Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2007 года N 214

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 17.01.2018 N 12.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.02.2009 N 29, от 19.07.2010 N 186, от 21.07.2011 N 217, от 05.12.2011 N 388)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепления экономической базы развития социальной сферы, выделения зон хозяйственной активности и точек приоритетного развития Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл.

2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 N 186.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл разработать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований на основе определения территориальных точек роста (проектов развития), основанных на собственных возможностях, ресурсах, доходах и их эффективном использовании.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г.

(п. 4 в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 N 217)

Глава Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 31 августа 2007 года N 214

СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

(в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.02.2009 N 29, от 19.07.2010 N 186, от 05.12.2011 N 388)

ВВЕДЕНИЕ


Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Марий Эл.

Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008 - 2025 гг.).

В Стратегии конкретизируются варианты социально-экономического развития Республики Марий Эл, определяются возможные цели социально-экономического развития республики, пути и средства достижения указанных целей.

Являясь неотъемлемым элементом системы стратегического планирования, призванной обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся условиям и эффективное функционирование социально-экономического комплекса Республики Марий Эл в долгосрочной перспективе, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:

принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающей комплекс стратегических целей развития;

принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;

принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития республики как субъекта Российской Федерации;

принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов Республики Марий Эл с учетом возможных изменений условий;

принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;

принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми субъектами социально-экономических процессов республики относительно стратегических целей и приоритетов развития и др. (принцип легитимности, принцип демократичности, принцип первого лица и др.).

Настоящая Стратегия базируется на ключевых направлениях региональной политики Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики (до 2025 года) Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического и социального развития республики, отдельных отраслей и секторов рынка, другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.

Конечная цель Стратегии - рост благосостояния населения республики.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ


 1.1. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Республики Марий Эл*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

К основным факторам, характеризующим экономико-географическое положение республики (приложение N 1, рис. 1*), можно отнести:

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

расположение республики в центре России;

близость к транспортным магистралям федерального значения;

выгодное расположение основных природных богатств республики (леса, сельскохозяйственных угодий) к потенциальным потребителям сырья;

важное значение территории республики для решения природоохранных задач федерального и межрегионального уровня, в частности, связанных с состоянием бассейна Волги и крупных лесных массивов;

прохождение через территорию республики магистральных газо- и нефтепроводов.

Специфика организации территории республики во многом связана с характером размещения природных ресурсов (приложение N 1, рис. 2*).

________________
     * Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Площадь лесных земель в 2006 году составила 1412 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью 1301,6 тыс. га, которые в основном расположены на западе республики и в центральной ее части.

Лесохозяйственную деятельность по использованию и восстановлению лесного фонда на территории Республики Марий Эл осуществляет 21 лесхоз. В ведении лесхозов находится 675,0 тыс. га лесов первой и второй групп, возможных для эксплуатации, с общим запасом древесины более 100 млн. куб. м, из них спелые и перестойные составляют около 20 процентов (приложение N 1, рис. 3*).

________________
     * Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Самыми большими запасами древесины обладают Килемарский, Волжский, Пригородный и Кокшайский лесхозы.

На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др. (приложение N 1, рис. 4*).

________________
     * Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

По количеству разведанных запасов, качеству кварцевых песков и их прогнозным ресурсам Республика Марий Эл занимает одно из первых мест в европейской части России. Исходя из разведанных запасов стекольных песков, одной из привлекательных и перспективных отраслей промышленности в ближайшие годы может стать стекольная промышленность.

Расположение месторождений и перспективных прогнозных участков вблизи железной дороги и судоходных рек позволяет снизить расходы на их транспортировку к потребителям и при благоприятных горно-технических условиях сделать продукцию карьеров конкурентоспособной.

В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург.

Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильная дорога Йошкар-Ола - Зеленодольск (А-397), автомагистраль "Вятка" (А-119) и участок автомагистрали, проходящей через Чебоксарскую гидроэлектростанцию и связывающей г. Чебоксары с г. Казанью, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Йошкар-Ола - Зеленый Дол; Йошкар-Ола - Яранск), судоходные пути по рекам Волге и Ветлуге (приложение N 1, рис. 5*).

________________
     * Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет р. Ветлуга.

 1.2. Специфика процессов социально-экономического развития Республики Марий Эл


Обращаясь к социально-экономическому положению Республики Марий Эл, необходимо отметить, что в республике наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения (приложение N 1, рис. 6*).

________________
     * Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Этот факт наглядно подтверждает рейтинг оценки динамики основных показателей социально-экономического положения регионов Приволжского федерального округа за 2006 год. Так, по индексу промышленного производства республика заняла 1 место среди регионов Приволжского федерального округа, по темпу роста заработной платы - 2 место, по темпу ввода в действие жилых домов - 2 место, по индексу физического объема инвестиций в основной капитал - 4 место.

 Основные показатели социально-экономического положения регионов Приволжского федерального округа за 2006 г.

 Наименование

 показателя  

 Периоды  

Рес-

пуб-

лика

Ма-

рий

 Эл  

 Рес-

 пуб-

 лика

Мордо-

 вия  

Чуваш-

 ская

 Рес-

 пуб-

 лика

Улья-

 нов-

 ская

 об-

ласть

Пензен-

 ская

 об-

 ласть

Киров-

 ская

 об-

ласть

Удмурт-

 ская

 рес-

 пуб-

 лика  

Орен-

бург-

ская

 об-

ласть

Сара-

тов-

ская

 об-

ласть

Перм-

ский

край

Самар-

 ская

 об-

ласть

Ниже-

город-

 ская

 об-

ласть

 Рес-

 пуб-

 лика

Татар-

 стан

Рес-

пуб-

лика

Баш-

кор-

тос-

 тан

Индекс

промышленного

производства,

в процентах к

соответст-

вующему

периоду

прошлого года

 январь -

 декабрь  

117,3

112,0

115,9

103,7

 108,3

108,5

 101,3

107,6

107,0

101,1

105,0

108,5

107,1

106,0

Рейтинг       

 1  

 3   

 2   

 11

 5   

 4   

 12   

 6  

 8  

 13  

 10  

 4   

 7   

 9  

Индекс

физического

объема

инвестиций в

основной

капитал, в

процентах к

соответст-

вующему

периоду

прошлого года

 январь -

 декабрь  

119,8

118,8

119,5

133,7

 136,7

132,8

 104,5

106,0

101,0

115,1

115,5

117,8

 99,2

109,6

Рейтинг       

 4  

 6   

 5   

 2  

 1   

 3   

 12   

 11  

 13  

 9  

 8   

 7   

 14  

 10  

Среднемесячная

начисленная

заработная

плата, в

процентах к

соответст-

вующему

периоду

прошлого года

 январь -

 декабрь  

127,0

126,0

124,7

124,4

 125,7

125,3

 122,1

124,6

125,6

124,5

124,2

125,8

128,1

125,3

Рейтинг       

 2  

 3   

 9   

 12

 5   

 7   

 14   

 10  

 6  

 11  

 13  

 4   

 1   

 8  

Ввод в

действие жилых

домов, в

процентах к

соответст-

вующему

периоду

прошлого года

 январь -

 декабрь  

125,8

117,9

116,6

113,1

 127,9

118,9

 113,1

113,1

118,0

108,9

 75,3

108,9

108,4

106,0

Рейтинг       

 2  

 5   

 6   

 7  

 1   

 3   

 7   

 7  

 4  

 8  

 11  

 8   

 9   

 10  

Уровень

официально

зарегистри-

рованной

безработицы, в

процентах к

соответст-

вующему

периоду

прошлого года

 на

01.01.2007

 1,40

 1,50

 1,80

 2,30

 1,30  

 1,80

 2,20  

1,00

1,70

1,40

 1,40

 0,74

 1,40

1,40

Рейтинг       

 4  

 5   

 7   

 9  

 3   

 7   

 8   

 2  

 6  

 4  

 4   

 1   

 4   

 4  


Продолжает повышаться уровень жизни населения.

Денежные доходы населения в расчете на одного человека в 2006 году составили 4769,4 рубля и увеличились по сравнению с 2000 годом в 4,5 раза.

 Среднедушевые денежные доходы в месяц и величина прожиточного минимума, рублей*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 2006 год, составила 6343,5 рубля и по сравнению с 2000 годом возросла в 5,4 раза.

По темпам роста заработной платы республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 13 место, в 2006 году - 2 место.

 Среднемесячная заработная плата, рублей*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

С 2002 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности безработных граждан. Общая численность безработных уменьшилась с 52,3 тыс. человек в 2002 году до 36,9 тыс. человек в 2006 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2006 года составил 1,41 процента к численности экономически активного населения, что на один процентный пункт ниже уровня 2002 года.

На потребительском рынке республики отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2,1 раза.

 Оборот розничной торговли, в процентах к предыдущему году*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

За 2006 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 37,3 процента по сравнению с уровнем 2005 года, объем платных услуг - на 8 процентов.

Важнейшей задачей, определенной Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации. Демографические процессы в Республике Марий Эл, как и в России в целом, остаются сложными. Численность постоянного населения Республики Марий Эл на 1 января 2007 г. (по оценке) составила 704,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующей датой 2006 года на 4,8 тыс. человек. Сокращение произошло за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.

С 2000 года в динамике показателей рождаемости в республике наметились положительные тенденции. По сравнению с 1999 годом, ставшим "точкой абсолютного минимума", в последние годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего коэффициента рождаемости. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 родившихся на 1000 человек населения в 1999 году до 10,6 в 2006 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»