ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2007 года N 214
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 17.01.2018 N 12.
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.02.2009 N 29, от 19.07.2010 N 186, от 21.07.2011 N 217, от 05.12.2011 N 388)
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Марий Эл, укрепления экономической базы развития социальной сферы, выделения зон хозяйственной активности и точек приоритетного развития Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 N 186.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл разработать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований на основе определения территориальных точек роста (проектов развития), основанных на собственных возможностях, ресурсах, доходах и их эффективном использовании.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г.
(п. 4 в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 N 217)
Глава Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
(в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.02.2009 N 29, от 19.07.2010 N 186, от 05.12.2011 N 388)
Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Марий Эл.
Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008 - 2025 гг.).
В Стратегии конкретизируются варианты социально-экономического развития Республики Марий Эл, определяются возможные цели социально-экономического развития республики, пути и средства достижения указанных целей.
Являясь неотъемлемым элементом системы стратегического планирования, призванной обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся условиям и эффективное функционирование социально-экономического комплекса Республики Марий Эл в долгосрочной перспективе, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:
принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающей комплекс стратегических целей развития;
принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;
принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития республики как субъекта Российской Федерации;
принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов Республики Марий Эл с учетом возможных изменений условий;
принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;
принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми субъектами социально-экономических процессов республики относительно стратегических целей и приоритетов развития и др. (принцип легитимности, принцип демократичности, принцип первого лица и др.).
Настоящая Стратегия базируется на ключевых направлениях региональной политики Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики (до 2025 года) Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического и социального развития республики, отдельных отраслей и секторов рынка, другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.
Конечная цель Стратегии - рост благосостояния населения республики.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
К основным факторам, характеризующим экономико-географическое положение республики (приложение N 1, рис. 1*), можно отнести:
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
расположение республики в центре России;
близость к транспортным магистралям федерального значения;
выгодное расположение основных природных богатств республики (леса, сельскохозяйственных угодий) к потенциальным потребителям сырья;
важное значение территории республики для решения природоохранных задач федерального и межрегионального уровня, в частности, связанных с состоянием бассейна Волги и крупных лесных массивов;
прохождение через территорию республики магистральных газо- и нефтепроводов.
Специфика организации территории республики во многом связана с характером размещения природных ресурсов (приложение N 1, рис. 2*).
________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Площадь лесных земель в 2006 году составила 1412 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью 1301,6 тыс. га, которые в основном расположены на западе республики и в центральной ее части.
Лесохозяйственную деятельность по использованию и восстановлению лесного фонда на территории Республики Марий Эл осуществляет 21 лесхоз. В ведении лесхозов находится 675,0 тыс. га лесов первой и второй групп, возможных для эксплуатации, с общим запасом древесины более 100 млн. куб. м, из них спелые и перестойные составляют около 20 процентов (приложение N 1, рис. 3*).
________________
* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Самыми большими запасами древесины обладают Килемарский, Волжский, Пригородный и Кокшайский лесхозы.
На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др. (приложение N 1, рис. 4*).
________________
* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
По количеству разведанных запасов, качеству кварцевых песков и их прогнозным ресурсам Республика Марий Эл занимает одно из первых мест в европейской части России. Исходя из разведанных запасов стекольных песков, одной из привлекательных и перспективных отраслей промышленности в ближайшие годы может стать стекольная промышленность.
Расположение месторождений и перспективных прогнозных участков вблизи железной дороги и судоходных рек позволяет снизить расходы на их транспортировку к потребителям и при благоприятных горно-технических условиях сделать продукцию карьеров конкурентоспособной.
В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург.
Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильная дорога Йошкар-Ола - Зеленодольск (А-397), автомагистраль "Вятка" (А-119) и участок автомагистрали, проходящей через Чебоксарскую гидроэлектростанцию и связывающей г. Чебоксары с г. Казанью, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Йошкар-Ола - Зеленый Дол; Йошкар-Ола - Яранск), судоходные пути по рекам Волге и Ветлуге (приложение N 1, рис. 5*).
________________
* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет р. Ветлуга.
Обращаясь к социально-экономическому положению Республики Марий Эл, необходимо отметить, что в республике наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения (приложение N 1, рис. 6*).
________________
* Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Этот факт наглядно подтверждает рейтинг оценки динамики основных показателей социально-экономического положения регионов Приволжского федерального округа за 2006 год. Так, по индексу промышленного производства республика заняла 1 место среди регионов Приволжского федерального округа, по темпу роста заработной платы - 2 место, по темпу ввода в действие жилых домов - 2 место, по индексу физического объема инвестиций в основной капитал - 4 место.
Наименование показателя | Периоды | Рес- пуб- лика Ма- рий Эл | Рес- пуб- лика Мордо- вия | Чуваш- ская Рес- пуб- лика | Улья- нов- ская об- ласть | Пензен- ская об- ласть | Киров- ская об- ласть | Удмурт- ская рес- пуб- лика | Орен- бург- ская об- ласть | Сара- тов- ская об- ласть | Перм- ский край | Самар- ская об- ласть | Ниже- город- ская об- ласть | Рес- пуб- лика Татар- стан | Рес- пуб- лика Баш- кор- тос- тан |
Индекс промышленного производства, в процентах к соответст- вующему периоду прошлого года | январь - декабрь | 117,3 | 112,0 | 115,9 | 103,7 | 108,3 | 108,5 | 101,3 | 107,6 | 107,0 | 101,1 | 105,0 | 108,5 | 107,1 | 106,0 |
Рейтинг | 1 | 3 | 2 | 11 | 5 | 4 | 12 | 6 | 8 | 13 | 10 | 4 | 7 | 9 | |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к соответст- вующему периоду прошлого года | январь - декабрь | 119,8 | 118,8 | 119,5 | 133,7 | 136,7 | 132,8 | 104,5 | 106,0 | 101,0 | 115,1 | 115,5 | 117,8 | 99,2 | 109,6 |
Рейтинг | 4 | 6 | 5 | 2 | 1 | 3 | 12 | 11 | 13 | 9 | 8 | 7 | 14 | 10 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата, в процентах к соответст- вующему периоду прошлого года | январь - декабрь | 127,0 | 126,0 | 124,7 | 124,4 | 125,7 | 125,3 | 122,1 | 124,6 | 125,6 | 124,5 | 124,2 | 125,8 | 128,1 | 125,3 |
Рейтинг | 2 | 3 | 9 | 12 | 5 | 7 | 14 | 10 | 6 | 11 | 13 | 4 | 1 | 8 | |
Ввод в действие жилых домов, в процентах к соответст- вующему периоду прошлого года | январь - декабрь | 125,8 | 117,9 | 116,6 | 113,1 | 127,9 | 118,9 | 113,1 | 113,1 | 118,0 | 108,9 | 75,3 | 108,9 | 108,4 | 106,0 |
Рейтинг | 2 | 5 | 6 | 7 | 1 | 3 | 7 | 7 | 4 | 8 | 11 | 8 | 9 | 10 | |
Уровень официально зарегистри- рованной безработицы, в процентах к соответст- вующему периоду прошлого года | на 01.01.2007 | 1,40 | 1,50 | 1,80 | 2,30 | 1,30 | 1,80 | 2,20 | 1,00 | 1,70 | 1,40 | 1,40 | 0,74 | 1,40 | 1,40 |
Рейтинг | 4 | 5 | 7 | 9 | 3 | 7 | 8 | 2 | 6 | 4 | 4 | 1 | 4 | 4 |
Продолжает повышаться уровень жизни населения.
Денежные доходы населения в расчете на одного человека в 2006 году составили 4769,4 рубля и увеличились по сравнению с 2000 годом в 4,5 раза.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 2006 год, составила 6343,5 рубля и по сравнению с 2000 годом возросла в 5,4 раза.
По темпам роста заработной платы республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 13 место, в 2006 году - 2 место.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
С 2002 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности безработных граждан. Общая численность безработных уменьшилась с 52,3 тыс. человек в 2002 году до 36,9 тыс. человек в 2006 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2006 года составил 1,41 процента к численности экономически активного населения, что на один процентный пункт ниже уровня 2002 года.
На потребительском рынке республики отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2,1 раза.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
За 2006 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 37,3 процента по сравнению с уровнем 2005 года, объем платных услуг - на 8 процентов.
Важнейшей задачей, определенной Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации. Демографические процессы в Республике Марий Эл, как и в России в целом, остаются сложными. Численность постоянного населения Республики Марий Эл на 1 января 2007 г. (по оценке) составила 704,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующей датой 2006 года на 4,8 тыс. человек. Сокращение произошло за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.
С 2000 года в динамике показателей рождаемости в республике наметились положительные тенденции. По сравнению с 1999 годом, ставшим "точкой абсолютного минимума", в последние годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего коэффициента рождаемости. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 родившихся на 1000 человек населения в 1999 году до 10,6 в 2006 году.