Действующий

Об утверждении Муниципальной программы "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Екатеринбурга (с изменениями на 23 декабря 2022 года)




Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципальной программы

Муниципальная программа "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы (далее - Программа)

(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2020 N 2384)

Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ Российской Федерации, государственных программ Свердловской области

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16 (паспорт национального проекта "Образование");

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";

Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года";

Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга";

Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 19.04.2021 N 249-П "Об утверждении перечня индикаторов, применяемых для мониторинга программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов на территории Свердловской области"

(в ред. Постановлений Администрации г. Екатеринбурга от 31.07.2020 N 1443, от 12.03.2021 N 368, от 03.11.2021 N 2375)

Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта

Направление Стратегического плана "Сохранение и развитие человеческого потенциала";

Стратегическая программа "Образование - основа развития, залог успеха";

Стратегический проект "Городская школа - стандарт "Пять звезд"

Инициатор постановки проблемы

Администрация города Екатеринбурга

Координатор программы

Заместитель Главы Екатеринбурга, осуществляющий полномочия по координации и контролю деятельности ответственного исполнителя

(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 07.07.2021 N 1283)

Разработчик программы

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент образования)

Объем и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы - 116564663,09 тысячи рублей, в том числе:

из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) - 35989813,31 тысячи рублей;

из бюджета Свердловской области (далее - областной бюджет) - 80534732,56 тысячи рублей;

из федерального бюджета - 1513,22 тысячи рублей;

из внебюджетных источников - 38604,00 тысячи рублей

(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 23.12.2022 N 3981)

Формулировка проблемы

В современном мире образованию отводится ключевая роль в определении социального статуса личности, развитии социальной структуры, производстве материальных благ и формировании духовных ценностей в обществе. Для того чтобы продолжить целенаправленную работу по развитию муниципальной системы образования, важно знать потребности жителей города, проблемы и стратегию развития отрасли и на этой основе определять перспективные задачи и пути их решения. Участниками Программы являются учреждения, подведомственные Департаменту образования и администрациям районов города Екатеринбурга: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей, лагеря с дневным пребыванием детей, загородные оздоровительные лагеря.

Доступное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой повышения качества жизни екатеринбуржцев.

Образовательное пространство Екатеринбурга включает все виды разноуровневых образовательных организаций, предоставляющих достаточно широкий спектр услуг.

Общая численность детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Екатеринбурга, составила на 01.01.2016 более 164900 человек; на 01.01.2019 - более 200000 человек.

В 2014 году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования. В настоящее время все дошкольные организации планомерно включились в работу по его реализации: проводится повышение квалификации педагогов, разрабатываются образовательные программы, обеспечиваются надлежащие условия предоставления дошкольного образования.

Для дальнейшей успешной реализации ФГОС дошкольного образования предстоит решить следующие задачи: обеспечить стопроцентное повышение квалификации педагогических работников; продолжить работу по созданию материально-технических условий, соответствующих положениям основной образовательной программы дошкольного образования; обеспечить деятельность базовых и стажировочных площадок по введению ФГОС дошкольного образования.

В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования. В Екатеринбурге в 100% школ реализуется ФГОС начального общего образования. С 01.09.2015 все общеобразовательные организации Екатеринбурга в штатном режиме приступили к реализации ФГОС основного общего образования. Всего по ФГОС основного общего образования обучаются 60852 школьника (47,6%). В пилотном режиме реализуют ФГОС среднего общего образования 24 школы Екатеринбурга.

Перспективными направлениями работы образовательного комплекса Екатеринбурга является обеспечение 100-процентной курсовой подготовки педагогических кадров, мониторинг реализации ФГОС основного общего образования, подготовка к внедрению ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В школах Екатеринбурга обучается около 5172 детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, из них 1142 ребенка с ОВЗ - в 93 школах по программам инклюзивного образования.

С целью создания безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных организациях реализуется государственная программа "Доступная среда" (дошкольные образовательные организации N 399, 466, 101, 115; общеобразовательные организации N 47, 50, 62, 66, 74, 85, 132).

Проблемой остается создание в каждой образовательной организации условий для обучения детей с ОВЗ: программно-методических, кадровых, материально-технологических.

Сегодня одна из первоочередных задач развития экономики - привлечение в современное производство высококвалифицированных специалистов, готовых работать в сфере электроники, мехатроники, робототехники и информационных технологий. Включение детей и молодежи в техническое творчество, в том числе в рамках дополнительного образования, - один из самых действенных механизмов профессионального самоопределения. В настоящее время в Екатеринбурге созданы и развиваются различные организационные модели образования, направленные на развитие способностей детей к прикладному техническому, инженерному, информационно-технологическому творчеству. Предстоит решать задачу соответствия направленности профильного обучения потребностям региона.

Нововведением стал проект "Екатеринбургская инженерная школа", идея которого заключается в построении системы непрерывного технического образования, включающей все уровни общего, профессионального, дополнительного образования, реализующейся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с организациями бизнеса и промышленности, органами власти. Пилотными районами, внедряющими проект, стали Орджоникидзевский и Чкаловский.

Программы технической направленности, по которым занимаются 2172 обучающихся, реализуют 7 из 17 организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования.

Среди программ как традиционные (спортивно-техническое моделирование, прикладное творчество, радио- и фотодело), так и инновационные (легомоделирование и робототехника, компьютерное моделирование и графика, медийные технологические программы). Проблемой развития дополнительного образования технической и естественно-научной направленности является высокая стоимость необходимого оборудования и расходных материалов.

Более 10 лет успешно реализуется Стратегический проект "Одаренные дети". Результатом его реализации стало увеличение количества участников муниципального тура предметных олимпиад: в 2016 году - 24064 школьника, что составило 48,2% от общего количества обучающихся в 7 - 11 классах (в 2015 году - 43%). Количество победителей и призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом увеличилось до 5533 человек.

Продолжается рост количества участников всех этапов Всероссийской олимпиады школьников. На основании результатов рейтинга победителей и призеров муниципального тура 861 обучающийся в 9 - 11 классах из 98 образовательных организаций города стал участником регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/2016 учебном году - 776 обучающихся в 9 - 11 классах из 61 образовательной организации города), в том числе победителями и призерами стали 340 человек, что составило 39,6% от общего количества участников.

В 2018/2019 учебном году обучающиеся из 163 муниципальных общеобразовательных организаций заняли на школьном этапе 34000 призовых мест, на муниципальном этапе - 8500 мест, на региональном этапе - 282 места.

В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 N 325 "О проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году" с 17.03.2019 по 27.04.2019 состоялся заключительный этап олимпиады.

В интеллектуальных соревнованиях по 18 предметам из 24 принял участие 31 обучающийся в 8 - 11 классах муниципальных общеобразовательных организаций Екатеринбурга. Наиболее многочисленные команды представили город по предметам "Информатика и ИКТ" (5 участников), "Литература" (4 участника), "Русский язык" (3 участника), "История" (3 участника).

Эти данные свидетельствуют о качественной подготовке обучающихся педагогами, использующими современные технологии и иные ресурсы в обучении и подготовке к олимпиадам различного уровня.

Кроме того, требуется создание организационно-содержательных условий для решения вопроса о компенсации расходов по оплате проезда интеллектуально одаренных детей - участников тематических смен и всероссийских конкурсов (фестивалей), проводимых во Всероссийских детских центрах.

С целью обеспечения реализации требований ФГОС проводится работа по масштабному технологическому переоснащению образовательных организаций. В настоящее время уровень оснащенности образовательных организаций компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 8 обучающихся.

Проблемой является быстрое устаревание техники, необходимость ежегодного обновления программного обеспечения, приобретение и продление лицензий.

Необходимо решать задачу планового обновления парка компьютерной техники, сетей и программно-методического обеспечения. Также проблемой является организация полноценного дистанционного обучения школьников в связи с высокой стоимостью необходимых информационных ресурсов и недостаточным качеством разработанных методических материалов.

В процессе информатизации образовательной среды принимают активное участие и дошкольные образовательные организации.

Одним из современных требований, предъявляемых к сфере образования, является наличие целостной системы мониторинга качества освоения образовательных программ. Именно поэтому особое внимание уделяется совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО). Внедрение инструментов МСОКО в штатном режиме, создание информационно-аналитических условий для принятия управленческих решений является приоритетной задачей Администрации города Екатеринбурга до 2021 года.

В муниципальном образовании "город Екатеринбург" создан комплекс условий для развития инновационной деятельности в образовательных организациях. В 2016 году в 118 образовательных организациях реализовывались 226 инновационных проектов.

Успех обновления российской школы, повышения ее конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников.

Сравнительный анализ ряда статистических данных по уровню образования и квалификации, педагогическому стажу позволил выявить некоторые тенденции. Наблюдается рост образовательного уровня педагогических работников: в настоящее время доля педагогов с высшим образованием составляет 89,5% (в 2015 - 84,5%). Директорский корпус отвечает требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации: 88,6% руководителей имеют дополнительное профессиональное образование по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджер образования". 91 педагогический работник и 7 руководителей имеют ученую степень.

На 2,7% снизилось количество педагогических работников, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет, на 2,4% - педагогических работников в возрасте свыше 55 лет. Происходит омоложение педагогических и руководящих кадров. Ежегодно на 1 - 1,5% растет количество педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет; доля руководителей, имеющих стаж работы до 20 лет, выросла на 3,9%; доля руководителей, имеющих стаж работы более 20 лет, уменьшилась на 8,3%. Вместе с тем возрастная структура в образовательном комплексе еще не является оптимальной. Задачи современного образования требуют от педагогов и руководителей большей мобильности и гибкости. Требуется развитие персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети и подростки имеют право на полноценный отдых и оздоровление. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков подразумевается комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, условия для развития творческого потенциала личности, формирования здорового образа жизни. В течение последних лет специалисты Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга регистрируют рост заболеваемости детей и подростков. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В связи с этим дети и подростки в первую очередь нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по организации отдыха и оздоровления. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является неотъемлемой частью социально-демографической политики Администрации города Екатеринбурга.

Обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях остается одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга. В целях сохранения в 2018 - 2021 годах стопроцентной обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования сеть муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга в 2018 - 2021 годах должна быть увеличена на 2115 мест путем строительства, реконструкции зданий, а также возврата в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий детских садов после проведения в них капитального ремонта

Цель программы

Формирование единого образовательного пространства Екатеринбурга, гарантирующего доступность и качество общего и дополнительного образования, отдыха и оздоровления, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого обучающегося

Основные задачи программы

Обеспечение предоставления общедоступного бесплатного качественного общего и дополнительного образования при соответствующем уровне качества и безопасности предоставления образовательных услуг, социализации обучающихся в соответствии с меняющимися запросами личности, общества, государства и задачами социально-экономического развития города, региона, Российской Федерации.

Развитие материально-технической базы муниципальных образовательных организаций и детских оздоровительных лагерей в целях создания условий, обеспечивающих получение качественных и безопасных образовательных услуг, содержательный отдых, качественное оздоровление детей и подростков, в том числе в оздоровительных лагерях круглогодичного действия.

Развитие сети дошкольных образовательных организаций в муниципальном образовании "город Екатеринбург"

Перечень подпрограмм муниципальной программы

Подпрограмма "Развитие системы образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов" на 2017 - 2022 годы (приложение N 1 к Программе).

Подпрограмма "Обеспечение функционирования и развития муниципальных организаций, учредителем которых является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга" на 2017 - 2022 годы (приложение N 2 к Программе).

Подпрограмма "Развитие материально-технической базы муниципальных детских оздоровительных лагерей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы (приложение N 3 к Программе).

Подпрограмма "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018 - 2022 годы (приложение N 4 к Программе)

(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2020 N 2384)

Ожидаемые результаты реализации программы

Организация образовательного процесса с учетом современных требований.

Удовлетворенность детей и их родителей (законных представителей) качеством предоставления услуги дополнительного образования муниципальными образовательными организациями.

Наличие статистической и аналитической основы для принятия эффективных управленческих решений.

Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Реализация адресных мер для ликвидации зон низкого качества образования.

Увеличение доли участников и победителей Всероссийской олимпиады школьников от общего количества школьников.

Увеличение доли молодых специалистов от общего количества педагогических работников.

Соответствие профессиональной компетенции педагогов и руководителей требованиям профессиональных стандартов.

Увеличение количества муниципальных детских оздоровительных лагерей, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечение их устойчивого и полноценного функционирования, сохранение муниципальных детских оздоровительных лагерей в зимний период, организация отдыха в оздоровительных лагерях круглогодичного действия, обеспечение безопасности пребывания детей в муниципальных загородных оздоровительных лагерях.

Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, сохранение и развитие сети негосударственных дошкольных образовательных организаций.

Устойчивое функционирование системы образования, в том числе: обеспечение современной предметно-образовательной среды образовательных организаций с учетом целей, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом, в 80% организаций;

обеспечение условий осуществления образовательного процесса, отдыха и оздоровления детей и подростков, отвечающих требованиям пожарной безопасности, действующих санитарных норм и правил и требованиям обеспечения безопасности пребывания обучающихся и работников в муниципальных образовательных организациях