ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 сентября 2016 года N 383-р


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 21 МАРТА 2013 Г. N 165-Р


Внести в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 года N 165-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2014 года N 227-р и от 18 декабря 2015 года N 553-р) следующие изменения:

а) в пунктах 2 и 3 слова "Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл" заменить словами "Минсоцразвития Республики Марий Эл";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на министра социального развития Республики Марий Эл.";

в) план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденный указанным выше распоряжением, изложить в новой редакции (прилагается).

Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ



"Утвержден
распоряжением
Правительства
Республики Марий Эл
от 21 марта 2013 года N 165-р
(в редакции распоряжения
Правительства
Республики Марий Эл
от 26 сентября 2016 года N 383-р)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


 I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Республике Марий Эл, повышение ее уровня, качества и эффективности.

Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и престижа профессии социального работника, применение единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в сфере социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания Республики Марий Эл, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Очередь на устройство граждан в стационарные организации социального обслуживания по состоянию на 1 января 2016 г. составила 43 человека, или 1,7 процента от числа лиц, получающих социальные услуги (на 1 января 2013 г. - 60 человек, или 2,3 процента).

2.2. Материально-техническая база действующих организаций социального обслуживания Республики Марий Эл ежегодно требует проведения ремонтных работ.

На укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания ежегодно направляются средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, средства от взимания платы за предоставление социальных услуг, привлекаются средства Пенсионного фонда Российской Федерации. В целях приведения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями пожарной безопасности отдельные организации социального обслуживания нуждаются в дальнейшем укреплении материально-технической базы.

В 2016 году из общего числа зданий организаций социального обслуживания (208 зданий) нуждаются в реконструкции 2, здания в аварийном и ветхом состоянии отсутствуют.

2.3. Недостаточно интенсивно развит негосударственный сектор предоставления социальных услуг. В Республике Марий Эл социальные услуги оказываются 49 организациями социального обслуживания. Сеть негосударственных организаций, оказывающих населению социальные услуги, в республике не развита. Вместе с тем функционируют 733 некоммерческие организации, которые реализуют различные проекты, направленные на решение социальных проблем.

В республике реализуется подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы, в рамках которой некоммерческим организациям на основании конкурсного отбора предоставляется финансовая поддержка на реализацию социальных проектов.

Реализация мероприятий, направленных на поддержку некоммерческого сектора, позволит расширить спектр социальных услуг, создаст возможность для развития партнерских отношений социально ориентированных некоммерческих организаций и органов исполнительной власти в решении стоящих перед республикой социальных проблем.

2.4. Низкий уровень доступности социального обслуживания для граждан, проживающих в сельской местности и удаленных районах Республики Марий Эл.

В Республике Марий Эл предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому осуществляется 50 отделениями социальной помощи на дому при 17 комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах республики. Для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, семьям с детьми, проживающим в отдаленных населенных пунктах республики, организована деятельность выездных мобильных бригад. В 2015 году специалистами, входящими в состав мобильных бригад организаций социального обслуживания, организованы 3 018 выездов, обслужены 14 423 гражданина пожилого возраста и инвалида, оказаны 21 848 услуг.

2.5. Недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.

В Республике Марий Эл проживают более 151,7 тыс. граждан пожилого возраста. Социальное обслуживание на дому для граждан является одной из наиболее эффективных форм социальной работы, поскольку весь комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, в конечном счете, обеспечивает им чувство психологического и физического комфорта, а также устраняет ощущение одиночества и изоляции.

В рамках развития альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста запланировано дальнейшее развитие служб социальных работников-сиделок.

Социальное обслуживание на дому, а также услуги сиделок оказывают 17 комплексных центров социального обслуживания населения. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и услуги сиделки могут быть предоставлены и лицам, страдающим легкими психическими расстройствами, при условии прохождения социальными работниками обучения по уходу за лицами, страдающими психическими расстройствами.

В 2015 году в 50 отделениях социальной помощи на дому при 17 комплексных центрах социального обслуживания населения в городах и районах республики социальными работниками обслужены 7 715 человек, из них услугами сиделок воспользовались 144 человека.

2.6. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.

Размер среднемесячной заработной платы социальных работников на 1 января 2016 г. составил 11 850,3 рубля, или 59,2 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Марий Эл <1>. Рост среднемесячной заработной платы социальных работников по отношению к 2012 году составил 189,3 процента (размер среднемесячной заработной платы социальных работников на 1 января 2013 г. - 6 260 рублей).

     ________________

<1> Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".

Снижается среднесписочная численность социальных работников. Так, за 2015 год среднесписочная численность социальных работников составила 714 человек по системе социального обслуживания и 11 человек по системе здравоохранения. По сравнению с 2012 годом среднесписочная численность социальных работников в Республике Марий Эл уменьшилась на 110 человек.

2.7. Современные условия требуют от организаций социального обслуживания семьи и детей изменить подходы к организации работы с семьей и детьми - от заявительного к выявительному принципу работы с семьей, от принципа навязывания решений проблемы в семье извне к заинтересованности самой семьи в выходе из кризиса, от оказания видов помощи, порождающих иждивенчество в семьях, к помощи, направленной на самообеспечение малоимущих семей.

Система работы требует модернизации в сфере социального обслуживания семей с детьми с учетом современных требований государственной политики.

3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Республике Марий Эл системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих в Республике Марий Эл, в социальных услугах.

4. Задачами "дорожной карты" являются:

формирование в Республике Марий Эл эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;

обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания и строительству новых организаций социального обслуживания;

расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;

внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;

повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности и удаленных районах Республики Марий Эл;

сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Республике Марий Эл;

актуализация к 2018 году типовых отраслевых норм труда организаций социального обслуживания;

формирование единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников и внедрения профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;

достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Республики Марий Эл;

проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;

обеспечение перевода работников организаций социального обслуживания, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.

5. Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:

ликвидация к 2018 году очереди в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;

создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;

обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;

увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл;

обеспечение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности и удаленных районах Республики Марий Эл;

обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;

улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;

обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики;

создание единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельности организаций социального обслуживания;

повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.

6. Показатели нормативов "дорожной карты" по Республике Марий Эл указаны в приложении к настоящей "дорожной карте".

7. Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

2013 год (факт)

2014 год (факт)

2015 год (факт)

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

5

6

7

8

Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания

процентов

99,6

99,7

99,9

99,7

99,8

99,8

Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий (от общего количества зданий)

процентов

0,96

0,48

0,48

0,96

0,48

0,48

Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому, человек

человек

0

0

0

0

0

0

Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, человек

человек

57

77

43

30

15

0

Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет

процентов

79,3

50,0

59,4

64,0

60,0

60,0

Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий

человек

131

104

144

150

155

160

Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Республике Марий Эл

процентов

66,0

67,1

68,0

68,5

69,5

70,0

Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности

процентов

89,9

92,0

92,3

92,4

92,5

92,6

Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, и средней заработной платы в Республике Марий Эл

процентов

44,7

58,0

59,2

55,9

89,5

100,0

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период

раз

8

8

8

8

8

8

Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания)

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

1:0,7 - 1:0,5

Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания

процентов

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,5

Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности

процентов

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»