Наименование муниципальной программы | Муниципальная программа "Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы (далее - Программа) |
(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2020 N 2384) | |
Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ Российской Федерации, государственных программ Свердловской области | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16 (паспорт национального проекта "Образование"); |
Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга"; | |
(в ред. Постановлений Администрации г. Екатеринбурга от 31.07.2020 N 1443, от 12.03.2021 N 368, от 03.11.2021 N 2375) | |
Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта | Направление Стратегического плана "Сохранение и развитие человеческого потенциала"; Стратегическая программа "Образование - основа развития, залог успеха"; Стратегический проект "Городская школа - стандарт "Пять звезд" |
Инициатор постановки проблемы | Администрация города Екатеринбурга |
Координатор программы | Заместитель Главы Екатеринбурга, осуществляющий полномочия по координации и контролю деятельности ответственного исполнителя |
(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 07.07.2021 N 1283) | |
Разработчик программы | Департамент образования Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент образования) |
Объем и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы - 116564663,09 тысячи рублей, в том числе: из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) - 35989813,31 тысячи рублей; из бюджета Свердловской области (далее - областной бюджет) - 80534732,56 тысячи рублей; из федерального бюджета - 1513,22 тысячи рублей; из внебюджетных источников - 38604,00 тысячи рублей |
(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 23.12.2022 N 3981) | |
Формулировка проблемы | В современном мире образованию отводится ключевая роль в определении социального статуса личности, развитии социальной структуры, производстве материальных благ и формировании духовных ценностей в обществе. Для того чтобы продолжить целенаправленную работу по развитию муниципальной системы образования, важно знать потребности жителей города, проблемы и стратегию развития отрасли и на этой основе определять перспективные задачи и пути их решения. Участниками Программы являются учреждения, подведомственные Департаменту образования и администрациям районов города Екатеринбурга: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей, лагеря с дневным пребыванием детей, загородные оздоровительные лагеря. Доступное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой повышения качества жизни екатеринбуржцев. Образовательное пространство Екатеринбурга включает все виды разноуровневых образовательных организаций, предоставляющих достаточно широкий спектр услуг. Общая численность детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Екатеринбурга, составила на 01.01.2016 более 164900 человек; на 01.01.2019 - более 200000 человек. В 2014 году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования. В настоящее время все дошкольные организации планомерно включились в работу по его реализации: проводится повышение квалификации педагогов, разрабатываются образовательные программы, обеспечиваются надлежащие условия предоставления дошкольного образования. |
Для дальнейшей успешной реализации ФГОС дошкольного образования предстоит решить следующие задачи: обеспечить стопроцентное повышение квалификации педагогических работников; продолжить работу по созданию материально-технических условий, соответствующих положениям основной образовательной программы дошкольного образования; обеспечить деятельность базовых и стажировочных площадок по введению ФГОС дошкольного образования. В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования. В Екатеринбурге в 100% школ реализуется ФГОС начального общего образования. С 01.09.2015 все общеобразовательные организации Екатеринбурга в штатном режиме приступили к реализации ФГОС основного общего образования. Всего по ФГОС основного общего образования обучаются 60852 школьника (47,6%). В пилотном режиме реализуют ФГОС среднего общего образования 24 школы Екатеринбурга. Перспективными направлениями работы образовательного комплекса Екатеринбурга является обеспечение 100-процентной курсовой подготовки педагогических кадров, мониторинг реализации ФГОС основного общего образования, подготовка к внедрению ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В школах Екатеринбурга обучается около 5172 детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, из них 1142 ребенка с ОВЗ - в 93 школах по программам инклюзивного образования. С целью создания безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных организациях реализуется государственная программа "Доступная среда" (дошкольные образовательные организации N 399, 466, 101, 115; общеобразовательные организации N 47, 50, 62, 66, 74, 85, 132). | |
Проблемой остается создание в каждой образовательной организации условий для обучения детей с ОВЗ: программно-методических, кадровых, материально-технологических. Сегодня одна из первоочередных задач развития экономики - привлечение в современное производство высококвалифицированных специалистов, готовых работать в сфере электроники, мехатроники, робототехники и информационных технологий. Включение детей и молодежи в техническое творчество, в том числе в рамках дополнительного образования, - один из самых действенных механизмов профессионального самоопределения. В настоящее время в Екатеринбурге созданы и развиваются различные организационные модели образования, направленные на развитие способностей детей к прикладному техническому, инженерному, информационно-технологическому творчеству. Предстоит решать задачу соответствия направленности профильного обучения потребностям региона. Нововведением стал проект "Екатеринбургская инженерная школа", идея которого заключается в построении системы непрерывного технического образования, включающей все уровни общего, профессионального, дополнительного образования, реализующейся в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с организациями бизнеса и промышленности, органами власти. Пилотными районами, внедряющими проект, стали Орджоникидзевский и Чкаловский. Программы технической направленности, по которым занимаются 2172 обучающихся, реализуют 7 из 17 организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования. | |
Среди программ как традиционные (спортивно-техническое моделирование, прикладное творчество, радио- и фотодело), так и инновационные (легомоделирование и робототехника, компьютерное моделирование и графика, медийные технологические программы). Проблемой развития дополнительного образования технической и естественно-научной направленности является высокая стоимость необходимого оборудования и расходных материалов. Более 10 лет успешно реализуется Стратегический проект "Одаренные дети". Результатом его реализации стало увеличение количества участников муниципального тура предметных олимпиад: в 2016 году - 24064 школьника, что составило 48,2% от общего количества обучающихся в 7 - 11 классах (в 2015 году - 43%). Количество победителей и призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом увеличилось до 5533 человек. Продолжается рост количества участников всех этапов Всероссийской олимпиады школьников. На основании результатов рейтинга победителей и призеров муниципального тура 861 обучающийся в 9 - 11 классах из 98 образовательных организаций города стал участником регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/2016 учебном году - 776 обучающихся в 9 - 11 классах из 61 образовательной организации города), в том числе победителями и призерами стали 340 человек, что составило 39,6% от общего количества участников. В 2018/2019 учебном году обучающиеся из 163 муниципальных общеобразовательных организаций заняли на школьном этапе 34000 призовых мест, на муниципальном этапе - 8500 мест, на региональном этапе - 282 места. | |
В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 N 325 "О проведении заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году" с 17.03.2019 по 27.04.2019 состоялся заключительный этап олимпиады. В интеллектуальных соревнованиях по 18 предметам из 24 принял участие 31 обучающийся в 8 - 11 классах муниципальных общеобразовательных организаций Екатеринбурга. Наиболее многочисленные команды представили город по предметам "Информатика и ИКТ" (5 участников), "Литература" (4 участника), "Русский язык" (3 участника), "История" (3 участника). Эти данные свидетельствуют о качественной подготовке обучающихся педагогами, использующими современные технологии и иные ресурсы в обучении и подготовке к олимпиадам различного уровня. Кроме того, требуется создание организационно-содержательных условий для решения вопроса о компенсации расходов по оплате проезда интеллектуально одаренных детей - участников тематических смен и всероссийских конкурсов (фестивалей), проводимых во Всероссийских детских центрах. С целью обеспечения реализации требований ФГОС проводится работа по масштабному технологическому переоснащению образовательных организаций. В настоящее время уровень оснащенности образовательных организаций компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 8 обучающихся. Проблемой является быстрое устаревание техники, необходимость ежегодного обновления программного обеспечения, приобретение и продление лицензий. Необходимо решать задачу планового обновления парка компьютерной техники, сетей и программно-методического обеспечения. Также проблемой является организация полноценного дистанционного обучения школьников в связи с высокой стоимостью необходимых информационных ресурсов и недостаточным качеством разработанных методических материалов. | |
В процессе информатизации образовательной среды принимают активное участие и дошкольные образовательные организации. Одним из современных требований, предъявляемых к сфере образования, является наличие целостной системы мониторинга качества освоения образовательных программ. Именно поэтому особое внимание уделяется совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО). Внедрение инструментов МСОКО в штатном режиме, создание информационно-аналитических условий для принятия управленческих решений является приоритетной задачей Администрации города Екатеринбурга до 2021 года. В муниципальном образовании "город Екатеринбург" создан комплекс условий для развития инновационной деятельности в образовательных организациях. В 2016 году в 118 образовательных организациях реализовывались 226 инновационных проектов. Успех обновления российской школы, повышения ее конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Сравнительный анализ ряда статистических данных по уровню образования и квалификации, педагогическому стажу позволил выявить некоторые тенденции. Наблюдается рост образовательного уровня педагогических работников: в настоящее время доля педагогов с высшим образованием составляет 89,5% (в 2015 - 84,5%). Директорский корпус отвечает требованиям, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации: 88,6% руководителей имеют дополнительное профессиональное образование по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджер образования". 91 педагогический работник и 7 руководителей имеют ученую степень. | |
На 2,7% снизилось количество педагогических работников, имеющих стаж работы от 10 до 20 лет, на 2,4% - педагогических работников в возрасте свыше 55 лет. Происходит омоложение педагогических и руководящих кадров. Ежегодно на 1 - 1,5% растет количество педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет; доля руководителей, имеющих стаж работы до 20 лет, выросла на 3,9%; доля руководителей, имеющих стаж работы более 20 лет, уменьшилась на 8,3%. Вместе с тем возрастная структура в образовательном комплексе еще не является оптимальной. Задачи современного образования требуют от педагогов и руководителей большей мобильности и гибкости. Требуется развитие персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети и подростки имеют право на полноценный отдых и оздоровление. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков подразумевается комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, условия для развития творческого потенциала личности, формирования здорового образа жизни. В течение последних лет специалисты Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбурга регистрируют рост заболеваемости детей и подростков. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В связи с этим дети и подростки в первую очередь нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по организации отдыха и оздоровления. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является неотъемлемой частью социально-демографической политики Администрации города Екатеринбурга. | |
Обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях остается одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга. В целях сохранения в 2018 - 2021 годах стопроцентной обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования сеть муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга в 2018 - 2021 годах должна быть увеличена на 2115 мест путем строительства, реконструкции зданий, а также возврата в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных зданий детских садов после проведения в них капитального ремонта | |
Цель программы | Формирование единого образовательного пространства Екатеринбурга, гарантирующего доступность и качество общего и дополнительного образования, отдыха и оздоровления, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого обучающегося |
Основные задачи программы | Обеспечение предоставления общедоступного бесплатного качественного общего и дополнительного образования при соответствующем уровне качества и безопасности предоставления образовательных услуг, социализации обучающихся в соответствии с меняющимися запросами личности, общества, государства и задачами социально-экономического развития города, региона, Российской Федерации. Развитие материально-технической базы муниципальных образовательных организаций и детских оздоровительных лагерей в целях создания условий, обеспечивающих получение качественных и безопасных образовательных услуг, содержательный отдых, качественное оздоровление детей и подростков, в том числе в оздоровительных лагерях круглогодичного действия. Развитие сети дошкольных образовательных организаций в муниципальном образовании "город Екатеринбург" |
Перечень подпрограмм муниципальной программы | Подпрограмма "Развитие системы образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов" на 2017 - 2022 годы (приложение N 1 к Программе). Подпрограмма "Обеспечение функционирования и развития муниципальных организаций, учредителем которых является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга" на 2017 - 2022 годы (приложение N 2 к Программе). Подпрограмма "Развитие материально-технической базы муниципальных детских оздоровительных лагерей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2017 - 2022 годы (приложение N 3 к Программе). Подпрограмма "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018 - 2022 годы (приложение N 4 к Программе) |
(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 18.11.2020 N 2384) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | Организация образовательного процесса с учетом современных требований. Удовлетворенность детей и их родителей (законных представителей) качеством предоставления услуги дополнительного образования муниципальными образовательными организациями. Наличие статистической и аналитической основы для принятия эффективных управленческих решений. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация адресных мер для ликвидации зон низкого качества образования. Увеличение доли участников и победителей Всероссийской олимпиады школьников от общего количества школьников. Увеличение доли молодых специалистов от общего количества педагогических работников. Соответствие профессиональной компетенции педагогов и руководителей требованиям профессиональных стандартов. Увеличение количества муниципальных детских оздоровительных лагерей, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечение их устойчивого и полноценного функционирования, сохранение муниципальных детских оздоровительных лагерей в зимний период, организация отдыха в оздоровительных лагерях круглогодичного действия, обеспечение безопасности пребывания детей в муниципальных загородных оздоровительных лагерях. Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, сохранение и развитие сети негосударственных дошкольных образовательных организаций. |
Устойчивое функционирование системы образования, в том числе: обеспечение современной предметно-образовательной среды образовательных организаций с учетом целей, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом, в 80% организаций; обеспечение условий осуществления образовательного процесса, отдыха и оздоровления детей и подростков, отвечающих требованиям пожарной безопасности, действующих санитарных норм и правил и требованиям обеспечения безопасности пребывания обучающихся и работников в муниципальных образовательных организациях |