с учетом изменений законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области, социально-экономических и демографических условий, а также путем решения кадровых проблем отрасли.
Совершенствование системы социального обслуживания должно осуществляться по следующим направлениям:
- актуализация с учетом изменения законодательства Российской Федерации, законодательства Астраханской области, предусматривающая дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан;
- осуществление эффективного контроля над предоставлением услуг и внедрение независимой оценки их качества общественными структурами;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращение очередности на предоставление социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения учреждений социального обслуживания граждан в Астраханской области, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
- сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социальных работников, в том числе повышение оплаты труда.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Астраханской области, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. В Астраханской области на основании законодательства Российской Федерации с учетом основных социально-экономических и демографических факторов сформирована система социальной защиты населения, включающая 62 учреждения различных типов и форм.
В 2015 году социальным обслуживанием охвачено более 80 тысяч пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Получателями 63 видов социальных выплат стали 386 тысяч жителей.
С целью обеспечения доступности государственных социальных услуг для населения области используется программный принцип формирования бюджета Астраханской области. Реализуются программные мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения. Основной целью реализации государственной программы "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П, является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
С 2009 года министерство социального развития и труда Астраханской области взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в реализации программ, направленных на решение проблем профилактики семейного и детского неблагополучия, организацию комплексного подхода в оказании квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В целях расширения спектра востребованных услуг в Астраханской области активно реализуются региональные проекты "Все в сеть!" по обучению компьютерной грамотности пенсионеров и "Школа активного долголетия" по разным направлениям обучения и творчества; действуют участковые социальные службы, выездные мобильные бригады специалистов социальной сферы; социально-оздоровительные отделения; введена служба сиделок; предоставляются услуги социального такси.
В полном (100%) объеме в Астраханской области удовлетворена потребность:
- граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании на дому;
- детей-инвалидов с глубокими нарушениями интеллекта, нуждающихся в стационарном обслуживании в домах-интернатах;
- лиц без определенного места жительства во временном стационарном обслуживании;
- несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в реабилитационной помощи.
При этом на 98% обеспечены стационарным социальным обслуживанием лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями.
В период 2009 - 2015 годов в целях повышения эффективности деятельности региональной системы социальной защиты населения в Астраханской области проведен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию сети учреждений, их структуры, штатной численности и сокращение административно-хозяйственных расходов, исходя из эффективности использования бюджетных средств и востребованности населением предоставляемых услуг. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на обеспечение доступности и повышение качества востребованных государственных социальных услуг, в том числе на укрепление материально-технической базы и обеспечение комплексной безопасности в учреждениях социального обслуживания.
В результате централизации бюджетно-финансовых служб учреждений в муниципальных районах и министерстве социального развития и труда Астраханской области образовано 10 централизованных бухгалтерских служб по территориальному принципу, обеспечивающих работу учреждений отрасли.
Закрыто 14 отделений постоянного, временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов с несоответствующими условиями обслуживания, 6 неэффективных отделений дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения в муниципальных районах области.
Открыто востребованное отделение психоневрологического профиля "Милосердие" на 50 мест в Волго-Каспийском доме-интернате для престарелых и инвалидов, на 25 увеличено число мест для психохроников в Наримановском психоневрологическом интернате. В целях расширения возможности социальной и медицинской реабилитации и разукрупнения ГКСУСО АО "Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с. Черный Яр создано ГСКУ АО "Детский дом- интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный" на 48 мест. В результате перепрофилирования на базе отделения временного, постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра социального обслуживания Камызякского района в р. п. Кировском открылся геронтопсихиатрический центр на 70 мест.
Также в результате перепрофилирования стационарного отделения Трусовского комплексного центра социального обслуживания открыто государственное автономное учреждение социального обслуживания Астраханской области "Многопрофильный социально-оздоровительный центр "Здравушка" с круглосуточным пребыванием. Пожилым жителям области в течение 12 дней оказываются оздоровительные услуги, физиопроцедуры, организуется сбалансированное питание, досуг, посещение музеев, театров. В течение 2015 года в центре оздоровилось более 1000 пожилых граждан.
За счет внутренних резервов созданы участковые социальные службы в каждом муниципальном районе Астраханской области, приемные семьи для пожилых людей, открыты кризисный центр помощи женщинам с отделением "Молодая мама", реабилитационно-кризисное отделение для детей, пострадавших от жестокости и насилия "Парусник" в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексных центрах социального обслуживания населения в 9 муниципальных районах Астраханской области, службы сиделок в 9 центрах социального обслуживания населения, расширена сеть отделений социально-медицинского обслуживания, реализуется проект "Большая семья" по социальному обслуживанию многодетных семей в комплексном центре социального обслуживания "Семья", перепрофилированы специализированные учреждения для несовершеннолетних Астраханской области, открыты отделения постинтернатной адаптации для выпускников детских домов и школы приемных родителей.
Значительные изменения произошли в структуре отрасли социальной защиты населения Астраханской области в связи с созданием системы единого ведомственного контроля над деятельностью учреждений защиты прав детей. В 2013 году в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области переданы 4 детских дома и 3 дома ребенка. В 2014 - 2015 годах в результате активного развития семейных форм устройства детей-сирот два из этих учреждений расформированы.
С целью разработки модели организации социального обслуживания населения, позволяющей в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и создать условия для привлечения в сферу социального обслуживания негосударственного сектора, разработаны и приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" отдельные нормативные правовые акты Астраханской области:
- Распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области от 02.10.2014 N 233 "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги";
- Распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.10.2014 N 246 "Об утверждении плана информационно-разъяснительной работы по положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ";
На основании решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 27.11.2014 N 5), Астраханская область выбрана в качестве пилотной площадки по социальному сопровождению семей с детьми. В 2015 году в рамках пилотного проекта на территории региона апробируется модельная программа социального сопровождения семей с детьми, разработанная министерством социального развития и труда Астраханской области.
При этом демографическая ситуация в Астраханской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения. За последние 5 лет она увеличилась на 1,6% и по состоянию на 1 января 2015 года составила 22,7% (231,6 тыс. человек) от общей численности постоянного населения Астраханской области (1021,3 тыс. человек). Это ставит дополнительные задачи по развитию комплекса качественных социальных услуг для пожилых жителей области, преимущественно стационарозамещающих технологий обслуживания как наименее затратных.
В связи с этим в области активно развивается служба социальных сиделок, предоставляющих социальные услуги на дому гражданам, полностью утратившим способность к самообслуживанию. Согласно штатным расписаниям учреждений, составленным в соответствии с перечнем должностей и профессий работников в сфере социального обслуживания граждан, сиделки оформлены на должности социальных работников. В зависимости от условий предоставления социальных услуг количество граждан, обслуживаемых одной сиделкой, варьируется от 1 до 3 человек.
В 2015 году на дому всего было обслужено 7312 человек. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 год среднесписочная численность социальных работников составила 955 человек. За 2015 год 145 сиделками обслужены 249 граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию. На дому обслужено 7063 человека, частично утративших способность к самообслуживанию, услуги им оказаны 810 социальными работниками.
С учетом вышеизложенного общий фактический показатель "норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории с учетом региональной специфики" составил 7,7. Однако при дифференцированном подходе при определении данного норматива показатель составляет 8,7.
В 2015 году произошло снижение общего числа получателей социальных услуг на дому в области, что объясняется несколькими причинами: развитие инфраструктуры как в городской, так и в сельской местности; отказ граждан от оказания социальных услуг на платной основе в связи со снижением реального уровня доходов; развитие волонтерского движения и соседской взаимопомощи.
2.2. В настоящее время штатная численность работников учреждений социальной защиты населения Астраханской области составляет 6676 единиц, в том числе социальных работников - 979 единиц.
В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В настоящее время укомплектованность кадрами составляет 96%, что в основном объясняется недостатком квалифицированных специалистов и младшего медицинского персонала в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенных в сельской местности на территории Астраханской области. Кроме этого, причинами неукомплектованности и текучести кадров в отрасли являются уровень оплаты труда и психологическая нагрузка.
Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 2015 год составила 16061 рубль. Размер среднемесячной заработной платы социальных работников за 2015 год составил 14860,2 рубля (при целевом значении "дорожной карты" 14687,2 руб.) или 64,7% к уровню средней заработной платы по региону за 2015 год, по данным Росстата (при целевом показателе на 2015 год - 57,4).
Реформирование системы оплаты труда в Астраханской области осуществляется с 2009 года. Совершенствование оплаты труда работников учреждений проводилось в связи с аттестацией работников отрасли в целях подтверждения уровня квалификации работников и присвоения квалификационных категорий, стимулирования работников к повышению уровня профессионального мастерства, что в конечном итоге способствовало повышению качества оказываемых услуг.