РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 июня 2013 года N 372-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫХ (ИНДУСТРИАЛЬНЫХ) ПАРКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.06.2019 N 186.
____________________________________________________________________
В целях реализации распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 года N 770-р "О внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Марий Эл":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл (далее - Концепция).
2. Минпромтрансу Республики Марий Эл совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Марий Эл принять меры по реализации основных положений Концепции.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований в Республике Марий Эл принять участие в реализации основных положений Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Пашина В.П.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫХ (ИНДУСТРИАЛЬНЫХ) ПАРКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Концепция создания и размещения территорий перспективного развития, промышленных (индустриальных) парков на территории Республики Марий Эл (далее - Концепция) разработана во исполнение Закона Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений", распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 года N 770-р "О внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Марий Эл".
При разработке Концепции учтены основные положения Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года), утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214, а также положительный опыт регионов Российской Федерации в части создания благоприятных организационно-экономических, административных, правовых, институциональных условий для привлечения инвестиций и развития промышленных (индустриальных) парков.
Территория перспективного развития - участок территории Республики Марий Эл, являющийся наиболее благоприятным для привлечения инвестиций по созданию производственных и иных объектов, включая инвестиционные площадки и промышленные (индустриальные) парки.
Инвестиционная площадка - часть территории в виде земельного участка, обеспеченная полным или частичным объемом необходимой инфраструктуры (газ, водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.) для реализации инвестиционных проектов.
Промышленный (индустриальный) парк - управляемый единым оператором парка (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать производства и предоставляют условия для эффективной работы.
Инфраструктура промышленного (индустриального) парка - комплекс инженерных, транспортных, коммуникационных, социальных и других объектов, обеспечивающих функционирование промышленного (индустриального) парка.
Управляющая компания промышленного (индустриального) парка - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся собственником или арендатором промышленного (индустриального) парка, уполномоченное осуществлять обустройство, развитие, функционирование и управление промышленным (индустриальным) парком (далее - управляющая компания).
Резидент промышленного (индустриального) парка - субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (инвестор, заказчик, подрядчик, пользователь объектов капитальных вложений и другие лица), осуществляющий производство товаров, оказание услуг и (или) выполнение работ на территории парка на основании инвестиционного соглашения, заключенного с уполномоченным органом, органом местного самоуправления или управляющей компанией промышленного (индустриального) парка (далее - резидент).
Республика Марий Эл обладает инвестиционной привлекательностью и потенциалом для привлечения инвестиций, которые обусловлены совокупностью конкурентных преимуществ республики, таких как выгодное геоэкономическое положение, благоприятные природно-климатические условия, ресурсообеспеченность, развитая транспортная инфраструктура, диверсифицированная экономика и наличие высокотехнологичных производств.
В структуре производимого валового регионального продукта Республики Марий Эл широко представлены такие сферы деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.
Промышленность - ведущая отрасль экономики республики, обеспечивающая 34 процента валового регионального продукта. Республика располагает значительным потенциалом для локализации на ее территории (в том числе в рамках формирования сети промышленных (индустриальных) парков и высокотехнологичных кластеров) большинства звеньев цепочки создания добавленной стоимости в секторах промышленного производства конечной продукции.
Привлекательность инвестирования в республике определяется совокупностью таких факторов, как стабильное политическое положение, современное законодательство, направленное на поддержку инвестиционной деятельности, наличие квалифицированной рабочей силы. Активному развитию инвестиционных процессов способствует проводимая органами исполнительной власти Республики Марий Эл политика в сфере инвестиций.
Инвестиционная политика республики основана на принципах поддержки инвестиций, направленных в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, стимулирующие деловую активность и развитие смежных отраслей экономики.
Основными принципами инвестиционной политики Республики Марий Эл являются:
1. Государственная поддержка инвесторов.
2. Снижение издержек при ведении бизнеса и рисков инвестиций.
3. Активное позиционирование республики на российских и зарубежных рынках.
4. Развитие институтов государственно-частного партнерства.
5. Сочетание стратегического подхода, оперативного реагирования и программного метода управления по результатам.
6. Обеспечение сбалансированности развития республики в целом и отдельных отраслей.
7. Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.
8. Политическая стабильность.
9. Энергоэффективность.
10. Повышение конкурентоспособности республики в целом и отдельных отраслей экономики республики.
В то же время в республике отсутствует или находится в стадии формирования ряд институциональных, правовых и организационных составляющих обеспечения инвестиционной деятельности, в том числе направленной на реализацию политики новой индустриализации экономики региона.
Успешный опыт ряда субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что функционирующие инвестиционные площадки, промышленные (индустриальные) парки играют заметную роль в обеспечении динамичного роста региональной экономики, создании условий для организации новых конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций для модернизации промышленных активов субъектов Российской Федерации.
Реализация инвестиционной политики свидетельствует, что основными требованиями, предъявляемыми инвесторами к указанным территориям для размещения производства, являются:
расположение в границах промышленных территорий;
наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки, развитая транспортная инфраструктура;
наличие и качество трудовых ресурсов;
нахождение земельных участков в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности или не разграниченной государственной собственности на земельные участки;
"совместимость" соседствующих производств и учет их воздействия на окружающую среду.
Одним из экономически оправданных и социально привлекательных направлений является активное проведение целенаправленной работы по созданию новых возможностей для размещения конкурентоспособных производств на территории республики в формате промышленных (индустриальных) парков.
В соответствии с указанными требованиями в настоящее время на территории республики реализуется проект по развитию Южного промышленного района.
Важным этапом проводимой работы в указанном направлении по стимулированию привлечения инвестиций в экономику республики стало формирование перспективных инвестиционных площадок, инициированных Правительством Республики Марий Эл и бизнес-сообществом.
Основными целями Концепции являются:
формирование условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития Республики Марий Эл на основе создания конкурентоспособных производств в границах перспективных территорий развития инвестиционных площадок, промышленных (индустриальных) парков, привлекательных для инвесторов;
формирование механизмов эффективного удовлетворения спроса инвесторов на инвестиционные площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующего сервиса, повышения качества жизни населения, сглаживания дифференциации в уровнях развития муниципальных образований в республике посредством улучшения инвестиционного и инновационного климата;
обеспечение конкурентоспособных предложений по привлечению инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности в развитие промышленных активов в формате создания промышленных (индустриальных) парков на территории республики;
повышение занятости населения муниципальных образований в республике, создание современных высокотехнологичных предприятий.
Конечной целью реализации Концепции является обеспечение ежегодного прироста объема промышленного производства и инвестиций в основной капитал, привлекаемых в экономику республики, а также создание инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков.
Достижение поставленных целей будет обеспечиваться на основе решения следующих основных задач:
реализация мероприятий, направленных на вовлечение органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и заинтересованных ресурсоснабжающих организаций в обеспечение территорий (земельных участков) необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, в целях создания инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков;
обоснование территориально-пространственного размещения перспективных территорий развития, промышленных (индустриальных) парков в соответствии с приоритетами Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года), утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214;
формирование инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности на республиканском и муниципальном уровнях, ориентированной на создание и развитие инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков в республике;
обеспечение стабильности институциональных условий инвестиционной деятельности в течение всего периода создания инфраструктуры и обустройства инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков;
создание и развитие республиканской системы подготовки и переподготовки специалистов для инвестиционной сферы республики, в том числе для обеспечения эффективного функционирования и динамичного развития промышленных (индустриальных) парков республики.
Концепция предусматривает соблюдение следующих принципов:
обеспечение сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития республики;
рациональность использования научно-промышленного потенциала, земельных, природных и трудовых ресурсов территорий республики;
соответствие функционального использования территорий муниципальных образований в республике их ресурсному потенциалу;
стабильность условий инвестиционной деятельности;
разграничение полномочий и ответственности всех участников процесса создания и развития территорий перспективного развития и промышленных (индустриальных) парков;
приоритетность и этапность создания промышленных (индустриальных) парков с учетом экономического зонирования и относительной стоимости территорий;
эффективность размещения производительных сил на перспективных территориях развития и промышленных (индустриальных) парках для социально-экономического развития республики;
сохранение и улучшение качества окружающей среды на территории республики;
соблюдение Закона Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года N 45-З "Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве" при создании промышленных (индустриальных) парков.
К важнейшим условиям создания инвестиционных площадок и промышленных (индустриальных) парков относится:
соблюдение баланса интересов государства и бизнеса посредством формирования при государственной поддержке инфраструктурных элементов;
использование бюджетных средств в качестве катализатора привлечения инвестиций из других источников финансирования;
повышение инвестиционной привлекательности за счет предоставления льгот и преференций, но в большей степени за счет предоставления потенциальным инвесторам и резидентам качественных, конкурентных ресурсов (инновационных, инфраструктурных, кадровых, субконтрактных).
Существующие производственные площадки и незастроенные свободные земельные участки с учетом специализации, места расположения в промышленно активных и инвестиционно привлекательных районах республики, обеспеченности квалифицированными кадрами создают широкий ассортимент возможностей для привлечения новых инвесторов. Приход крупных инвесторов и самостоятельное решение ими вопросов инфраструктурного обеспечения развития собственного бизнеса на перспективных территориях, а также образование (как правило) резервов мощностей по электро-, газо-, водоснабжению на указанных территориях создают благоприятные условия для локализации по соседству с крупными предприятиями объектов малого и среднего предпринимательства и существенного снижения для последних расходов на инженерную и транспортную инфраструктуру.