ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2017 года N 142-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 21 МАРТА 2013 Г. N 165-Р
Внести в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 года N 165-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 года N 227-р, от 18 декабря 2015 года N 553-р и от 26 сентября 2016 года N 383-р) следующее изменение:
план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденный указанным выше распоряжением, изложить в новой редакции (прилагается).
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
"Утвержден
распоряжением
Правительства
Республики Марий Эл
от 21 марта 2013 года N 165-р
(в редакции распоряжения
Правительства
Республики Марий Эл
от 31 марта 2017 года N 142-р)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Республике Марий Эл, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Реализация "дорожной карты" позволит обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенном повышении эффективности и качества предоставления социальных услуг населению Республики Марий Эл, в том числе:
модернизацию и развитие системы социального обслуживания населения Республики Марий Эл, ее адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;
привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;
применение единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в сфере социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания Республики Марий Эл;
сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, и недопущение возникновения очередности в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и престижа профессии социального работника;
повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Марий Эл, начиная с начисления заработной платы за январь 2018 г.
В Республике Марий Эл наблюдается динамика роста численности граждан старше трудоспособного возраста:
Годы | Численность населения, человек | В том числе лица старше трудоспособного возраста, человек | Доля лиц старше трудоспособного возраста от общей численности населения, процентов |
2013 | 689 518 | 151 600 | 22,0 |
2014 | 688 061 | 156 100 | 22,7 |
2015 | 686 650 | 160 900 | 23,4 |
2016 | 685 050 | 165 600 | 24,2 |
2017 | 683 447 | 170 000 | 24,9 |
2018 | 681 926 | 174 400 | 25,6 |
К 2018 году также прогнозируются рост численности данной категории граждан и удельный вес численности граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения республики составит 25,6 процента. В связи с увеличением доли граждан пожилого возраста нагрузка на систему социального обслуживания возрастет.
По состоянию на 1 декабря 2016 г. в системе социального обслуживания населения Республики Марий Эл функционируют 48 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл и включенных в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе:
1) 44 государственных бюджетных учреждения, из них:
17 комплексных центров социального обслуживания населения;
8 психоневрологических интернатов;
4 дома-интерната для престарелых и инвалидов;
1 детский дом-интернат;
9 специальных домов для одиноких престарелых;
2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
1 республиканский центр социальной помощи малоимущему населению;
1 республиканский центр психолого-педагогической помощи населению;
1 дом ночного пребывания;
2) 4 государственных казенных учреждения, из них:
3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
1 центр социальной помощи семье и детям.
Расходы на социальное обслуживание предусматриваются ежегодно в республиканском бюджете Республики Марий Эл, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:
Годы | Расходы на социальное обслуживание, тыс. рублей | В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. рублей | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, процентов | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. рублей | Доля в общем фонде оплате труда, процентов | |||||||||
всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | всего | в том числе | доля внебюджетных средств, процентов | ||||||
средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | средства республиканского бюджета Республики Марий Эл | внебюджетные средства | |||||||||
2013 год | 836 503,6 | 633 237,5 | 203 266,1 | 24,3 | 504 930,3 | 483 341,1 | 21 589,2 | 4,3 | 60,4 | 97 451,0 | 92 557,2 | 4 893,8 | 5,0 | 20,2 |
2014 год | 798 931,6 | 616 383,4 | 182 548,2 | 22,8 | 513 339,9 | 504 240,1 | 9 099,8 | 1,8 | 64,3 | 134 115,1 | 128 405,7 | 5 709,4 | 4,3 | 26,6 |
2015 год | 814 187,1 | 607 650,9 | 206 536,2 | 25,4 | 531 420,8 | 506 878,3 | 24 542,5 | 4,6 | 65,3 | 131 999,6 | 125 490,8 | 6 508,8 | 4,9 | 26,0 |
2016 год | 732 507,3 | 511 188,9 | 221 318,4 | 30,2 | 506 581,6 | 448 560,9 | 58 020,7 | 11,5 | 69,2 | 114 209,5 | 101 929,0 | 12 280,5 | 10,8 | 25,5 |
2017 год | 766 083,1 | 529 142,0 | 236 941,1 | 30,9 | 497 268,1 | 439 670,4 | 57 597,7 | 11,6 | 64,9 | 173 088,2 | 154 679,4 | 18 408,8 | 10,6 | 34,8 |
2018 год | 767 899,9 | 523 850,6 | 244 049,3 | 31,8 | 494 599,3 | 435 273,7 | 59 325,6 | 12,0 | 64,4 | 228 476,4 | 204 176,8 | 24 299,6 | 10,6 | 46,2 |
Снижение расходов на социальное обслуживание с 2016 года объясняется проведением оптимизационных мероприятий, в том числе оптимизации бюджетной сети, оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала. Оптимизация численности осуществляется в основном за счет уменьшения обслуживающего персонала и непрофильных специалистов в организациях социального обслуживания (сторожа, повара, электрики, рабочие, слесари, плотники и другие).
С начала реализации "дорожной карты" в Республике Марий Эл проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг населению.
Так, в целях внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания и концентрации источников финансового обеспечения, а также ликвидации неэффективных подразделений организаций социального обслуживания, отдельных организаций социального обслуживания в связи с малой востребованностью в получении социальных услуг (в специальных домах для одиноких престарелых) проведены мероприятия по оптимизации сети:
в 2013 году: ликвидация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Пектубаевский специальный дом для одиноких престарелых (сокращено 14,75 штатной единицы). Экономия средств в сумме 0,6 млн. рублей направлена на повышение заработной платы социальных работников;
в 2014 году: реорганизация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Козьмодемьянске" путем присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Козьмодемьянский центр социальной помощи семье и детям" (сокращено 4 штатные единицы); сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 42 штатные единицы. Экономия средств в сумме 2,7 млн. рублей направлена на повышение заработной платы социальных работников;
в 2015 году: сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 307,5 штатной единицы. Экономия средств в сумме 46,8 млн. рублей направлена на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, повышение заработной платы работников организаций социального обслуживания;
в 2016 году: ликвидация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Озеркинский специальный дом для одиноких престарелых" (сокращено 20 штатных единиц); реорганизация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавушка" в форме присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Визимьярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Звениговский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Социальный приют для детей и подростков "Теплый дом" с дальнейшим его переименованием в государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Журавушка" (сокращено 42,25 штатной единицы); сокращение штатной численности персонала организаций социального обслуживания на 93,5 штатной единицы. Экономия средств в сумме 24,2 млн. рублей направлена на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, повышение заработной платы работников организаций социального обслуживания.
При ликвидации специальных домов для одиноких престарелых проживающие граждане по личному заявлению были переведены для проживания в другие специальные дома для одиноких престарелых либо вернулись в семьи.
В 2017 году запланирована реорганизация государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие" путем присоединения к нему государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям" (будут сокращены 2,5 штатной единицы). Экономию средств в сумме 0,6 млн. рублей планируется направить на повышение заработной платы социальных работников.
В 2018 году оптимизация штатной численности и расходов на содержание организаций социального обслуживания не планируется.
Благодаря планомерно проводимой с 2013 года работе по оптимизации сети, увеличению мощности стационарных организаций социального обслуживания (2013 год - 2 092 койко-места, 2015 год - 2 112 койко-мест), развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания (услуги сиделки получили: в 2013 году - 240 человек, в 2014 году - 260 человек, в 2015 году - 313 человек, в 2016 году - 378 человек) в 2016 году удалось сократить очередность в стационарные учреждения с 57 до 21 человека.
На 1 января 2016 г. в очереди для определения в психоневрологические интернаты состояли 33 человека, в дома-интернаты общего типа - 5 человек, в детский дом-интернат - 5 человек.
По состоянию на 1 декабря 2016 г. очередность в дома-интернаты общего типа составляет 13 человек, в детский дом-интернат - 8 человек. Очередность в психоневрологические интернаты в 2016 году ликвидирована.
Очередность на получение социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому отсутствует.
В Республике Марий Эл ежегодно проводится работа по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания.
По состоянию на 1 января 2013 г. из 210 зданий организаций социального обслуживания нуждалось в реконструкции 4. В 2013 - 2014 годах проведены работы по реконструкции двух зданий:
реконструкция кровли здания государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Зеленогорский психоневрологический интернат" на общую сумму 5,61 млн. рублей (объект введен в эксплуатацию в 2013 году);
реконструкция кровли здания государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Савинский дом-интернат для умственно-отсталых детей" на общую сумму 7,31 млн. рублей (объект введен в эксплуатацию в 2014 году).
По состоянию на 1 января 2016 г. из общего числа зданий организаций социального обслуживания (208 зданий) нуждаются в реконструкции 2 здания (пищеблок государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" и медицинский корпус государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Психоневрологический интернат "Таир"). Работы запланированы к реализации в 2017 году. Здания в аварийном и ветхом состоянии в настоящее время отсутствуют.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также за счет привлечения средств из Пенсионного фонда Российской Федерации проводятся работы по капитальному и текущему ремонту зданий организаций социального обслуживания. За период с 2013 по 2016 год ремонтные работы проведены во всех организациях социального обслуживания на общую сумму 218,8 млн. рублей:
в 2013 году - 53 организации социального обслуживания;
в 2014 году - 52 организации социального обслуживания;
в 2015 году - 43 организации социального обслуживания;
в 2016 году - 34 организации социального обслуживания.
В рамках государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы, в которую включены мероприятия по формированию доступной среды в различных сферах жизнедеятельности инвалидов, с 2014 года в сфере социального обслуживания населения проводится работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и граждан пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры: