ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 года N 282
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 7 МАЯ 2013 ГОДА N 214
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27.12.2018 N 416.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Внести изменения в Государственную программу "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года N 214 "О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", изложив ее в новой редакции согласно Приложению.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 29 июля 2015 года N 282
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 7 мая 2013 года N 214
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
ПАСПОРТ Государственной программы Республики Калмыкия
Ответственный исполнитель программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
Соисполнители программы | Отсутствуют |
Участники программы | Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия; |
Подпрограммы программы | подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования"; |
Программно-целевые инструменты программы | Ведомственные целевые программы (до 1 января 2015 г.): |
Цели программы | Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; |
Задачи программы | Развитие инфраструктуры системы образования; |
Целевые индикаторы и показатели программы | Доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся; |
Этапы и сроки реализации программы | I этап: 2013 - 2014 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общая сумма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 13 899 417,6 тыс. руб., |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации государственной программы в 2017 году будет обеспечено достижение следующих результатов: |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в сфере образования и прогноз развития
Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" (далее - государственная программа) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 г., Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105 "О Порядке разработки, реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Калмыкия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия".
Важными аспектами реализации мероприятий государственной программы являются мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проектов модернизации общего и дошкольного образования.
Основными положительными фактами, обеспечивающими функционирование и развитие системы образования в республике, являются:
развитие образовательных интересов личности, сохранение и поддержка национальных культур, традиций и особенностей многонациональной Республики Калмыкия;
совершенствование качественного разнообразия сети образовательных организаций (различных организационно-правовых форм, типов и видов), укрепление их материально-технической базы;
обеспечение образовательных организаций всех видов и типов педагогическими кадрами, организация подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования, совершенствование системы их аттестации;
расширение опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных организаций как центров модернизации образования, оказание им научно-методической поддержки и приоритетного материально-технического оснащения;
внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения и воспитания.
1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования
Система образования Республики Калмыкия по состоянию на 1 декабря 2013 года была представлена 158 муниципальными общеобразовательными организациями с численностью 31,7 тыс. обучающихся, 2 вечерними школами, 110 детскими дошкольными организациями с охватом 13,0 тыс. воспитанников, 36 муниципальными организациями дополнительного образования, в которых занимаются 12,2 тыс. школьников. В республике функционировали 2 оздоровительных образовательных организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 3 специальные (коррекционные) образовательные школы, 1 специальная (коррекционная) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 образовательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 республиканских организаций дополнительного образования детей, 2 частных общеобразовательных организации и 2 негосударственных организации дошкольного образования. В 14 инновационных общеобразовательных организациях накоплен позитивный опыт работы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совершенствуется система социальной и моральной поддержки школьников, проявляющих особые успехи в учебной, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.
Реализация проекта "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" позволила создать условия для организации современной модели успешной социализации детей в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и реализации индивидуальных образовательных программ для 50 учащихся в 2011 году, дополнительно для 80 учащихся - в 2012 году, в 2013 г. - 10 учащихся. Всего с 2009 по 2015 годы в проект было включено 220 детей с ограниченными возможностями здоровья.
По состоянию на 1 января 2015 года в Республике Калмыкия функционируют 160 муниципальных, 2 частных и 8 казенных общеобразовательных организаций с численностью 32460 обучающихся, 118 дошкольных образовательных организаций (в том числе 2 частные дошкольные образовательные организации) с численностью 15794 воспитанника, 38 муниципальных и 11 республиканских организаций дополнительного образования детей с охватом 13597 обучающихся.
Важным аспектом реализации проекта модернизации общего образования является укрепление материально-технической базы образовательной сети, создание безопасных условий осуществления образовательного процесса. По состоянию на 1 января 2015 года 100% школ обеспечено подключением к Интернету, планомерно проводятся мероприятия по обеспечению мер противопожарной безопасности.
Дошкольное образование республики за последний период обрело системные характеристики целостности, структурности, правовой и нормативной основательности, открытости обществу, повышенного спроса, перспективности развития. Качественные преобразования республиканской системы дошкольного образования подтверждают функционирующие в республике инновационные дошкольные организации, обеспечивающие превышение государственного образовательного стандарта (центры развития). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных организациях не удается. Существующее видовое разнообразие образовательных организаций в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.
Организации дополнительного образования детей вместе с другими образовательными организациями составляют разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства.
Государственная политика в сфере науки направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Создаются благоприятные условия для развития научной системы и ее поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.
Развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием, введена система профильного обучения на старшей ступени общего образования, организуется предпрофильная подготовка на ступени основного (общего) образования. По состоянию на 1 января 2015 года 70% образовательных организаций реализуют данные приоритетные направления.
Таким образом, сформирована устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития сферы образования. Вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы модернизации республиканской системы образования, в т.ч.:
содержание образования и технологий обучения не всегда соответствует общественным запросам и потребностям социально-экономического развития республики;
ухудшение здоровья обучающихся;
неравнозначные условия доступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей в реализации способностей и их потенциальном раскрытии;
утрата традиционных коммуникативных функций родного языка;
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях, проблема доступности дошкольного образования;
нехватка квалифицированных специалистов в образовательных организациях, расположенных в отдаленных сельских местностях;
износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных организаций, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, не соответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;
недостаточное оснащение образовательных организаций учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых.
Объективные причины возникновения проблем связаны с изменением требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, потребностями информационного общества и инновационной экономики. Существуют противоречия между масштабностью, сжатыми сроками модернизации и низкими темпами внедрения системных изменений в образовательных организациях, между обновлением федерального законодательства об образовании и его реализацией.
1.2. Прогноз развития системы образования на период до 2017 года
Обозначенные проблемы требуют осуществления эффективных технических и организационных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли. Необходимо обеспечить лидирующие позиции в сфере образования за счет государственных и частных расходов на образование; обновления нормативной правовой базы, подготовки кадров и повышения квалификации руководителей, педагогов и общественных управляющих; электронного мониторинга, обеспечивающего доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными организациями и муниципальными органами управления образованием.
Реализация государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:
обновление содержания и технологий обучения на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;
расширение возможностей самореализации обучающихся, развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, привлечение обучающихся к научной деятельности;
продолжение работы по сетевому взаимодействию, дистанционному обучению и реализации индивидуальных образовательных программ;
поддержка развития негосударственных дошкольных образовательных организаций и семейных детских садов на основе государственно-частного партнерства;
реконструкция старых и строительство новых дошкольных образовательных организаций, отвечающих современным требованиям;
формирование структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы республики, увеличение объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков;
поддержка научных исследований молодых ученых.
Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать средства на развитие системы образования, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов, контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения государственной программы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритетом государственной образовательной политики является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, расширенных возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Важным моментом также является укрепление единства образовательного пространства, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик управления образованием.
2.2. Цели и задачи реализации государственной программы
Целями реализации государственной программы являются:
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.
Для достижения указанных целей в государственной программе определен комплекс задач, направленных на:
развитие инфраструктуры системы образования;
развитие системы дошкольного образования;
развитие системы поддержки талантливых детей;
обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;