(с изменениями на 22 августа 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 24.02.2015 N 64, от 01.03.2016 N 69, от 24.01.2017 N 17, от 15.09.2017 N 328, от 03.07.2018 N 208, от 22.08.2019 N 242)
В целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма и терроризма на территории Республики Калмыкия, усиления мер по защите населения и укрепления антитеррористической защищенности социально значимых объектов и мест массового пребывания граждан на территории республики от террористических угроз Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2014 - 2019 годы (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.01.2017 N 17)
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство образования и науки Республики Калмыкия.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 24.01.2017 N 17.
4. Рекомендовать Главам администраций районных муниципальных образований Республики Калмыкия и г. Элисты оказывать всемерную поддержку и содействие в реализации Программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2014 - 2019 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 24.02.2015 N 64, от 01.03.2016 N 69, от 24.01.2017 N 17, от 15.09.2017 N 328, от 03.07.2018 N 208, от 22.08.2019 N 242)
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.01.2017 N 17)
Наименование Программы | Комплексная программа по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2014 - 2019 годы (далее - Программа) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.01.2017 N 17) | |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
Основной разработчик Программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
Исполнители Программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия; Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия; Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия; Министерство здравоохранения Республики Калмыкия; Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия; Администрации районных муниципальных образований и г. Элисты Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия; |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.02.2015 N 64) | |
Цели Программы | Реализация государственной политики Российской Федерации в области профилактики терроризма на территории Республики Калмыкия путем совершенствования системы профилактических мер антитеррористической направленности; усиление мер по защите населения Республики Калмыкия от террористических угроз, укрепление антитеррористической защищенности социально значимых объектов и мест массового пребывания граждан на территории республики; повышение ответственности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Калмыкия в организации и проведении профилактических мероприятий антитеррористической направленности и минимизации последствий проявлений терроризма в республике; сотрудничество с национально-культурными организациями и религиозными объединениями по вопросам профилактики и противодействия экстремизму и терроризму; укрепление правопорядка и общественной безопасности на территории республики, создание условий для формирования законопослушного гражданина Российской Федерации. |
Задачи Программы | Совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Калмыкия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Калмыкия, средств массовой информации в целях повышения эффективности функционирования общегосударственной системы профилактики экстремизма и терроризма, минимизации последствий проявлений терроризма в республике; проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Республики Калмыкия, направленной на предупреждение экстремистской и террористической деятельности и повышение бдительности населения; дискредитация идей и практики деятельности террористических организаций, распространение в обществе негативного отношения к их действиям; внедрение профилактических мер, направленных на предупреждение террористических актов, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов; разработка и реализация комплекса мер по обеспечению безопасности населения республики на социально значимых объектах и в местах массового пребывания граждан; обеспечение условий общественной безопасности на территории республики |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2019 годы (реализация мероприятий Программы предусмотрена в один этап) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.01.2017 N 17) | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - количество проведенных мероприятий для молодежи республики с привлечением правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, населения Республики Калмыкия по предупреждению террористических актов и профилактике возникновения экстремистской и террористической деятельности до 30 ед.; - количество публикаций антитеррористической направленности в республиканских и районных средствах массовой информации по профилактике экстремизма и терроризма до 400 ед.; - доля государственных образовательных организаций Республики Калмыкия среднего профессионального образования, обеспеченных методическими материалами и рекомендациями для информирования учащейся молодежи республики с целью профилактики экстремизма и терроризма, до 100% от общего числа; - доля государственных учреждений Республики Калмыкия, оснащенных системами безопасности, до 50% от общего числа; - проведение мониторингов состояния межэтнических отношений в республике, в том числе в молодежной и подростковой среде до 4 ед.; - снижение количества зарегистрированных в республике правонарушений и преступлений до 3125 ед.; - количество специалистов, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку в сфере профилактики экстремизма и терроризма, - 10 чел. |
Объемы и источники финансирования по направлениям и годам | Общая сумма финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 62 835,64 тыс. руб., из них: средства республиканского бюджета: 2014 г. - 200,0 тыс. руб.; 2015 г. - 270,0 тыс. руб.; 2016 г. - 415,8 тыс. руб.; 2017 г. - 2157,7 тыс. руб.; 2018 г. - 15 972,0 тыс. руб.; 2019 г. - 9 900,0 тыс. руб. Средства местных бюджетов: 2014 г. - 0,0 тыс. руб.; 2015 г. - 4 029,244 тыс. руб.; 2016 г. - 10 557,4 тыс. руб.; 2017 г. - 10 535,2 тыс. руб.; 2018 г. - 2 272,6 тыс. руб.; 2019 г. - 6525,7 тыс. руб. |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 22.08.2019 N 242) | |
Ожидаемый результат реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить: повышение уровня межведомственного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Калмыкия, органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Калмыкия, средств массовой информации в вопросах профилактики экстремизма и терроризма на территории республики; повышение уровня противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма и усиление работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий; осуществление эффективного, нормативного, правового регулирования деятельности по профилактике экстремизма и терроризма на территории республики; повышение уровня антитеррористической защищенности социально значимых объектов; снижение количества зарегистрированных в республике преступлений; содействие деятельности этнических диаспор и национально-культурных центров по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму |
Разработка Программы вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия.
Современный терроризм постоянно изменяется, значительно возрастают масштабы людских потерь, существенно повышается уровень материального и морального ущерба, причиненного гражданам, расширяется спектр ущерба.
Прямые и косвенные деструктивные последствия террористической деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную, а также различные виды национальной безопасности - общественную, государственную, военную, информационную и др.
Существующая угроза террористических актов и экстремистских проявлений как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Калмыкия в частности, выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремизму и терроризму на всех уровнях и во всех аспектах этого противодействия, в том числе в сфере профилактики экстремизма и терроризма, борьбы с носителями террористических угроз, а также в области минимизации последствий террористических актов.
Республика Калмыкия является одним из субъектов Южного федерального округа и располагает промышленным и сырьевым потенциалом, а также большим количеством социально значимых объектов.
Несмотря на сохранение стабильной обстановки в республике, позитивные результаты борьбы с экстремистскими проявлениями, продолжает сохраняться угроза безопасности вследствие продолжающейся активизации диверсионно-подрывной деятельности экстремистских сил в граничащих с республикой соседних регионах.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения.
Очевидна поэтому и необходимость постоянной активной разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи с привлечением авторитетных деятелей различных религиозных объединений, представителей научной интеллигенции, средств массовой информации, институтов гражданского общества.
К потенциальным угрозам террористических проявлений в Республике Калмыкия следует отнести объективно низкий уровень антитеррористической защищенности социально значимых объектов Республики Калмыкия.
Основными недостатками в антитеррористической защищенности социально значимых объектов республики являются:
слабая защищенность подходов и подъездов (ограждение не соответствует предъявляемым требованиям или отсутствует, проезды не оборудованы контрольно-пропускными пунктами и противотаранными устройствами);
недостаточная штатная численность охраны, низкий уровень организации пропускного режима или его отсутствие, недостаток ночного освещения;
недостаточная оснащенность современными системами безопасности социально значимых объектов республики;
недостаточная обеспеченность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления республики информационно-пропагандистскими, агитационными, справочными и учебно-методическими материалами.
Проблемы и противоречия в нормативном регулировании в сфере противодействия экстремизму и терроризму негативно сказываются на эффективности решения задач по профилактике экстремизма и терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности социально значимых объектов республики от возможных террористических посягательств, а также минимизации и ликвидации последствий террористических актов.
С целью минимизации данной проблемы в рамках реализации комплексной программы предполагается разработать ряд правовых республиканских актов.
В результате комплекса скоординированных, организационно-управленческих и практических мер органов исполнительной власти, органов местного самоуправления республики, правоохранительных структур и общественности, реализации мероприятий правоохранительной направленности достигнуты определенные положительные результаты по укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и свобод граждан.
Так, в 2011 году в Республике Калмыкия зарегистрировано 3799 преступлений, в том числе - 777 тяжких и особо тяжких преступлений. Удельный вес их составил 20% (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 21,0%) от общего числа зарегистрированных уголовно-наказуемых деяний.
Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 78 уголовно-наказуемых деяний. 48% подростков - участников преступлений совершили их в группах по предварительному сговору. Одиннадцать подростков на момент совершения преступного посягательства ранее уже нарушали закон, девять из них - ранее судимы за преступления.
В 2012 году зарегистрировано 3741 преступление, что на 1,5% меньше, чем в 2011 году. Из них - 724 тяжких и особо тяжких преступления. Удельный вес их составил 19,4% (АППГ - 20,5%) от общего числа зарегистрированных уголовно-наказуемых деяний.
В 2013 году зарегистрировано 3454 преступления, что на 7,7% меньше, чем в предшествующем году. В сравнении с 2012 годом наблюдается сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений на 10,5%.
Терроризм сегодня немыслим без информационной подпитки. Одной из важнейших задач любых террористических акций является получение значительного общественного и политического резонанса, в первую очередь, с помощью средств массовой информации.
Это является весьма эффективным "инструментом" для психологической дестабилизации в обществе и фактически способствует втягиванию в поддержку борьбы с неясными и сомнительными целями основной массы населения республики.
Подобная активизация террористической деятельности может вызвать возбуждение и провоцирование ненависти людей к органам государственной власти, дестабилизацию обстановки в различных городах и районах республики, рост национальной и религиозной вражды.
В современных условиях одним из основных направлений государственной политики, проводимой на территории республики, является создание общегосударственной системы противодействия идеологии терроризма, включающей в себя:
усиление пропагандистской работы среди населения республики, разъяснение сути антитеррористической деятельной;
реализацию мероприятий, направленных на недопущение пропаганды террористической идеологии, насилия; создание в средствах массовой информации системы контрпропаганды.
Предупреждение экстремистских и террористических проявлений должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия факторов, которые либо порождают экстремизм и терроризм, либо им благоприятствуют.
Данные профилактические мероприятия должны осуществляться на начальных стадиях развития негативных процессов, когда формируется мотивация противоправного поведения.
Противостоять экстремизму и терроризму можно лишь на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также общественных объединений и граждан с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, а также средств массовой информации.
Комплексное решение проблемы обеспечения экстремистской и террористической безопасности на региональном уровне возможно только программно-целевым методом в силу ряда объективных причин: