Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2015 года N 282


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 7 МАЯ 2013 ГОДА N 214

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27.12.2018 N 416.
____________________________________________________________________


Правительство Республики Калмыкия постановляет:

Внести изменения в Государственную программу "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года N 214 "О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", изложив ее в новой редакции согласно Приложению.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ





Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 29 июля 2015 года N 282

"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 7 мая 2013 года N 214



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ Государственной программы Республики Калмыкия

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Соисполнители программы

Отсутствуют

Участники программы

Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия;
Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия (по согласованию);
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия;
Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия
Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия;
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия;
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Администрации районных муниципальных образований и г. Элисты

Подпрограммы программы

подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования";
подпрограмма "Развитие системы общего образования";
подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей";
подпрограмма "Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования";
подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";
подпрограмма "Безопасность образовательной организации";
подпрограмма "Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
подпрограмма "Развитие науки Республики Калмыкия";
подпрограмма "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия";
подпрограмма "Сохранение и развитие калмыцкого языка";
подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы"

Программно-целевые инструменты программы

Ведомственные целевые программы (до 1 января 2015 г.):
"Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012 - 2014 гг.", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 14 мая 2012 г. N 491;
"Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012 - 2014 гг." в рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 30 декабря 2011 г. N 1132;
"Развитие технологии укрупнения дидактических единиц в Республике Калмыкия на 2012 - 2014 гг.", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 7 сентября 2012 г. N 862;
Комплексная программа по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 марта 2014 г. N 93.

Цели программы

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся

Задачи программы

Развитие инфраструктуры системы образования;
развитие системы дошкольного образования;
развитие системы поддержки талантливых детей;
обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;
развитие новых организационно-финансовых механизмов через внедрение методов и процедур управления по результатам, расширение самостоятельности образовательных организаций;
совершенствование учительского корпуса;
развитие региональной системы оценки качества образования;
обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение условий общественной безопасности на территории республики, в том числе профилактика правонарушений;
развитие кадрового потенциала науки, эффективное восполнение и повышение квалификации научно-исследовательских кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации талантливых обучающихся в научной сфере.

Целевые индикаторы и показатели программы

Доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся;
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и адресным моделям повышения квалификации, в общей численности педагогов;
доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных различными формами дошкольного образования, в общей численности детей, нуждающихся в дошкольном образовании;
доля детей школьного возраста, охваченных дополнительным образованием, от общего числа детей школьного возраста;
доля обучающихся в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся в организациях среднего профессионального образования

Этапы и сроки реализации программы

I этап: 2013 - 2014 гг.
II этап: 2015 - 2017 гг.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общая сумма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 13 899 417,6 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2013 год - 3 215 219,7 тыс. руб.;
2014 год - 2 921 151,8 тыс. руб.;
2015 год - 2 677 938,4 тыс. руб.;
2016 год - 2 523 553,3 тыс. руб.;
2017 год - 2 561 554,4 тыс. руб.,
в том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет - 730 677,3 тыс. руб.;
республиканский бюджет - 12 445 814,2 тыс. руб.,
местные бюджеты - 720 926,1 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 2 000,0 тыс. руб.,
в том числе действующие расходные обязательства республиканского бюджета - 12 445 814,2 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2013 год - 2 124 928,9 тыс. руб.;
2014 год - 2 655 434,9 тыс. руб.;
2015 год - 2 594 833,4 тыс. руб.;
2016 год - 2 516 584,4 тыс. руб.;
2017 год - 2 554 032,6 тыс. руб.,
в том числе по подпрограммам:
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" - 2 843 608,3 тыс. руб.;
подпрограмма "Развитие системы общего образования" - 9 002 650,6 тыс. руб.;
подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей" - 173 230,1 тыс. руб.;
подпрограмма "Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования" - 1 059 249,3 тыс. руб.;
подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" - 120 208,0 тыс. руб.;
подпрограмма "Безопасность образовательной организации" - 47 695,5 тыс. руб.;
подпрограмма "Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 459 074,6 тыс. руб.;
подпрограмма "Развитие науки Республики Калмыкия" - 93 806,2 тыс. руб.;
подпрограмма "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия" - 2 060,8 тыс. руб.;
подпрограмма "Сохранение и развитие калмыцкого языка" - 5 986,1 тыс. руб.;
подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" - 91 638,1 тыс. руб.;
РЦП "О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013 - 2017 годы" - 200,0 тыс. руб.;
РЦП - "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2011 - 2013 годы" - 10,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации государственной программы в 2017 году будет обеспечено достижение следующих результатов:
доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся, будет увеличена до 73%;
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и адресным моделям повышения квалификации, в общей численности педагогов будет увеличена до 70%;
доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных различными формами дошкольного образования, в общей численности детей, нуждающихся в дошкольном образовании, составит 65%;
доля детей школьного возраста, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей школьного возраста, будет увеличена до 70%;
доля обучающихся в организациях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся в организациях среднего профессионального образования, составит 100%.


      I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в сфере образования и прогноз развития


Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" (далее - государственная программа) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 г., Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105 "О Порядке разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Калмыкия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия".

Важными аспектами реализации мероприятий государственной программы являются мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проектов модернизации общего и дошкольного образования.

Основными положительными фактами, обеспечивающими функционирование и развитие системы образования в республике, являются:

развитие образовательных интересов личности, сохранение и поддержка национальных культур, традиций и особенностей многонациональной Республики Калмыкия;

совершенствование качественного разнообразия сети образовательных организаций (различных организационно-правовых форм, типов и видов), укрепление их материально-технической базы;

обеспечение образовательных организаций всех видов и типов педагогическими кадрами, организация подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования, совершенствование системы их аттестации;

расширение опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных организаций как центров модернизации образования, оказание им научно-методической поддержки и приоритетного материально-технического оснащения;

внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения и воспитания.


1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования

Система образования Республики Калмыкия по состоянию на 1 декабря 2013 года была представлена 158 муниципальными общеобразовательными организациями с численностью 31,7 тыс. обучающихся, 2 вечерними школами, 110 детскими дошкольными организациями с охватом 13,0 тыс. воспитанников, 36 муниципальными организациями дополнительного образования, в которых занимаются 12,2 тыс. школьников. В республике функционировали 2 оздоровительных образовательных организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 3 специальные (коррекционные) образовательные школы, 1 специальная (коррекционная) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 образовательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 республиканских организаций дополнительного образования детей, 2 частных общеобразовательных организации и 2 негосударственных организации дошкольного образования. В 14 инновационных общеобразовательных организациях накоплен позитивный опыт работы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совершенствуется система социальной и моральной поддержки школьников, проявляющих особые успехи в учебной, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.

Реализация проекта "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" позволила создать условия для организации современной модели успешной социализации детей в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и реализации индивидуальных образовательных программ для 50 учащихся в 2011 году, дополнительно для 80 учащихся - в 2012 году, в 2013 г. - 10 учащихся. Всего с 2009 по 2015 годы в проект было включено 220 детей с ограниченными возможностями здоровья.

По состоянию на 1 января 2015 года в Республике Калмыкия функционируют 160 муниципальных, 2 частных и 8 казенных общеобразовательных организаций с численностью 32460 обучающихся, 118 дошкольных образовательных организаций (в том числе 2 частные дошкольные образовательные организации) с численностью 15794 воспитанника, 38 муниципальных и 11 республиканских организаций дополнительного образования детей с охватом 13597 обучающихся.

Важным аспектом реализации проекта модернизации общего образования является укрепление материально-технической базы образовательной сети, создание безопасных условий осуществления образовательного процесса. По состоянию на 1 января 2015 года 100% школ обеспечено подключением к Интернету, планомерно проводятся мероприятия по обеспечению мер противопожарной безопасности.

Дошкольное образование республики за последний период обрело системные характеристики целостности, структурности, правовой и нормативной основательности, открытости обществу, повышенного спроса, перспективности развития. Качественные преобразования республиканской системы дошкольного образования подтверждают функционирующие в республике инновационные дошкольные организации, обеспечивающие превышение государственного образовательного стандарта (центры развития). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных организациях не удается. Существующее видовое разнообразие образовательных организаций в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.

Организации дополнительного образования детей вместе с другими образовательными организациями составляют разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства.

Государственная политика в сфере науки направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Создаются благоприятные условия для развития научной системы и ее поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.

Развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием, введена система профильного обучения на старшей ступени общего образования, организуется предпрофильная подготовка на ступени основного (общего) образования. По состоянию на 1 января 2015 года 70% образовательных организаций реализуют данные приоритетные направления.

Таким образом, сформирована устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития сферы образования. Вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы модернизации республиканской системы образования, в т.ч.:

содержание образования и технологий обучения не всегда соответствует общественным запросам и потребностям социально-экономического развития республики;

ухудшение здоровья обучающихся;

неравнозначные условия доступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей в реализации способностей и их потенциальном раскрытии;

утрата традиционных коммуникативных функций родного языка;

дефицит мест в дошкольных образовательных организациях, проблема доступности дошкольного образования;

нехватка квалифицированных специалистов в образовательных организациях, расположенных в отдаленных сельских местностях;

износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных организаций, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, не соответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;

недостаточное оснащение образовательных организаций учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых.

Объективные причины возникновения проблем связаны с изменением требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, потребностями информационного общества и инновационной экономики. Существуют противоречия между масштабностью, сжатыми сроками модернизации и низкими темпами внедрения системных изменений в образовательных организациях, между обновлением федерального законодательства об образовании и его реализацией.


1.2. Прогноз развития системы образования на период до 2017 года


Обозначенные проблемы требуют осуществления эффективных технических и организационных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли. Необходимо обеспечить лидирующие позиции в сфере образования за счет государственных и частных расходов на образование; обновления нормативной правовой базы, подготовки кадров и повышения квалификации руководителей, педагогов и общественных управляющих; электронного мониторинга, обеспечивающего доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными организациями и муниципальными органами управления образованием.

Реализация государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:

обновление содержания и технологий обучения на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

расширение возможностей самореализации обучающихся, развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, привлечение обучающихся к научной деятельности;

продолжение работы по сетевому взаимодействию, дистанционному обучению и реализации индивидуальных образовательных программ;

поддержка развития негосударственных дошкольных образовательных организаций и семейных детских садов на основе государственно-частного партнерства;

реконструкция старых и строительство новых дошкольных образовательных организаций, отвечающих современным требованиям;

формирование структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы республики, увеличение объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;

формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков;

поддержка научных исследований молодых ученых.

Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать средства на развитие системы образования, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов, контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения государственной программы.


II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы


      2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы

Приоритетом государственной образовательной политики является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, расширенных возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Важным моментом также является укрепление единства образовательного пространства, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик управления образованием.


2.2. Цели и задачи реализации государственной программы

Целями реализации государственной программы являются:

повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

Для достижения указанных целей в государственной программе определен комплекс задач, направленных на:

развитие инфраструктуры системы образования;

развитие системы дошкольного образования;

развитие системы поддержки талантливых детей;

обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»