ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года N 152

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

(в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 01.11.2011 N 390)

Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года.

2. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия разработать с участием заинтересованных органов исполнительной власти и до 1 октября 2011 года внести в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия прогноз среднесрочного социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года.

3. Органам исполнительной власти Республики Калмыкия руководствоваться положениями Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия использовать положения Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года при разработке мероприятий и программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Л.ИВАНОВА


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 мая 2011 года N 152


КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально - экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, а также с учетом задач и приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации за 2008-2011 г.г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в среднесрочной перспективе (2011-2015 годы) повышения благосостояния населения Республики Калмыкия, динамичного развития экономики.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

- основные направления среднесрочного социально-экономического развития республики;

- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

- цели, приоритеты и основные задачи среднесрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере технологий, а также структурных преобразований в экономике.

Раздел I. Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Республики Калмыкия

     

1.1. Общая характеристика состояния экономики Республики Калмыкия


Республика Калмыкия, субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного Федерального округа, является уникальным регионом по своему потенциалу развития. За последние годы, несмотря на трудности переходного периода к рыночной экономической системе, в целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Преодолен спад производства и потребления, тенденции социальной напряженности, наблюдавшиеся в 90-е годы.

Формируется новая система государственного управления. В процесс государственного управления внедряются современные методы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве на территории республики позволила достичь определенных положительных результатов. Развиваются институты гражданского общества.

Реализация комплекса антикризисных мер позволила предотвратить существенное влияние мирового финансового кризиса на экономику республики и предупредить негативные процессы в реальном секторе экономики, финансовой и социальной сферах. Рост валового регионального продукта в 2009 году составил 3,6 процентов на фоне снижения объема валового внутреннего продукта Российской Федерации на 7,9 процентов. На фоне спада производства промышленной продукции в целом по Российской Федерации на 10,8 процентов Республика Калмыкия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, где наблюдался рост промышленного производства (116,9 процентов).

За период 2002-2009 г.г. объем валового регионального продукта (ВРП) Республики Калмыкия в основных ценах соответствующих лет - вырос в 3,3 раза, в расчете на душу населения - в 3,4 раза.

Для Республики Калмыкия характерна общероссийская тенденция - опережающее повышение уровня доходов населения более чем на 20% в год при среднем индексе инфляции до 13,8%.

В Республике Калмыкия сохраняется тенденция естественного прироста населения. В 2010 году Республика Калмыкия - один из 22 регионов России, где отмечался естественный прирост населения. Уровень рождаемости населения республики на 3 промилле превышает среднероссийский.

В течение пяти лет в общеобразовательных учреждениях отрабатывалась модель предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования с целью повышения качества образовательного процесса, дифференциации педагогической помощи обучающимся. В результате доля поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена составляет 85%.

С 2005 года ведется планомерная работа по газификации населенных пунктов Калмыкии. По состоянию на 1 января 2010 года в Республике Калмыкия газифицировано природным газом 223 населенных пункта из 262 (85%), когда как в 1995 году было газифицировано всего 12 населенных пунктов. К 2015 году газификация населенных пунктов составит 100%.

За период с 2002 по 2010 г.г. среднедушевые денежные доходы населения в месяц выросли с 1763 руб. до 7873 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работающего увеличилась с 2,5 тыс. руб. до 11,6 тыс. рублей.

При выработке перспективной территориальной экономической политики, ориентированной на интересы граждан, на создание достойных условий жизни на всей территории республики, необходимо исходить из конкурентных преимуществ Республики Калмыкия, которые могут послужить основой для улучшения качественных параметров экономического роста.

1.2. Конкурентные преимущества и ограничения социально-экономического развития Республики Калмыкия


Конкурентными преимуществами Республики Калмыкия общепризнанно являются:

- благоприятное геоэкономическое положение.

Республика по своему геополитическому положению, уникальному опыту культурного и религиозного диалога является естественным интегратором процессов развития регионов ЮФО и Прикаспийского региона в целом. Республика находится на пути основных Трансконтинентальных транспортных коридоров, в том числе по направлениям "Север - Юг" и "Восток-Запад", элементами которых в Калмыкии являются автомобильная дорога федерального значения Астрахань - Махачкала, железная дорога того же направления со станциями Улан-Хол и Артезиан. Однако выгоды геополитического положения пока совершенно недостаточно используются в республике. Для решения проблем повышения возможностей интеграции необходимо развитие транспортно-транзитного потенциала республики, которому не хватает связности транспортной сети, большого числа элементов транспортной инфраструктуры (железнодорожной, автодорожной, авиационной, логистической). В настоящее время это является сдерживающим фактором развития и притока инвестиций.

- значительный природный и накопленный агропотенциал.

Республика находится на юге страны (таких территорий у России не много) и обладает значительными климатическими ресурсами. По суммарной солнечной радиации, длительности безморозного периода, годовому радиационному балансу (свыше 35 ккал на кв. см) республика входит в число "теплых" территорий России, занимающих менее 3-х% площади страны.

Одно из главных природных богатств республики - земельные ресурсы, которые составляют основу экономики Калмыкии. Республика обладает около 8% пастбищных земель России. По своим земельным ресурсам и потенциальным возможностям их использования Республика Калмыкия примерно соответствует Краснодарскому краю. Вместе с тем потенциал плодородия земель реализован совершенно не в достаточной мере - практически весь земельный запас республики нуждается в обводнении.

В республике сконцентрировано самое большое в стране поголовье мясной породы крупного рогатого скота - около 30%, поголовье овец и коз - более 10%. Пастбищные технологии выращивания скота, применяемые в республике, позволяют получать экологически чистое мясо, наиболее востребованное рынком. Существующее в настоящий момент поголовье позволяет обеспечивать качественным сырьем мясоперерабатывающую промышленность республики, ориентированную на импортозамещение, на долгую перспективу.

Разводимые в Республике Калмыкия отечественные породы мясного крупного рогатого скота, мериносовых и грубошерстных овец, верблюдов-бактрианов и лошадей обладают уникальным генетическим потенциалом, обеспечивающим высокую продуктивность животных, приспособляемость к суровым климатическим условиям аридной зоны Юга России.

- наличие запасов углеводородного сырья, строительных материалов (песок, глина, камень-ракушечник), агрохимического сырья (калийные и каменные соли, доломиты), бишофитного сырья и других.

По своему геологическому строению недра Республики Калмыкия мало отличаются от соседних регионов и сопредельных с Россией государств, так как территория Калмыкии является частью Прикаспийского углеводородного бассейна.

Согласно имеющейся информации, начальные суммарные ресурсы углеводородов составляют около 2,81 млрд. тонн условного топлива, том числе жидких - 1,208 млрд. тонн условного топлива. Степень разведанности начальных суммарных ресурсов углеводородов составляет лишь 2,3%.

Республика располагает значительными запасами песка, гравия, глины, ракушечников. Сырьевая база отдельных месторождений (Лесное, Садовое, Салынское и др.) пригодна для производства стекла. Кроме того, стекольные пески могут использоваться при изготовлении оптико-волоконного кабеля.

Также значительный интерес к изучению новых потребительских возможностей представляет цементное сырье. Открытое в 60-е годы в республике Чолун-Хамурское-II месторождение цементного сырья может быть использовано в качестве известковой составляющей в производстве портландцемента.

Кроме того, является перспективной разработка месторождений бишофита (Нижневолжский бишофит - лучший исходный материал для производства металлического магния, высококачественного оксида магния (легкая магнезия, магнезиальный цемент, периклаз) и брома).

- значительный потенциал возобновляемых энергетических ресурсов.

Природно-климатические условия Республики Калмыкия благоприятны для строительства генерирующих объектов с использованием возобновляемых источников энергии.

Использование местных возобновляемых энергоресурсов позволит сэкономить существенное количество жидкого и твердого топлива. По Республике Калмыкия технический ветроэнергетический потенциал оценивается величиной 170 тыс. МВт и годовой выработкой в 590 млрд. киловатт.

По характеристикам гелиоресурсов республика относится к наиболее благоприятным регионам Российской Федерации для строительства солнечных электростанций и широкого применения солнечных коллекторов для теплоснабжения. Исходя из технических характеристик апробированного и эксплуатируемого технологического оборудования удельная годовая выработка электрической энергии при их внедрении может составить от 145-200 кВт*ч/кв.м., удельная годовая выработка тепла - 800-900 кВт*ч/кв.м.

- наличие благоприятных и разнообразных природно-ландшафтных условий, уникальных бальнеологических ресурсов, наличие большого числа объектов историко-культурного наследия, способствующих эффективному развитию туристско-рекреационного комплекса, в том числе за счет реализации проектов по созданию центров отдыха и туристических комплексов на базе природных объектов и национально-этнических достопримечательностей.

В социально-экономическом развитии Республики Калмыкия присутствуют определенные ограничения и риски.

В первую очередь они связаны с невысоким уровнем доходов республики. По показателям уровня валового регионального продукта и ВРП на душу населения Калмыкия находится на одном из последних мест в стране и на последнем в ЮФО. Бюджет Калмыкии дотационен и не может служить основным источником региональных инвестиций.

В силу природных и исторических условий территориально-производственный комплекс республики имеет значительные диспропорции как в системе расселения, размещения производительных сил, так и в отраслевой структуре (моноотраслевое сельское хозяйство, неравномерность и недостаточная связность транспортной инфраструктуры и др.). Это увеличивает затраты на производство конечного продукта и делает экономику региона уязвимой от колебаний рыночной конъюнктуры на ее монопродукты и политики регулирующих органов (таможня и пр.).

Кроме того, республика несет дополнительные издержки по сравнению с соседями в силу некоторых природных и ресурсных особенностей и ограничений. По сравнению с другими регионами ЮФО климат Калмыкии более "жесткий" (характеристика климата, связанная с частотой ветров с силой более 10 м/с в зимний период), что увеличивает затраты на строительство.

Существенно ограничивает развитие хозяйственного комплекса республики дефицит качественных пресных водных ресурсов. На большей части территории республики отсутствует речная сеть. Для нужд населения и хозяйства требуются значительные расходы на водоподведение к местам потребления из удаленных источников (реки Волга, Кума, расположенных на границах республики, и др.).

Определенным сдерживающим фактором служит и относительно небольшое население региона - около 300 тыс. чел. (для сравнения: на такой же территории в Краснодарском крае населения почти в 20 раз больше). Возможности трудовой мобильности в республике ограничены - велика вероятность дефицита кадров при реализации многих инвестиционных проектов, не связанных с агросферой.


1.3. Цели и стратегические задачи развития Республики Калмыкия


Стратегической целью Концепции является ускорение комплексного развития при обеспечении стабильного роста экономики Республики Калмыкия и уровня жизни населения на основе усиления участия Республики Калмыкия в экономических интеграционных процессах Южного федерального округа и Прикаспийского региона.

Для реализации стратегических целей ускорения социально-экономического развития Республики Калмыкии необходимо решение следующих взаимосвязанных блоков задач:

- достижение материального благосостояния и создание условий повышения уровня жизни населения, через подъем уровня занятости и планомерное снижение нагрузки на личные бюджеты;

- достижение стабильного роста экономики через повышение роли республики в интеграционных процессах ЮФО и прикаспийского региона, которая обеспечит повышение эффективности проводимой инвестиционно-финансовой политики и планомерное повышение конкурентоспособности;

- обеспечение устойчивого опережающего роста притока инвестиций.

В этой связи республике необходима Целевая программа или несколько программ, полностью охватывающих такие основные задачи как:

- увязка всех экономических проектов республики с стратегическими планами развития в целом ЮФО и Прикаспийского региона и расширением межрегионального и международного сотрудничества;

- защита инвестиций;

- повышение конкурентоспособности.

Основными направлениями деятельности будут комплексный анализ и содействие решению социально-экономических задач, стоящих перед республикой и увязка их с основными трендами развития Российской Федерации, Южного федерального округа и межрегионального сотрудничества, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона, оценка эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, риск-менеджмент, управление привлеченным капиталом и инвестициями.

Помимо перечисленных мер, направленных на подъем экономики и формирование благоприятной деловой среды, нужны дополнительные инструменты поддержки и развития частной инициативы, внятная инновационная политика и дополнительные эффективные меры борьбы с коррупцией.

При этом особое внимание следует уделить поддержке и развитию региональной банковской системы, вопросам привлечения прямых инвесторов в отраслевые проекты и внедрению новых методик прямого привлечения несвязанных инвестиций.

Важной составляющей роста экономической активности является развитие финансовой инфраструктуры республики. Системное развитие республиканского банковского сектора, формирование значительного банковского капитала в республике и привлечение данного капитала к обслуживанию интересов экономического развития приоритетных направлений экономики республики является одним из главных ресурсов развития. Усиление роли данного сектора экономики, создаст предпосылки для более эффективной реализации программ и проектов социально-экономического развития Республики Калмыкия, позволит ускорить развитие малого и среднего бизнеса, создать и поддержать дополнительные точки экономического роста.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»