(с изменениями на 13 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 17.05.2016 N 139, от 23.12.2016 N 397, от 20.06.2017 N 137, от 09.12.2017 N 283, от 24.04.2018 N 35, от 13.02.2019 N 18, от 20.03.2020 N 47, от 13.07.2020 N 146, от 25.03.2021 N 57, от 21.10.2021 N 287, от 21.04.2022 N 91, от 16.09.2022 N 308, от 12.04.2023 N 133, от 02.08.2023 N 319, от 21.11.2023 N 461, от 13.09.2024 N 283)
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан" (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 20.03.2020 N 47)
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 7 февраля 2012 г. N 25 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012 - 2016 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2012, N 3, ст. 75);
постановление Правительства Республики Дагестан от 26 сентября 2012 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012 - 2020 годах" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2012, N 18, ст. 757);
постановление Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2013 г. N 273 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013 - 2018 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 10, ст. 665);
постановление Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2013 г. N 450 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 26 сентября 2012 г. N 322" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 19, ст. 1221);
постановление Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 626 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 7 февраля 2012 г. N 25" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 23, ст. 1586);
постановление Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2013 г. N 273" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 23, ст. 1587);
постановление Правительства Республики Дагестан от 31 декабря 2013 г. N 722 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012 - 2020 годах" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24, ст. 1712);
постановление Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2014 г. N 539 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012 - 2020 годах" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 21, ст. 1286).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 21.11.2023 N 461, от 13.09.2024 N 283)
Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение. Тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная, что обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду.
Экологическая безопасность на территории Республики Дагестан имеет приоритетное социальное и экономическое значение.
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровня воздействия на окружающую среду антропогенных факторов, на территории республики сохраняются угрозы экологической безопасности.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Существенное негативное воздействие на экологическую систему оказывает загрязнение земель и водных объектов твердыми коммунальными отходами.
На сегодняшний день в республике остро стоит вопрос нехватки объектов инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отдельной проблемой является отсутствие раздельного сбора твердых коммунальных отходов, а также большой процент отходов, направляемых на захоронение без предварительной сортировки. Последнее приводит к размещению отходов на объектах захоронения твердых коммунальных отходов без предварительной обработки.
В целях решения указанных проблем республика участвует в федеральных проектах "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
В рамках реализации регионального проекта "Чистая страна" проводятся работы по ликвидации 4 несанкционированных свалок в границах городских округов "город Каспийск", "город Буйнакск", "город Хасавюрт", "город Южно-Сухокумск".
В рамках реализации федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в 2023 году начато строительство 3 мусоросортировочных комплексов общей мощностью 950 тыс. тонн в год в Махачкалинской, Дербентской и Хасавюртовской территориальных зонах. Также в указанных зонах планируется строительство 3 объектов размещения отходов общей мощностью 570 тыс. тонн в год.
Еще одним существенным фактором, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, вызванный, в первую очередь, большим количеством автотранспорта на дорогах республики.
В целях реализации общесистемных мер, обеспечивающих выполнение мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха и снижению совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в республике в 2023 году планируется реализация федерального проекта "Чистый воздух", в который включены мероприятия, охватывающие территорию городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Особого внимания в настоящее время требуют вопросы в сфере развития водохозяйственного комплекса Республики Дагестан, определяющего социально-экономическую устойчивость и направление развития региона.
Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.
Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов песка, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды, чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная расчистка и дноуглубление русел рек в границах населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий и высоких паводков.
Проведено установление 322 зон затопления на территориях населенных пунктов, что позволит провести превентивные меры по ограничению хозяйственной деятельности на затапливаемых участках и снизить возможный ущерб от негативного воздействия вод.
Во многих населенных пунктах республики длительная техногенная нагрузка на водные объекты привела к тому, что они полностью потеряли способность к самоочищению. Даже при значительном сокращении объемов сброса сточных вод реки продолжают повторно загрязняться за счет накопленных в иловых отложениях больших концентраций загрязняющих веществ.
Восстановление водных объектов, потерявших способность к самоочищению, является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения и создания комфортных экологических условий.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" в 2023 году начаты работы по расчистке озера Аджи (Папас) в Дербентском районе Республики Дагестан, проведение работ позволит расчистить озеро от накопленных загрязненных иловых отложений и вернуть водному объекту способность к естественному самоочищению.
В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов необходимо расширение сети мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.
Работа в направлении предоставления в установленном порядке прав пользования водными объектами в значительной степени позволит рационализировать использование водных ресурсов республики.
Минерально-сырьевая база и добывающая промышленность республики в последние годы оказались в сложном положении, так как работы осуществлялись в условиях спада производства изменения федерального законодательства в сфере недропользования, создания дополнительных административных процедур в части согласования участков недр местного значения. Финансирование геологоразведочных работ осуществляется в основном за счет средств недропользователей.
Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы республики. Основными из них являются:
острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный отсутствием крупных месторождений (песка крупнозернистого), а также слабой геологической и поисковой изученностью территории республики при достаточно высоком прогнозном потенциале;
истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу строительных песков, в связи с тем, что основные запасы строительного песка расположены в 500-метровой водоохранной зоне Каспийского моря, в границах которой добыча общераспространенных полезных ископаемых запрещена;
низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологам добычи и переработки полезных ископаемых;
низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности республики минеральными ресурсами.
На территории Дагестана сосредоточены значительные запасы общераспространенных полезных ископаемых. Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего за счет снижения административных барьеров геологоразведочной деятельности недропользователей, в частности в вопросах формирования, перевода в соответствующую категорию и предоставления земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Животный и растительный мир на территории Республики Дагестан отличается разнообразием представленных видов и географией их ареалов.
В республике насчитывается до 4,5 тыс. видов растений, нескольких десятков тысяч беспозвоночных, полусотни видов пресмыкающихся и земноводных, 80 форм пресноводных и морских рыб, 100 видов млекопитающих, более 350 видов птиц и десятка видов наземных позвоночных животных, таких как сирийская чесночница, кошачья змея, гюрза, толстоклювый зуек, красноголовый сорокопут, тугайный соловей, подковонос Мегели, дагестанский тур, и других видов, которые встречаются исключительно в Республике Дагестан. Также в республике распространены в большом видовом составе растения и беспозвоночные, ареалы которых в нашей стране не выходят за пределы Республики Дагестан.
Общая площадь охотничьих угодий Республики Дагестан составляет 4411,5 тыс. га, в том числе: