ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2020 года N 47


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 657



Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 657 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 мая, N 05002000931; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 19 мая, N 0500201605190005; 29 декабря, N 05000201612290003; 2017, 23 июня, N 0500201706230014; 13 декабря, N 0500201712130002; 2018, 27 апреля, N 0500201804270002; 2019, 21 февраля, N 0500201902210001).



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 20 марта 2020 г. N 47



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 657


1. В пункте 1 постановления слова "на 2015-2020 годы" исключить.


2. Государственную программу Республики Дагестан "Охрана окружающей среды в Республике Дагестан", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:


"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"



ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

Участники Программы

-

Министерство образования и науки Республики Дагестан;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан

Цели Программы

-

информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды;

обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;

сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды;

создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде;

стабилизация и улучшение экологической ситуации в Республике Дагестан, достигаемые за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории республики предприятий по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, сортировке, использованию и утилизации;

гарантированное обеспечение населения водными ресурсами в целях устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан, обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов

Задачи Программы

-

организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан;

обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики;

обеспечение безопасного использования геологической среды;

геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр местного значения для лицензирования недропользования;

совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения;

повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения;

уменьшение количества несанкционированных свалок за счет создания 11 мусоросортировочных комплексов согласно Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан (далее - Территориальная схема);

ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Республики Дагестан;

повышение рациональности использования водных ресурсов

Этапы и сроки реализации Программы

-

2015-2021 годы

Перечень подпрограмм

-

подпрограмма "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан";

подпрограмма "Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан";

подпрограмма "Экологическое образование и просвещение населения в Республике Дагестан";

подпрограмма "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан";

подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан";

подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Республики Дагестан"

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

снижение количества административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира до 220 ед. к 2021 году по сравнению с 370 ед. в 2014 году;

доля устраненных нарушений требований законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведений мероприятий по региональному государственному контролю на объектах добычи общераспространенных полезных ископаемых, с 65 проц. в 2014 году до 33 проц. в 2021 году;

переработка твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на межмуниципальных природоохранных объектах по утилизации;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на указанных территориях, с 10,1 проц. на конец 2014 года до 30,18 проц. на конец 2021 года;

увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности с 25 проц. на конец 2014 года до 75 проц. на конец 2021 года

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования составляет 5288,46 млн. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 944,32 млн. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2219,86 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 297,64 млн. рублей;

внебюджетные средства - 1826,64 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам;

создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;

создание единой учебно-методической базы для учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в сфере экологии;

формирование единой системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан;

создание оптимальной схемы размещения межмуниципальных природоохранных объектов по сортировке и захоронению неутильной части ТКО, образующихся на территории Республики Дагестан;

обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики (создание дополнительных мощностей водохранилищ и гидроузлов в объеме 6070 тыс. куб. метров);

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений N другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 28806 млн. рублей);

обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов


I. Характеристика проблемы, на решение

которой направлена Программа



Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду.


Результатом активного хозяйственного воздействия явилось неудовлетворительное экологическое состояние рек и водоемов (загрязнение химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями). Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.


Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных на сохранение разнообразия объектов животного мира, а также естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.


Минерально-сырьевая база характеризуется разнообразием полезных ископаемых и является основой природно-ресурсного потенциала Республики Дагестан. В последние годы отмечена тенденция к компенсации погашенных при добыче запасов основных видов общераспространенных полезных ископаемых их приростом.


Республика Дагестан обладает достаточными запасами и прогнозными эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения.


Для всех видов полезных ископаемых главной остается задача активизации лицензирования добычи и упорядочения учета движения запасов и прогнозных ресурсов, организации рекламно-информационной работы по привлечению инвестиций в недропользование. Особое внимание должно уделяться привлечению недропользователей к освоению ранее заброшенных карьеров.


Качество жизни человека формируется под влиянием ряда факторов, в которых экологическая безопасность играет одну из ключевых ролей. В совокупности причин, обуславливающих снижение уровня экологической безопасности населения, все большее значение приобретает человеческий фактор. Поэтому решение ряда экологических проблем связано с изменением мировоззрения населения, формированием бережного отношения к окружающей среде.


Действующая в Республике Дагестан система экологического образования и просвещения охватывает незначительную часть населения республики.


В целях улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Дагестан необходимо создание качественной системы обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами.


Существующая в Республике Дагестан система обращения с твердыми коммунальными отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТКО, что ведет к загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и нанесению ущерба растительному миру. Тревогу вызывает и ситуация, сложившаяся в сфере сбора, хранения и утилизации медицинских, биологических и промышленных отходов. Сбор потенциально опасных медицинских, биологических и промышленных отходов осуществляется вместе с твердыми коммунальными отходами с последующим вывозом их на полигоны ТКО.


Сложившаяся в республике ситуация в сфере обращения с ТКО привела к опасному загрязнению окружающей среды и на сегодняшний день представляет реальную угрозу здоровью населения.


Республика Дагестан богата водными ресурсами. Среднее многолетнее значение объема речного стока в Республике Дагестан составляет 20 куб. км в год.


Основная часть водных ресурсов (74 проц.) расходуется на орошение, обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение, около 6 проц. - на хозяйственно-питьевые нужды.


Вместе с тем распределение поверхностных водных объектов на территории Республики Дагестан крайне неравномерно: основная их часть сосредоточена в горах и предгорьях, что приводит к локальным дефицитам водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и отрицательно отражается на развитии отдельных отраслей региона.


Проблемой, требующей особого внимания, является неудовлетворительная экологическая обстановка во многих бассейнах рек в связи с заиливанием, загрязнением водных ресурсов химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Берега ряда рек превращены в стихийные свалки хозяйственно-бытового и строительного мусора, отбросов животноводческих ферм.


Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод, характеризующимися значительным масштабом наносимого материального ущерба и количеством пострадавшего населения, являются подтопления населенных пунктов и территорий, вызванные резким повышением уровня воды в реках. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Республика Дагестан занимает 4-е место по уровню паводковой опасности.


Учитывая масштабность поставленных целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия по охране и развитию природоохранного комплекса и обеспечению экологической безопасности Республики Дагестан целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:


входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность Республики Дагестан;


носят межотраслевой и межведомственный характер;


не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;


носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих природные ресурсы (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, аграрный сектор и рыбное хозяйство).


Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с охраной объектов животного мира и среды их обитания, обеспечением рационального природопользования и нормализацией экологической ситуации, формированием системы обращения с отходами производства и потребления, использованием водных объектов, их экологической реабилитацией, предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений. Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в природных ресурсах, сбалансированном развитии территорий и отраслей Республики Дагестан, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, создании экологически благоприятных условий жизни населения, обеспечении комфортной среды обитания, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны природных ресурсов и создании условий для обеспечения экологической безопасности региона.


Отказ от использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию данной сферы будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня экологической безопасности территорий, ухудшением экологической ситуации в целом.


Нарастание масштаба проблем в сфере экологии и природопользования Республики Дагестан может стать одним из сдерживающих факторов на пути достижения высоких темпов социально-экономического развития, модернизации экономики и повышения ее эффективности.


При реализации настоящей Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:


своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;


повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в том числе в республиканский бюджет;


повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;


повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;


получение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных питьевых вод;


повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование у населения бережного отношения к окружающей среде;


повышение качества и охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;


создание условий для гарантированного обеспечения водными ресурсами районов, испытывающих локальный дефицит водных ресурсов;


создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»