Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Таблица 10


 Баланс трудовых ресурсов области

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Баланс трудовых ресурсов, всего, тыс. чел.

91.7

89.2

86.8

84.1

79.1

73.8

68.4

62.9

Избыток/недостаток, %

15.1

14.7

14.3

13.8

13.0

12.1

11.2

10.3

Баланс трудовых ресурсов за минусом населения старше и младше трудоспособного возраста, тыс. чел.

9.8

7.3

4.9

2.2

-2.8

-8.2

-13.6

-19.1

Избыток/недостаток, %

1.6

1.2

0.8

0.4

-0.5

-1.3

-2.2

-3.1


В настоящее время область в некоторой степени обеспечена трудовыми ресурсами, однако стоит обратить внимание на следующие проблемы:

к 2020 году "запас" трудовых ресурсов сократится на 4.8 процентного пункта с 15.1% до 10.3%. "Запас" трудовых ресурсов содержит отдельные категории граждан, имеющие экономическую активность и желающие работать, однако по определенным причинам не имеющие возможности приступить к профессиональной деятельности (например, женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, не получивших места в детском саду). Таким образом, можно говорить о "пограничной" ситуации с обеспечением кадрами экономики области;

порядка 82.0 тыс. чел. младше и старше трудоспособного возраста заняты в экономике региона. В случае прекращения трудовой деятельности данной категории граждан область столкнется с нехваткой трудовых ресурсов уже в 2017 году.

В настоящее время регулирование рынка труда осуществляется системой государственной службы занятости населения области, которая состоит из Департамента труда и занятости населения области и государственных казенных учреждений центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах, а также Департамента образования области и образовательных учреждений области, отраслевых органов исполнительной государственной власти области в соответствии со своими полномочиями.

С целью всестороннего анализа, а также выбора в дальнейшем основных направлений Стратегии выполнен SWOT-анализ тенденций развития трудовых ресурсов области, социально-экономических процессов, связанных с развитием трудовых ресурсов, обеспечения трудовыми ресурсами задач экономического роста области, в процессе которого определены сильные (S) и слабые (W) стороны, а также возможности (O) и угрозы (T) внешних факторов, влияющих на развитие трудовых ресурсов.

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Развитая система прогнозирования потребности экономики области в трудовых ресурсах на среднесрочный и долгосрочный периоды.
2. Наличие в области программ содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда.
3. Развитое частно-государственное и социальное партнерство.

1. Сокращение численности населения области, в том числе в трудоспособном возрасте, и увеличение населения в возрасте старше трудоспособного.
2. Ухудшение здоровья населения области.
3. Снижение обеспечения учреждениями культурного типа и рекреационной инфраструктуры населения области, прежде всего в сельских территориях.

4. Наличие широкой сети профессиональных образовательных организаций, подготавливающих кадры рабочих профессий и специальностей, необходимых для отраслей экономики области.
5. Высокоэффективные предприятия, обладающие современными инновационными технологиями и производствами.
6. Рост уровня профессионального образования населения области.
7. Рост производительности труда в экономике области.
8. Рост уровня заработной платы, увеличение доли оплаты труда в валовом региональном продукте

4. Низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, а также в рабочих профессиях.
5. Структурный перекос уровня заработной платы, производительности труда и веса отрасли в экономике (наибольший уровень заработной платы приходится на непроизводительные виды экономической деятельности, а на финансовую деятельность и государственное управление), опережающий рост реальной заработной платы над производительностью труда.
6. Дисбаланс объемов и профилей обучения в профессиональных образовательных организациях и потребностей рынка труда в рабочей силе.

7. Отсутствие эффективной трудовой миграции, как внутренней, так и внешней.
8. Низкая профессиональная и территориальная мобильность населения.
9. Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, как в профессионально-квалификационном, так и в территориальном разрезе.
10. Ухудшение условий труда работников.
11. Отсутствие координации действий органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по вопросам развития трудовых ресурсов.

12. Отсутствие в большинстве муниципальных районов области сформулированной кадровой политики.
13. Отсутствие программных мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
14. Низкий уровень взаимодействия работодателей, профессиональных и научных сообществ в части определения потребностей экономики в кадрах, в том числе в определении необходимых профессиональных квалификаций.
15. Отсутствие гибкости системы профессионального образования области на краткосрочный и среднесрочный периоды

Возможности

Угрозы

1. Обеспечение роста производительности труда с целью нивелирования демографических проблем снижения численности трудовых ресурсов области.
2. Обеспечение роста трудового потенциала населения области, в том числе повышения уровня профессионального образования, показателей здоровья, возможности рекреации и активной общественной жизни.
3. Развитие системы внутрипроизводственного обучения (на рабочем месте).

1. Увеличение темпов сокращения численности населения, в том числе экономически активного населения.
2. Ускорение снижения показателей здоровья населения области.
3. Отток квалифицированных специалистов в другие регионы с более высоким уровнем жизни населения.
4. Сохранение низкого уровня оплаты труда в бюджетной сфере и рабочих профессий, усугубление структурного перекоса уровня заработной платы, производительности труда и веса отрасли в экономике по видам экономической деятельности.

4. Формирование единой системы управления развитием трудовых ресурсов на основе обеспечения взаимодействия деятельности органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и общественных организаций области, внедрение новых технологий стратегического планирования и прогнозирования.

5. Сохранение низкого уровня занятости населения в отдельных территориях области.
6. Широкое распространение нестабильной занятости и высокая текучесть кадров по отдельным видам экономической деятельности.
7. Сокращение числа рабочих мест как следствие замедления темпов экономического роста

5. Обеспечение гибкости системы профессионального образования.
6. Ускорение инвестиционных процессов в экономике области, развитие приоритетных кластеров и малого и среднего предпринимательства, создание в экономике новых высокопроизводительных рабочих мест.
7. Рост реальной заработной платы в экономике области, в том числе в бюджетной сфере






Главной проблемой рынка труда области является структурная безработица, что является показателем неэффективности функционирования рынка труда, обусловленной прежде всего низкой мобильностью рабочей силы, недостатками системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также информационной системы рынка труда. Структурный дисбаланс - одна из наиболее острых проблем рынка труда при экономическом росте.

Наличие безработицы ведет к макроэкономическим потерям в виде недопроизведенного валового регионального продукта, влияет на процессы установления в экономике равновесной оплаты труда.