(с изменениями на 8 июня 2017 года)
(в ред. распоряжений Правительства Республики Марий Эл от 13.05.2014 N 227-р, от 18.12.2015 N 553-р, от 26.09.2016 N 383-р, от 31.03.2017 N 142-р, от 08.06.2017 N 260-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - план).
2. Минсоцразвития Республики Марий Эл один раз в полугодие, до 25 января и 25 июля, представлять в Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации плана.
3. Минфину Республики Марий Эл совместно с Минсоцразвития Республики Марий Эл при подготовке проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период учитывать мероприятия, предусмотренные планом.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на министра социального развития Республики Марий Эл.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в ред. распоряжений Правительства Республики Марий Эл от 31.03.2017 N 142-р, от 08.06.2017 N 260-р)
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Республике Марий Эл, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Реализация "дорожной карты" позволит обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенном повышении эффективности и качества предоставления социальных услуг населению Республики Марий Эл, в том числе:
модернизацию и развитие системы социального обслуживания населения Республики Марий Эл, ее адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;
привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;
применение единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в сфере социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания Республики Марий Эл;
сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, и недопущение возникновения очередности в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и престижа профессии социального работника;
повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Марий Эл, начиная с начисления заработной платы за январь 2018 г.
В Республике Марий Эл наблюдается динамика роста численности граждан старше трудоспособного возраста:
Годы | Численность населения, человек | В том числе лица старше трудоспособного возраста, человек | Доля лиц старше трудоспособного возраста от общей численности населения, процентов |
2013 | 689 518 | 151 600 | 22,0 |
2014 | 688 061 | 156 100 | 22,7 |
2015 | 686 650 | 160 900 | 23,4 |
2016 | 685 050 | 165 600 | 24,2 |
2017 | 683 447 | 170 000 | 24,9 |
2018 | 681 926 | 174 400 | 25,6 |
К 2018 году также прогнозируются рост численности данной категории граждан и удельный вес численности граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения республики составит 25,6 процента. В связи с увеличением доли граждан пожилого возраста нагрузка на систему социального обслуживания возрастет.
По состоянию на 1 декабря 2016 г. в системе социального обслуживания населения Республики Марий Эл функционируют 48 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл и включенных в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе:
1) 44 государственных бюджетных учреждения, из них:
17 комплексных центров социального обслуживания населения;
8 психоневрологических интернатов;
4 дома-интерната для престарелых и инвалидов;
1 детский дом-интернат;
9 специальных домов для одиноких престарелых;
2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
1 республиканский центр социальной помощи малоимущему населению;
1 республиканский центр психолого-педагогической помощи населению;
1 дом ночного пребывания;
2) 4 государственных казенных учреждения, из них:
3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
1 центр социальной помощи семье и детям.
Расходы на социальное обслуживание предусматриваются ежегодно в республиканском бюджете Республики Марий Эл, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:
Годы | Расходы на социальное обслуживание, тыс. рублей | В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. рублей | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, процентов | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. рублей | Доля в общем фонде оплате труда, процентов | |||||||||
всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | ||||||
средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | |||||||||
2013 год | 836 503,6 | 633 237,5 | 203 266,1 | 24,3 | 504 930,3 | 483 341,1 | 21 589,2 | 4,3 | 60,4 | 97 451,0 | 92 557,2 | 4 893,8 | 5,0 | 20,2 |
2014 год | 798 931,6 | 616 383,4 | 182 548,2 | 22,8 | 513 339,9 | 504 240,1 | 9 099,8 | 1,8 | 64,3 | 134 115,1 | 128 405,7 | 5 709,4 | 4,3 | 26,6 |
2015 год | 814 187,1 | 607 650,9 | 206 536,2 | 25,4 | 531 420,8 | 506 878,3 | 24 542,5 | 4,6 | 65,3 | 131 999,6 | 125 490,8 | 6 508,8 | 4,9 | 26,0 |
2016 год | 732 507,3 | 511 188,9 | 221 318,4 | 30,2 | 506 581,6 | 448 560,9 | 58 020,7 | 11,5 | 69,2 | 114 209,5 | 101 929,0 | 12 280,5 | 10,8 | 25,5 |
2017 год | 766 083,1 | 529 142,0 | 236 941,1 | 30,9 | 497 268,1 | 439 670,4 | 57 597,7 | 11,6 | 64,9 | 173 088,2 | 154 679,4 | 18 408,8 | 10,6 | 34,8 |
2018 год | 767 899,9 | 523 850,6 | 244 049,3 | 31,8 | 494 599,3 | 435 273,7 | 59 325,6 | 12,0 | 64,4 | 228 476,4 | 204 176,8 | 24 299,6 | 10,6 | 46,2 |
Снижение расходов на социальное обслуживание с 2016 года объясняется проведением оптимизационных мероприятий, в том числе оптимизации бюджетной сети, оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала. Оптимизация численности осуществляется в основном за счет уменьшения обслуживающего персонала и непрофильных специалистов в организациях социального обслуживания (сторожа, повара, электрики, рабочие, слесари, плотники и другие).
С начала реализации "дорожной карты" в Республике Марий Эл проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг населению.
Так, в целях внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания и концентрации источников финансового обеспечения, а также ликвидации неэффективных подразделений организаций социального обслуживания, отдельных организаций социального обслуживания в связи с малой востребованностью в получении социальных услуг (в специальных домах для одиноких престарелых) проведены мероприятия по оптимизации сети:
в 2013 году: ликвидация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Пектубаевский специальный дом для одиноких престарелых (сокращено 14,75 штатной единицы). Экономия средств в сумме 0,6 млн. рублей направлена на повышение заработной платы социальных работников;
в 2014 году: реорганизация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Козьмодемьянске" путем присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянский центр социальной помощи семье и детям" (сокращено 4 штатные единицы); сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 42 штатные единицы. Экономия средств в сумме 2,7 млн. рублей направлена на повышение заработной платы социальных работников;
в 2015 году: сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 307,5 штатной единицы. Экономия средств в сумме 46,8 млн. рублей направлена на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, повышение заработной платы работников организаций социального обслуживания;
в 2016 году: ликвидация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Озеркинский специальный дом для одиноких престарелых" (сокращено 20 штатных единиц); реорганизация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавушка" в форме присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Визимьярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Звениговский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Социальный приют для детей и подростков "Теплый дом" с дальнейшим его переименованием в государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Журавушка" (сокращено 42,25 штатной единицы); сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 93,5 штатной единицы. Экономия средств в сумме 24,2 млн. рублей направлена на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, повышение заработной платы работников организаций социального обслуживания.