Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 657 (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 мая, N 05002000931; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 19 мая, N 0500201605190005; 29 декабря, N 05000201612290003; 2017, 23 июня, N 0500201706230014; 13 декабря, N 0500201712130002; 2018, 27 апреля, N 0500201804270002; 2019, 21 февраля, N 0500201902210001; 2020, 27 марта, N 0500202003270004).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Государственную программу Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан" изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан | |
Участники Программы | - | Министерство образования и науки Республики Дагестан; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан | |
Цели Программы | - | информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды; обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира; сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды; создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде; стабилизация и улучшение экологической ситуации в Республике Дагестан, достигаемые за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории республики предприятий по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, сортировке, использованию и утилизации; гарантированное обеспечение населения водными ресурсами в целях устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан, обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов | |
Задачи Программы | - | организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан; обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики; обеспечение безопасного использования геологической среды; геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр местного значения для лицензирования недропользования; совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения; повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения; уменьшение количества несанкционированных свалок за счет создания мусоросортировочных комплексов согласно Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан (далее - Территориальная схема); ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Республики Дагестан; повышение рациональности использования водных ресурсов | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2015-2021 годы | |
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан"; подпрограмма "Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан"; подпрограмма "Экологическое образование и просвещение населения в Республике Дагестан"; подпрограмма "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан"; подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан"; подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Республики Дагестан" | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | снижение количества административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира до 220 ед. к 2021 году по сравнению с 370 ед. в 2014 году; доля устраненных нарушений требований законодательства в общем объеме нарушений. выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю на объектах добычи общераспространенных полезных ископаемых, с 65 проц. в 2014 году до 33 проц. в 2021 году; переработка твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на межмуниципальных природоохранных объектах по утилизации; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на указанных территориях, с 10,1 проц. на конец 2014 года до 30,18 проц. на конец 2021 года; увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности с 25 проц. на конец 2014 года до 75 проц. на конец 2021 года | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования составляет 5416,87 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета 978,43 млн. рублей; средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2314,16 млн. рублей; средства местных бюджетов 297,64 млн. рублей; внебюджетные средства - 1826,64 млн. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики; обеспечение условий для устойчивого существования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия в интересах будущих поколений; повышение туристической и рекреационной привлекательности республики за счет воспроизводства охотничьих ресурсов до оптимальной экологической емкости; обеспечение органов власти достоверной информацией о состоянии, распространении и численности охотничьих ресурсов для принятия управленческих решений по регулированию их использования; повышение эффективности системы контроля и охраны охотничьих ресурсов, снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам; обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии общераспространенных полезных ископаемых и недр местного значения; повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия от хозяйственной деятельности недропользователей; повышение выявляемое и раскрываемости нарушений недропользователями правил пользования недрами; повышение размеров налогов, поступающих в республиканский бюджет Республики Дагестан за пользование недрами; повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного воздействия от добычи общераспространенных полезных ископаемых; увеличение охвата учащихся экологическим образованием в рамках учреждений дополнительного образования в сфере экологии; увеличение целевой аудитории, охваченной социальной рекламой экологического содержания; рост числа педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, повысивших квалификацию по экологическим направлениям; увеличение числа мероприятий по популяризации ценностей экологической культуры (экологические конкурсы, премии и др.); улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Республики Дагестан за счет снижения уровня загрязнения территорий и почв отходами и содержащимися в них вредными веществами; создание эффективной нормативной базы в сфере обращения с ТКО; формирование единой системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан; организация сбора, транспортировки, переработки и захоронения ТКО в соответствии с современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; внедрение современных технологий переработки и утилизации отходов производства и потребления; повышение уровня экономической эффективности и экологической безопасности хозяйственной деятельности предприятий в Республике Дагестан; создание оптимальной схемы размещения межмуниципальных природоохранных объектов по сортировке и захоронению неутильной части ТКО, образующихся на территории Республики Дагестан; снижение объема захораниваемых отходов на 40 проц. за счет внедрения селективного сбора и сортировки отходов; вовлечение в хозяйственный оборот до 340 тыс. тонн в год ценных вторичных материалов (бумаги, картона, цветных и черных металлов, пластических масс и т.д.), содержащихся в отходах; возвращение в хозяйственный оборот более 350 гектаров нарушенных земель за счет рекультивации 54 санкционированных свалок и 1 полигона ТКО, выработавших свой ресурс, и ликвидации 422 несанкционированных свалок; строительство 7 новых водохранилищ; строительство (реконструкция) сооружений инженерной защиты и берегоукрепления протяженностью около 80,05 километра; приведение в безопасное техническое состояние 2 гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности; экологическая реабилитация водных объектов площадью 286 га; гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей за счет создания дополнительных мощностей водохранилищ и гидроузлов в объеме 6070 тыс. куб. метров; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 28806 млн. рублей; обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов |
I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду.
Результатом активного хозяйственного воздействия явилось неудовлетворительное экологическое состояние рек и водоемов (загрязнение химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями). Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных на сохранение разнообразия объектов животного мира, а также естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.
Минерально-сырьевая база характеризуется разнообразием полезных ископаемых и является основой природно-ресурсного потенциала Республики Дагестан. В последние годы отмечена тенденция к компенсации погашенных при добыче запасов основных видов общераспространенных полезных ископаемых их приростом.
Республика Дагестан обладает достаточными запасами и прогнозными эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения.
Для всех видов полезных ископаемых главной остается задача активизации лицензирования добычи и упорядочения учета движения запасов и прогнозных ресурсов, организации рекламно-информационной работы по привлечению инвестиций в недропользование. Особое внимание должно уделяться привлечению недропользователей к освоению ранее заброшенных карьеров.
Качество жизни человека формируется под влиянием ряда факторов, в которых экологическая безопасность играет одну из ключевых ролей. В совокупности причин, обуславливающих снижение уровня экологической безопасности населения, все большее значение приобретает человеческий фактор. Поэтому решение ряда экологических проблем связано с изменением мировоззрения населения, формированием бережного отношения к окружающей среде.
Действующая в Республике Дагестан система экологического образования и просвещения охватывает незначительную часть населения республики.
В целях улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Дагестан необходимо создание качественной системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами.
Существующая в Республике Дагестан система обращения с твердыми коммунальными отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ГКО, что ведет к загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв по нанесению ущерба растительному миру. Тревогу вызывает и ситуация, сложившаяся в сфере сбора, хранения и утилизации медицинских, биологических и промышленных отходов. Сбор потенциально опасных медицинских, биологических и промышленных отходов осуществляется вместе с твердыми коммунальными отходами с последующим вывозом их на полигоны ГКО.
Сложившаяся в республике ситуация в сфере обращения с ТКО привела к опасному загрязнению окружающей среды и на сегодняшний день представляет реальную угрозу здоровью населения.
Республика Дагестан богата водными ресурсами. Среднее многолетнее значение объема речного стока в Республике Дагестан составляет 20 куб. км в год.
Основная часть водных ресурсов (74 проц.) расходуется на орошение, обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение, около 6 проц. - на хозяйственно-питьевые нужды.
Вместе с тем распределение поверхностных водных объектов на территории Республики Дагестан крайне неравномерно: основная их часть сосредоточена в горах и предгорьях, что приводит к локальным дефицитам водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и отрицательно отражается на развитии отдельных отраслей региона.
Проблемой, требующей особого внимания, является неудовлетворительная экологическая обстановка во многих бассейнах рек в связи с заиливанием. загрязнением водных ресурсов химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Берега ряда рек превращены в стихийные свалки хозяйственно-бытового и строительного мусора, отбросов животноводческих ферм.
Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод, характеризующимися значительным масштабом наносимого материального ущерба и количеством пострадавшего населения, являются подтопления населенных пунктов и территорий, вызванные резким повышением уровня воды в реках. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Республика Дагестан занимает 4-е место по уровню паводковой опасности.
Учитывая масштабность поставленных целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия по охране и развитию природоохранного комплекса и обеспечению экологической безопасности Республики Дагестан целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:
входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность Республики Дагестан;
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих природные ресурсы (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, аграрный сектор и рыбное хозяйство).
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с охраной объектов животного мира и среды их обитания, обеспечением рационального природопользования и нормализацией экологической ситуации, формированием системы обращения с отходами производства и потребления, использованием водных объектов, их экологической реабилитацией, предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений. Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в природных ресурсах, сбалансированном развитии территорий и отраслей Республики Дагестан, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, создании экологически благоприятных условий жизни населения, обеспечении комфортной среды обитания, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны природных ресурсов и создании условий для обеспечения экологической безопасности региона.
Отказ от использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию данной сферы будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня экологической безопасности территорий, ухудшением экологической ситуации в целом.
Нарастание масштаба проблем в сфере экологии и природопользования Республики Дагестан может стать одним из сдерживающих факторов на пути достижения высоких темпов социально-экономического развития, модернизации экономики и повышения ее эффективности.
При реализации настоящей Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:
своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;
повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в том числе в республиканский бюджет;
повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;
повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
получение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных питьевых вод;
повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование у населения бережного отношения к окружающей среде;
повышение качества и охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;
создание условий для гарантированного обеспечения водными ресурсами районов, испытывающих локальный дефицит водных ресурсов;
создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства;
приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, снижение риска возникновения аварий на таких объектах;
значительное повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущербов от опасных гидрологических явлений посредством строительства сооружений инженерной защиты;