Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2011 года N 239-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Белгородской области от 16.12.2013 N 522-пп.
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 26.09.2011 года N 348-пп, НГР: ru31000201100475;
Постановление правительства Белгородской области от 02.04.2012 года N 145-пп, НГР: ru31000201200159;
Постановление правительства Белгородской области от 24.12.2012 года N 588-пп, НГР: ru31000201200823}

Во исполнение пункта 21 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N Пр-3534, в целях совершенствования условий для дальнейшего привлечения инвестиций и развития инвестиционной деятельности правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011-2015 годах" (далее — Программа, прилагается).

2. Определить координатором Программы департамент экономического развития области (Левченко А.А.).

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов принять участие в реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Левченко А.А.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля до 2016 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Белгородской области
от 27 июня 2011 года
N 239-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 26.09.2011 года N 348-пп, НГР: ru31000201100475;

Постановление правительства Белгородской области от 02.04.2012 года N 145-пп, НГР: ru31000201200159}

Долгосрочная целевая программа "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011 - 2015 годах"

Белгород - 2011

Паспорт долгосрочной целевой программы "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011-2015 годах"


Наименование долгосрочной целевой программы

-долгосрочная целевая программа "Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011-2015 годах" (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке долгосрочной целевой программы

-пункт 21 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N Пр-3534 "Обеспечить разработку и реализацию региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации, предусмотрев, в частности, сокращение сроков выдачи разрешений и осуществление иных мер для формирования благоприятной административной среды, подготовку необходимой инвесторам инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержку продвижения на рынок инновационной продукции";

 1.  распоряжение правительства Белгородской области от 28 декабря 2010 года N 597-рп "Об утверждении Плана мероприятий правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года";

 2.  распоряжение правительства Белгородской области от 11 апреля 2011 года N 154-рп "О разработке долгосрочной целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011-2015 годах"

Государственный
 заказчик
 долгосрочной
 целевой
 программы

-правительство Белгородской области

Представитель
 государственного
 заказчика
 (координатор)
 долгосрочной
 целевой
 программы

-департамент экономического развития области

Руководитель долгосрочной целевой программы

-Левченко Александр Александрович — начальник департамента экономического развития Белгородской области - заместитель председателя правительства Белгородской области

Разработчик долгосрочной целевой программы

- департамент экономического развития области

Исполнители долгосрочной целевой программы

-департамент экономического развития области;

 -департамент строительства транспорта и жилищно- коммунального хозяйства области;

 -департамент агропромышленного комплекса области;

 -департамент здравоохранения и социальной защиты населения области;

 -департамент образования, культуры и молодежной политики области;

 -департамент кадровой политики области;

 -департамент имущественных и земельных отношений области;

 -Администрация Губернатора области;

 -Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в области;

 -управление архитектуры и градостроительства области

Участники долгосрочной целевой программы

-администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию);

 -Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

 -ОГУ "Белгородский региональный ресурсный инновационный центр";

 -н екоммерческая организация "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Белгородской области" (по согласованию);

 -Белгородская торгово-промышленная палата (по согласованию);

-хозяйствующие субъекты области (по согласованию);

 -иные организации-исполнители, определяемые в соответствии с действующим законодательством, с которыми представитель заказчика заключает государственные контракты либо иные гражданско- правовые договоры

Цель
 долгосрочной
 целевой
 программы

-улучшение инвестиционного климата области для формирования Белгородской интеллектуально- инновационной системы

Задачи долгосрочной целевой программы

-совершенствование нормативной правовой базы в сфере инвестиционной деятельности в Белгородской области;

 -создание благоприятной административной среды и подготовленной инфраструктуры для привлечения инвестиций;

 -совершенствование финансовых механизмов дальнейшего привлечения инвестиций;

 -продвижение имиджа Белгородской области как инвестиционно привлекательного региона на территории Российской Федерации и за рубежом;

 -поддержка продвижения инновационной продукции на внутренних и внешних рынках;

 -кадровое обеспечение инвестиционного процесса

Срок реализации долгосрочной целевой программы

- 2011-2015 годы

Объем и
 источники
 финансирования

- Общий объем финансирования Программы за 2011-2015 годы за счет всех источников финансирования - 214,99 млн.рублей

по годам

(млн. рублей)

реализации долгосрочной целевой программы

Всего

в том числе по годам реализации:

2011

2012

2013

2014

2015

Итого, в том
 числе:

214,99

1,85

203,84

3,10

3,10

3,10

областной бюджет

4,49

-

1,19

1,10

1,10

1,10

внебюджетные источники

210,50

1,85

202,65

2,00

2,00

2,00

Целевые
 показатели
 реализации
 долгосрочной
 целевой
 программы

-привлечение в экономику области за 2011-2015 годы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования не менее 599,2 млрд. рублей, из них за счет реализации мероприятий Программы - 40 млрд. рублей;

 -увеличение в 2015 году объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения до 91 тыс. рублей против 59,4 тыс. рублей в 2010 году;

 -количество инвестиционных проектов по созданию новых производств, открытых в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года N 202-пп "Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области" в результате реализации мероприятий Программы, (нарастающим итогом) - 50 единиц;

 -количество инвестиционных проектов по созданию новых производств, реализованных в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года N 202-пп "Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области" в результате реализации мероприятий Программы, (нарастающим итогом) - 40 единиц

Показатели
 социально-
 экономической
 эффективности
 реализации
 долгосрочной
 целевой
 программы

-количество созданных рабочих мест в результат е реализации инвестиционных проектов в рамках Программы - 3 000 единиц;

 -налоговые поступления в консолидированный бюджет Белгородской области от реализации инвестиционных проектов в рамках реализации мероприятий Программы - 1356,25 млн. рублей

Система
 организации
 контроля за
 исполнением
 долгосрочной
 целевой
 программы

-общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - правительство Белгородской области. От имени государственного заказчика Программы оперативную работу по организации управления координации Программой и контролю за ходом ее реализации осуществляет координатор Программы - департамент экономического развития области. Оперативное управление осуществляется в соответствии с мероприятиями Программы, определяющими сроки, исполнителей и участников реализации мероприятий.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


Инвестирование является одним из важнейших источников экономического роста и основой научно-технического прогресса. Успешное решение задач обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста региона на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в значительной степени зависит от формирования и реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций, которые оказывают существенное влияние на уровень социально-экономического развития Белгородской области.

Инвестиционная привлекательность Белгородской области базируется на следующих конкурентных преимуществах: благоприятных природно- климатических, географических, социально-политических, демографических факторах, стабильном уровне жизни населения, наличии высокого научного и технологического потенциалов, развитой транспортной, инженерной, рыночной инфраструктуры, высококвалифицированных кадров, высших и средних учебных заведений и законодательной базы, активной позиции правительства области в вопросах развития хозяйственного комплекса. Единой сетью дорог с твердым покрытием соединены города, поселки и села области. В настоящее время область практически полностью газифицирована, уровень газификации составляет 98,5 процента. Все это обуславливает возможность организации на территории области производства с любым отраслевым профилем.

Согласно экспертным оценкам в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Белгородская область имеет одновременно стабильный и качественный инвестиционный климат. По итогам рейтинга российских регионов в 2009-2010 годах, составленного экспертным агентством "Эксперт РА", Белгородская область, находящаяся в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском, заняла 2 место за минимальный экономический риск инвестирования, 11 место — по уровню инвестиционного риска и 19 место - по уровню инвестиционного потенциала.

Относительно небольшая по площади и численности населения Белгородская область занимает значительное место в Российской Федерации по добыче железной руды, производству окатышей железорудных, высокосортных марок стали, цемента, листов асбестоцементных, сахара, растительного масла, мясной и молочной продукции. Регион является единственным производителем в России и Европе губчатого железа - продукта высокой металлургической ценности. В 2010 году удельный вес мяса птицы, реализованного на убой (в живом весе), в общероссийском объеме составил 18 процентов, свинины - 23,3 процента, в Центральном федеральном округе — соответственно 47 процентов и 53,4 процента, что обеспечивает области лидирующие позиции в агропромышленном комплексе. По объему введенного жилья в расчете на 1000 человек населения.

Белгородская область на протяжении ряда лет входит в лидирующую десятку регионов Российской Федерации, среди областей Центрального федерального округа занимает второе место после Московской области с ежегодным объемом ввода жилья за счет всех источников финансирования более 1 млн. кв. метров.

Правительством области проводится целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. С 2002 года работает Инвестиционный совет при Губернаторе области, осуществляющий рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, планируемых к реализации по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы. Разработан порядок оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов. За время работы Инвестиционного совета при Губернаторе области общий объем государственной поддержки, предоставленной хозяйствующим субъектам области, осуществляющим реализацию социально и экономически значимых инвестиционных проектов, составил 14,3 млрд. рублей.

Формированию благоприятных инвестиционных условий способствует созданная нормативная правовая база. Реализуется Стратегия социально- экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп, которая определяет приоритеты и обеспечивает общий вектор развития области в долгосрочной перспективе на основе взаимодействия органов власти, бизнеса и общества.

В области проводится планомерная работа по обеспечению земельными ресурсами реализуемых областных целевых программ и инвестиционных проектов. В этих целях, начиная с 2004 года, проделана значительная работа по формированию областного земельного фонда. В государственной собственности области в настоящее время находится 615,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, составляющих более 35 процентов в общем объеме сельхозугодий на территории области, что позволяет оперативно обеспечивать реализацию инвестиционных проектов, конструктивно влиять на обеспечение стабильного землепользования и предотвращать негативные тенденции, в том числе спекулятивного характера.

Управление и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности области, осуществляется ОАО "Белгородский земельный фонд" в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 года N 36-пп "О порядке управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области".

Кроме того, проводится работа по формированию земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в целях предоставления для реализации инвестиционных проектов агропромышленными предприятиями, а также для индивидуального жилищного строительства. В области осуществляется опережающее развитие энергосистем посредством реализации инвестиционных программ энергоснабжающих организаций, ежегодно утверждаемых правительством области, что дает технологическую возможность инвесторам практически в любой точке Белгородской области подключиться к газовым и электрическим сетям. В приоритетном порядке решаются вопросы строительства подводящих сетей к новым производственным площадкам, микрорайонам массовой индивидуальной жилищной застройки.

Ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Белгородэнерго" являются одними из самых низких по сравнению со ставками, принятыми в соседних регионах, и в 2011 году остались без изменения на уровне 2010 года. Это обусловлено исключением из структуры ставок инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры (кроме расходов на строительство новых объектов электросетевого хозяйства). Принятие данного решения по снижению платы за технологическое присоединение к электросетям способствует росту количества присоединяемых заявителей и введению дополнительных мощностей, делает данную услугу, регулируемую государством, более доступной для потребителей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, и послужит дополнительным стимулом развития предпринимательства и привлечения инвестиций в область.

В целях обеспечения рационального использования топливно- энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики области и снижения энергоёмкости валового регионального продукта реализуется долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белгородской области на 2010-2015 годы и целевые показатели на период до 2020 года", утвержденная постановлением правительства области от 30 октября 2010 года N 364-пп.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Белгородской области в рамках реализации механизма государственно- частного партнерства предусмотрены и реализуются следующие меры государственной финансовой поддержки инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области:

-возможность применения хозяйствующими субъектами, реализующими инвестиционные проекты в рамках областных целевых программ развития животноводства льгот по налогу на имущество организаций в соответствии с законом Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций";

-предоставление государственных гарантий Белгородской области для обеспечения исполнения кредитных обязательств хозяйствующими субъектами области в соответствии с законом Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 163 "О государственных гарантиях Белгородской области". Программа государственных гарантий Белгородской области на текущий финансовый год в валюте Российской Федерации утверждается законом Белгородской области об областном бюджете на текущий финансовый год;

-реструктуризация обязательств по предоставленным до 1 января 2008 года бюджетным кредитам в соответствии с Положением о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета, которое утверждается законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год;

-возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам сельхозтоваропроизводителями в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы за счет средств федерального и областного бюджетов. Сумма выплаченных субсидий на эти цели ежегодно увеличивается. Если в 2007 году по инвестиционным кредитам было выплачено из федерального бюджета 2,2 млрд. рублей, то в 2010 году этот показатель увеличился до 6,5 млрд. рублей;

-поддержка малого и среднего предпринимательства в Белгородской области за счет средств областного бюджета в соответствии с областными программами развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области и постановлением правительства области от 20 октября 2008 года N 250-пп "О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области". За 2006-2010 годы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства направлены средства областного бюджета в объеме 525,7 млн. рублей. При этом в 2010 году объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 4,5 раза превысил показатель 2006 года;

-предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов в сфере наноиндустрии участниками долгосрочной целевой программы "Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы", утвержденной постановлением правительства области от 18 января 2010 года N 9-пп.

В целях усиления контроля за своевременным исполнением обязательств хозяйствующими субъектами области, получившими государственную поддержку, и исключения наступления права регрессного требования кредитного учреждения к казне области отраслевыми департаментами области на постоянной основе осуществляются сопровождение и мониторинг реализации инвестиционных проектов, проводится текущий анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов и программ деятельности данных предприятий.

Важным фактором развития инвестиционной среды является совершенствование кадрового потенциала области, которое осуществляется путем реализации областных целевых программ формирования и развития системы региональной кадровой политики, подготовки кадров для отраслей народного хозяйства, развития государственной и муниципальной службы, формирования резерва управленческих кадров. Также в области ведется постоянная работа по снижению административных барьеров для инвесторов.

В результате за 2006-2010 годы на развитие экономики и социальной сферы Белгородской области организациями всех форм собственности использовано 403,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Рост инвестиций в сопоставимых ценах за пятилетний период составил 1,8 раза. По освоению инвестиций в основной капитал в 2010 году Белгородская область занимает пятое место среди регионов Центрального федерального округа. Отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту Белгородской области соответствует .уровню развитых стран (не менее 25-30 процентов). Такая тенденция благоприятно сказывается на решении задач экономического роста региона за счет инвестиционной составляющей.

За последние годы в области реализованы уникальные крупномасштабные инвестиционные проекты в горно-металлургическом комплексе, сдан в эксплуатацию целый ряд объектов в рамках выполнения областных целевых программ развития птицеводства, свиноводства и молочного животноводства и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", введены новые мощности в топливно- энергетическом комплексе, начата реализация проектов в машиностроительном комплексе.

В рамках реализации областных целевых программ осуществлялось совершенствование дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры области посредством строительства новых автодорог в населенных пунктах, объездных дорог, транспортных развязок, подъездных дорог к животноводческим комплексам, микрорайонам индивидуального жилищного строительства, реконструкции существующих автодорог с целью повышения их категории и пропускной способности, поддержания и совершенствования улично-дорожной сети населенных пунктов области. Развивалось массовое индивидуальное жилищное строительство при поддержке в виде предоставления населению земельных участков, жилищных займов на льготных условиях, инженерного обустройства микрорайонов индивидуального жилищного строительства. Ежегодно вводились школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта. В целях создания комфортного жизненного пространства активно реализуется областной проект озеленения и ландшафтного обустройства территории области "Зеленая столица".

В то же время, по данным выборочного обследования Белгородстата, основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Белгородской области, являются недостаток собственных финансовых средств (на это указали 67 процентов руководителей организаций), инвестиционные риски (21 процент), высокий процент коммерческого кредита (24 процента), неопределенность экономической ситуации в стране (17 процентов), недостаточный спрос на продукцию (17 процентов). Во многом именно этими причинами объясняется то, что у инвестиционных проектов переносятся сроки реализации на более поздний период, изменяются объем финансирования и показатели эффективности. Кроме того, причинами, влияющими на приток инвестиций в область, являются недостаточная межведомственная координация процесса реализации инвестиционных проектов, а также отсутствие организации, курирующей вопросы повышения инвестиционной привлекательности Белгородской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»