ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 года N 273
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2018 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 N 657.
____________________________________________________________________
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Дагестан от 02.12.2013 N 627, НГР:RU05000201300591)
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013- 2018 годы" (далее - Программа).
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 02.12.2013 N 627, НГР:RU05000201300591)
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Шарипова Ш.И.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.Меджидов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2013 г. N 273
(Наименование в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 02.12.2013 N 627, НГР:RU05000201300591)
Наименование Программы | - | государственная программа Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | постановление Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2011 г. N 340 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2011 и 2012 годы"; |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан |
Исполнители Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан |
Цели Программы | - | информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды; |
Задачи Программы | - | формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики; |
Важнейшие целевые | - | объем информации (количество измерений) о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа в органы власти Республики Дагестан; |
Перечень подпрограмм | - | "Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан"; |
Сроки реализации | - | 2013-2018 годы |
Объем и источники | - | объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 341,71 млн рублей. |
Объем и источники финансирования Программы носят прогнозный характер и ежегодно уточняются при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год | ||
Ожидаемые результаты | - | обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха; |
Контроль реализации | - | Правительство Республики Дагестан |
Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду
Ежегодно по Республике Дагестан в атмосферный воздух выбрасывается около 200 тыс. тонн загрязняющих веществ. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт.
Вследствие активного хозяйственного воздействия в бассейнах многих рек сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка: вода рек и водоемов загрязнена химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
Функционирование системы охраны и мониторинга окружающей среды республики без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств, передачи все большего количества полномочий Российской Федерации регионам без обеспечения в полном объеме требуемого финансирования на их выполнение из федерального бюджета и снижение количества исследований загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (проводимых территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов власти) будет затруднено. Это приведет к нарастанию тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.
Минерально-сырьевая база Республики Дагестан характеризуется разнообразием полезных ископаемых и является основой ее природно-ресурсного потенциала. В последние годы отмечена тенденция компенсации погашенных при добыче запасов основных видов общераспространенных полезных ископаемых их приростом.
Для расширения ресурсного потенциала промышленности строительных материалов и дорожного строительства в Республике Дагестан на протяжении многих лет проводится опережающая подготовка запасов песчано-гравийных смесей, цемента, гипса, глин, известняка, мрамора и бутового камня. В настоящее время в Республике Дагестан выявлено свыше 84 месторождений известняков и 8 месторождений мергелей, которые могут быть использованы в качестве строительного камня, 22 месторождения гравия, песчаников и валунов в 13 районах республики, 15 месторождений гипса, 30 месторождений известняков и 6 проявлений мергелей и глин, до 60 месторождений легкоплавких глин и суглинков, запасы песка и т.д.
Наличие этих ресурсов обусловило решение о строительстве цементных заводов мощностью 2,4 млн. т, 500 тыс. т в год в Буйнакском районе и строительстве цементного завода в Табасаранском районе, создание индустриально-строительного комплекса "Каспийск" (Карабудахкентский район), строительство завода ячеисто-бетонных блоков автоклавного твердения мощностью 100 тыс. куб. м в год (Кумторкалинский район).
Основная масса месторождений глин и суглинков для кирпича расположена в равнинной части республики от р. Сулак на юге до р. Старый Терек на севере.
Одно из крупных месторождений силикатных песков - Кумторкалинское месторождение – расположено в долинах рек Сулак, Самур и Гюльгерычай.
Сырьевая база строительных камней представлена 16 месторождениями и 7 перспективными участками известняков и песчаников.
Республика Дагестан обладает достаточными запасами и прогнозными эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения.
Для всех видов полезных ископаемых главной остается задача активизации лицензирования добычи и упорядочения учета движения запасов и прогнозных ресурсов, организации рекламно-информационной работы по привлечению инвестиций в недропользование. Особое внимание должно уделяться привлечению недропользователей к освоению ранее заброшенных карьеров.
Качество жизни человека формируется под влиянием ряда факторов, в которых экологическая безопасность играет одну из ключевых ролей. В совокупности причин, обуславливающих снижение уровня экологической безопасности населения, все большее значение приобретает человеческий фактор. Поэтому решение ряда экологических проблем связано с изменением мировоззрения населения, формированием бережного отношения к окружающей среде.
Действующая в Республике Дагестан система экологического образования и просвещения охватывает незначительную часть населения республики.
При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы: инерционный и оптимистический.
Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:
сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;
контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;
решение задач развития системы экологического образования и просвещения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;
сохранение негативных тенденций в освоении и развитии материально- сырьевой базы Республики Дагестан, способных осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально- строительном сырье, качественной питьевой воде;
устойчивое недофинансирование мероприятий по развитию региональной системы государственного мониторинга вследствие недостаточности бюджетных ассигнований, в связи с чем установка региональных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществлена только в городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).
При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается следующее:
информация о состоянии атмосферного воздуха будет неполной вследствие недостаточного количества постов наблюдения и периодичности проведения измерений федеральной наблюдательной сети, сокращающегося количества измерений, осуществляемых федеральной сетью наблюдений за состоянием окружающей среды;
эффективность выявления нарушений в области постановки на учет природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, контроля соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды природопользователями останется на прежнем уровне из-за отсутствия оперативной информации о правонарушениях;
ухудшение состояния атмосферного воздуха, сокращение количества охотничьих ресурсов станут факторами, снижающими рекреационный потенциал республики и ухудшающими состояние окружающей среды, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
снизится прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в связи с сокращением поисково-разведочных работ и объемов предварительно оцененных запасов;
недостаточно эффективно будет использоваться сырьевой потенциал промышленности строительных материалов;
сохранится дефицит водопотребления, связанный как с фактическим отсутствием воды, так и с техногенным загрязнением подземных вод;
снизится активность научно-исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды;
снизится уровень охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;
снизится уровень экологической грамотности населения.
Реализация Программы по оптимистическому варианту предусматривает:
финансирование в полном объеме Программы из республиканского бюджета и осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием региональной сети мониторинга состояния атмосферного воздуха (стационарных и передвижных постов наблюдений и республиканского аналитического центра экологического мониторинга);
использование в региональной системе экологического мониторинга данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга, а также потенциала производственных и научных лабораторий экологического контроля и мониторинга;
выполнение в полном объеме мероприятий по проведению мониторинга, обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
эффективное государственное регулирование и управление работами по развитию материально-сырьевой базы;
решение задач развития системы экологического образования совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, вузов республики;
усиление государственного республиканского экологического контроля в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов на основе данных системы регионального мониторинга.
При реализации Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:
своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;
повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в том числе в республиканский бюджет;
повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;
повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
получение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных питьевых вод;
повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование у населения бережного отношения к окружающей среде;