ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 мая 2014 года N 227-р


О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 г. N 165-р



Внести в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 г. N 165-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" следующее изменение:


план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденный указанным выше распоряжением, изложить в новой редакции (прилагается).



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ



"Утвержден
распоряжением
Правительства
Республики Марий Эл
от 21 марта 2013 г. N 165-р
     (в редакции
распоряжения Правительства
Республики Марий Эл
от 13 мая 2014 г. N 227-р)



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"



I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".


Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе стационарозаменяющих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости в формате социального сопровождения.


С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.


Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.


2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.


2.1. Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 г. составила 60 человек, или 2,3 процента от числа лиц, получающих социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания, на 1 января 2014 г. - 57 человек, или 2,4 процента от числа лиц, получающих социальные услуги.


В действующих законодательных актах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются путем описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание самих социальных услуг не конкретизировано.


Современные условия требуют от учреждений социального обслуживания семьи и детей изменить подходы к организации работы с семьей и детьми - от заявительного к выявительному принципу работы с семьей, от принципа навязывания решений проблемы в семье извне к заинтересованности самой семьи в выходе из кризиса, от оказания видов помощи, порождающих иждивенчество в семьях, к помощи, направленной на самообеспечение малоимущих семей.


Система работы требует модернизации в сфере социального обслуживания семей с детьми с учетом современных требований государственной политики.


2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.


Размер среднемесячной заработной платы социальных работников на 1 января 2013 г. составил 6 260 рублей, или 39,1 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Марий Эл. По состоянию на 1 января 2014 г. средняя заработная плата социальных работников составила 8 293,6 рублей, или 44,7 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Республике Марий Эл.


На конец 2012 года штатная численность социальных работников системы социальной защиты составляла 835 человек, за 2013 год среднесписочная численность социальных работников составила 756 человек по системе социальной защиты и 9 человек по системе здравоохранения.


2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания Республики Марий Эл ежегодно требует проведения ремонтных работ.


В 2012 году из общего числа зданий учреждений социального обслуживания (210 зданий) нуждаются в реконструкции 4, здания в аварийном и ветхом состоянии отсутствуют. В 2016 и 2017 годах планируется создание реабилитационного центра для молодых инвалидов на базе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Кокшайский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 30 мест.


2.4. В Республике Марий Эл социальные услуги оказываются 54 учреждениями социального обслуживания населения. Сеть частных учреждений, оказывающих населению социальные услуги, в республике не развита. Вместе с тем функционирует значительное количество некоммерческих организаций, занятых в социальной сфере. В Республике Марий Эл из 768 некоммерческих организаций 23 оказывают различные социальные услуги.


В республике реализуется подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2020 годы, в рамках которой некоммерческим организациям на основании конкурсного отбора предоставляется финансовая поддержка на реализацию социальных проектов.


В конечном итоге реализация мероприятий, направленных на поддержку некоммерческого сектора, позволит расширить спектр социальных услуг, создаст возможность для развития партнерских отношений социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти в решении стоящих перед республикой социальных проблем.


3. Целями "дорожной карты" являются:


совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;


оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, перевода мало востребованных социальных услуг на платную основу, ликвидации непрофильных для социального обслуживания населения подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;


повышение к 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Марий Эл;


создание нормативной правовой базы Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";


укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;


развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;


предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг;


совершенствование нормативных правовых основ функционирования и развития учреждений социального обслуживания семьи и детей для создания правовых условий предоставления семье и детям качественных социальных услуг;


совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей;


разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в области совершенствования управления системой учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям;


информационно-методическое обеспечение путем разработки серий специальных сборников по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовка информационных материалов об опыте работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, улучшение системы статистических показателей, характеризующих уровень развития социального обслуживания семьи и детей.


4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".


4.1. Подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе мониторинга положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем в отрасли.


4.2. Подготовка новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.


4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения (ежегодное обучение не менее 30 процентов работников учреждений социального обслуживания населения с целью увеличения притока кадров в социальные службы за 5 лет не менее чем на 50 процентов от численности работающих в настоящее время).


4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений.


4.5. Сокращение на 5 процентов численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания.


При переходе на новую систему оплаты труда с 1 января 2011 г. проведена оптимизация структуры и штатной численности комплексных центров социального обслуживания населения. В результате проведенных мероприятий сокращена 351 штатная единица, или 10,1 процента от общей численности отрасли.


В результате проведенной оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания в виду невостребованности в услугах и ветхого состояния зданий в 2012 - 2013 годах ликвидированы 3 специальных дома для одиноких престарелых.


4.6. Доведение уровня оплаты труда социальных работников* в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 к 2018 году до 100 процентов от средней заработной платы по Республике Марий Эл.


4.7. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:


реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанной в Республике Марий Эл (без увеличения коечной мощности), в которой запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению качества обслуживания населения, созданию более комфортных условий для проживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях, улучшению состояния материальной базы учреждений социальной защиты к 2018 году;


укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;


привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;


создания правовых условий предоставления семье и детям качественных социальных услуг;


укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»