Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 08.07.2015)

2.1. Специфика процессов социально-экономического развития Республики Марий Эл


Исторически сложилось, что регионы Российской Федерации изначально находились в различных "стартовых условиях" в зависимости от ресурсного потенциала, а также размещенных на их территориях предприятий федерального значения.

Промышленный потенциал Республики Марий Эл в 90-е годы на 80 процентов был ориентирован на производство продукции военного назначения. В настоящее время доля военной продукции составляет 12 - 13 процентов в общем объеме производства.

Республика Марий Эл не располагает запасами углеводородного сырья и природных ископаемых, пригодных для производства экспортно ориентированной продукции.

По основным показателям социально-экономического развития Республика Марий Эл в 2000 году была на последнем месте в Приволжском федеральном округе. Долги республики превышали объемы собственных доходов годового бюджета. Инвестиции, направляемые на развитие экономики и социальной сферы, постоянно сокращались и не превышали уровня 80 - 90 процентов предыдущего года.

В целях выхода из кризисного состояния экономики была разработана и реализована Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002 - 2004 годы, которая была зарегистрирована в Министерстве экономического развития Российской Федерации под номером один. В дальнейшем программа была продолжена на период до 2008 года и успешно реализована.

Для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития республики, укрепления экономической базы, развития социальной сферы, выделения территорий опережающего развития разработана Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года), утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214.

Реализация предлагаемых указанной выше стратегией целей и приоритетов развития республики, комплекса системных решений Правительства Республики Марий Эл способствовала тому, что в последние годы Республика Марий Эл вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа, о чем свидетельствуют основные показатели социально-экономического развития. При этом отдельные показатели развития республики выше, чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.

Данный факт подтверждается рассчитанными за период (2001 - 2013 годы) среднегодовыми показателями прироста ВРП: Республика Марий Эл - 5,4 процента, Приволжский федеральный округ - 4,6 процента, Российская Федерация - 4,8 процента.

Изменения показателей темпа роста промышленного производства Республики Марий Эл, Приволжского федерального округа и Российской Федерации по данным за период 2001 - 2014 годов также указывают на более высокие среднегодовые темпы роста промышленного производства Республики Марий Эл (Республика Марий Эл - 8,7 процента, Приволжский федеральный округ - 3,9 процента, Российская Федерация - 3,4 процента).

Опережающий устойчивый рост промышленного производства объясняется опережающей динамикой инвестиций в основной капитал - среднегодовые темпы роста за период 2001 - 2014 годы составили: в Республике Марий Эл - 15,7 процента, в Приволжском федеральном округе - 7,3 процента, в Российской Федерации - 7,7 процента.

Высокие темпы роста показателей социально-экономического развития республики подтверждаются и данными на душу населения.

Так, показатель "Валовой региональный продукт" на душу населения за 2001 - 2013 годы вырос в 11,9 раза, производство промышленной продукции на душу населения (2001 - 2014 годы) - в 13,9 раза, объем инвестиций в основной капитал на душу населения - в 30,5 раза.

Темпы роста ВРП, производства промышленной, сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал по Республике Марий Эл самые высокие среди регионов Приволжского федерального округа.

Меры, принимаемые Правительством Республики Марий Эл, использование интеллектуального и кадрового потенциала позволили в настоящее время диверсифицировать экономику республики. На территории республики ежегодно реализуется значительное количество инвестиционных проектов, открываются новые производства, в том числе с участием зарубежных партнеров и инвесторов.

Правительством Республики Марий Эл уделяется значительное внимание формированию эффективной инвестиционной политики и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. В республике сформирована законодательная база, обеспечивающая поддержку и права инвесторов, в соответствии с которой на республиканском уровне предоставляются налоговые льготы, субсидии и другие меры государственной поддержки. Региональное законодательство адаптивно изменяется в связи с изменением федерального законодательства в сфере инвестиций или предложениями потенциальных инвесторов.

В республике активно работают и развиваются институты поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства.

С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике активно работает автономная некоммерческая организация "Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл", Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, на базе которой работает Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Республиканский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет".

В 2013 году завершено строительство нового здания для размещения бизнес-инкубатора в г. Йошкар-Оле, на площадях которого начинающим предпринимателям оказываются комплексные услуги по ведению бизнеса.

В 2013 году создана автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиционного развития Республики Марий Эл" - специализированная организация по привлечению инвестиций и взаимодействию с инверторами, которой субъектам инвестиционной деятельности предоставляются сервисные услуги по принципу "одного окна".

В 2012 году в республике утверждено Положение о региональном инвестиционном фонде Республики Марий Эл. Создание данного фонда является новым механизмом финансовой поддержки региональных инициатив по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства и предусматривает привлечение для реализации проектов бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

С целью привлечения внебюджетных средств для создания и реконструкции объектов транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для успешной реализации на территории республики инвестиционных проектов, в настоящее время разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства.

С целью организации производства инновационной продукции для повышения конкурентоспособности экономики в республике сформирован инновационный технологический кластер "Интеллектуальные технологии энергетики высокой эффективности", разрабатывается программа его развития. Указанный кластер входит в состав территории промышленно-производственного типа - Южный промышленный район г. Йошкар-Олы. Развитие кластера планируется осуществлять на условиях государственно-частного партнерства.

Участниками кластера являются закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик", общество с ограниченной ответственностью "Электроконтакт", общество с ограниченной ответственностью "Анвита", общество с ограниченной ответственностью Фирма "Инструмент-Н" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет".

В рамках реализации распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 24 июня 2013 года N 372-р "Об утверждении Концепции создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл" распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 2013 года N 643-р "О создании промышленного (индустриального) парка на территории Республики Марий Эл" принято решение о формировании индустриально-промышленного парка "Южный", площадью не менее 20 тыс. кв. м, который будет размещаться на территории Южного промышленного района.

В настоящее время разработана документация по проекту планировки и межевания территории Южного промышленного района. В проекте планировки Южного промышленного района также предусмотрен земельный участок (4 га) для создания промышленного (индустриального) парка "Южный".

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2014 года N 214-р утверждена Концепция развития промышленного (индустриального) парка "Южный". Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2014 года N 349 утвержден Порядок создания и функционирования индустриальных парков на территории Республики Марий Эл. Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2014 года N 527-р утвержден План первоочередных мероприятий по созданию промышленного (индустриального) парка "Южный".

В 2014 году международным рейтинговым агентством Fitch Ratings подтвержден долгосрочный рейтинг, присвоенный Республике Марий Эл ранее, со "стабильным" инвестиционным прогнозом.

Правительство Республики Марий Эл активно сотрудничает с федеральным центром по привлечению средств в экономику республики. Всего за 2001 - 2014 годы на развитие экономики и социальной сферы привлечены 37,2 млрд. рублей средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, средств открытого акционерного общества "Газпром", средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, из них непосредственно на реализацию федеральных целевых и государственных программ - 13,7 млрд. рублей. В 2014 году объем федеральных средств, поступивших в республику, составил 3,5 млрд. рублей.