ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2015 года N 373-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 452-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 452-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области" следующие изменения:

в приложении к постановлению:

1.1. Раздел 1 изложить в следующей редакции:


 "1. Паспорт государственной программы

Наименование программы

Охрана окружающей среды Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2020 годы

Администратор программы

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области

Ответственные исполнители

1. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Служба ветеринарии Ивановской области

Исполнители

1. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Служба ветеринарии Ивановской области

Перечень подпрограмм

Аналитические подпрограммы:

1. "Региональный государственный экологический надзор" (приложение 3).

2. "Красная книга Ивановской области" (приложение 5).

3. "Воспроизводство и использование биологических ресурсов Ивановской области" (приложение 6).

4. "Организация проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников" (приложение 7).

5. "Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории" (приложение 9).

Специальные подпрограммы:

1. "Регулирование качества окружающей среды" (приложение 1).

2. "Обращение с отходами производства и потребления" (приложение 2).

3. "Государственная экологическая экспертиза" (приложение 4).

4. "Мероприятия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов" (приложение 8)

Цель (цели) программы

1. Сохранение текущего уровня экологической безопасности.

2. Создание комплексной системы управления отходами на территории Ивановской области.

3. Обеспечение сохранения видового разнообразия, воспроизводства и рационального использования биологических ресурсов

Объем ресурсного обеспечения программы

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 21593600,00 руб.,

2015 год - 20303330,62 руб.,

2016 год - 13100900,00 руб.,

2017 год - 17432522,22 руб.,

2018 год - 25960093,65 руб.,

2019 год - 24960093,65 руб.,

2020 год - 22960093,65 руб.,

- областной бюджет:

2014 год - 14209700,00 руб.,

2015 год - 13915130,62 руб.,

2016 год - 6849900,00 руб.,

2017 год - 10687822,22 руб.,

2018 год - 25960093,65 руб.,

2019 год - 24960093,65 руб.,

2020 год - 22960093,65 руб.,

- федеральный бюджет:

2014 год - 7383900,00 руб.,

2015 год - 6388200,00 руб.,

2016 год - 6251000,00 руб.,

2017 год - 6744700,00 руб.,

2018 год - -,

2019 год - -,

2020 год - -.

Внебюджетное финансирование:

2014 год - 135000000,00 руб.,

2015 год - 155000000,00 руб.,

2016 год - 15000000,00 руб.,

2017 год - 15000000,00 руб.,

2018 год - 15000000,00 руб.,

2019 год - 15000000,00 руб.,

2020 год - 15000000,00 руб.,

- средства некоммерческого партнерства "Ассоциация предприятий сферы управления отходами Ивановской области":

2014 год - 135000000,00 руб.,

2015 год - 155000000,00 руб.,

2016 год - 15000000,00 руб.,

2017 год - 15000000,00 руб.,

2018 год - 15000000,00 руб.,

2019 год - 15000000,00 руб.,

2020 год - 15000000,00 руб."


1.2. Подраздел 2.4 изложить в следующей редакции:


 "2.4. Охрана объектов животного, растительного мира, водных биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Ивановской области


Биологическое разнообразие животного и растительного мира Ивановской области может быть охарактеризовано следующими данными:

- флора Ивановской области включает более тысячи видов дикорастущих и культурных растений. Леса Ивановской области занимают около 1 миллиона гектаров, из которых 46% хвойные;

- фауна Ивановской области, по данным кадастра животного мира, представлена 292 видами позвоночных животных, в том числе: птиц - 225, млекопитающих - 53, амфибий - 9 и рептилий - 5 видов. К объектам охоты отнесено 76 видов объектов животного мира, обитающих на территории охотничьих угодий общей площадью более 2 миллионов гектаров. На территории Ивановской области по состоянию на 2013 год долгосрочное пользование охотничьими ресурсами осуществляют 44 юридических лица, из которых 4 осуществляют деятельность в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира;

- в водных объектах Ивановской области обитают 43 вида рыб, из которых 22 являются промысловыми, таким образом, Ивановская область обладает высоким рыбохозяйственным потенциалом. Основной формой ведения рыбного хозяйства является предоставление в долгосрочное пользование рыбохозяйственным организациям объектов рыболовства в утвержденных границах рыбопромысловых участков.

На территории области обитают эндемичные для России виды живых организмов: из рыб - русская быстрянка, из птиц - среднерусская белая куропатка, из млекопитающих - русская выхухоль. Территория региона входит в ареалы 16 видов грибов, лишайников и растений и 32 вида животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Из "краснокнижных" видов животных 16 должны охраняться также в соответствии с международными соглашениями (МСОП, СИТЕС, Бернской и Боннской конвенциями и др.).

По итогам наблюдений динамика биологического разнообразия и численности популяций растительного и животного мира за последнее десятилетие претерпевает постоянные колебания и в настоящее время по некоторым видам наблюдается снижение численности, обусловленное естественными процессами. Вместе с тем, снижение нагрузки на сельскохозяйственные земли за последнее время привело к улучшению состояния микрофлоры и фауны почвы, увеличению полезных насекомых и птиц.

Таблица 4


 Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере охраны объектов животного, растительного мира и водных биологических ресурсов Ивановской области

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013 оценка

1.

Количество видов охотничьих животных, обитающих на территории Ивановской области

единиц

76

76

76

76

2.

Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Ивановской области

%

20

20

22

28

3.

Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, к общему количеству выявленных нарушений

%

50

60

76

85

4.

Количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов

разрешений

8654

30634

4062

4000

5.

Доля разрешений на добычу охотничьих ресурсов, дистанционно выданных с применением СМЭВ

%

0

0

0

30

6.

Функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения заказника "Заволжский" и заказника "Затеихинский"

единиц

1

1

1

1

7.

Количество выданных охотничьих билетов единого федерального образца с 01.07.2011

билетов

0

3021

11659

700

8.

Формирование рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства

участков

0

0

2

3

9.

Общий объем предоставленных квот на вылов водных биологических ресурсов

тонн

0

170

365

200


В целях сохранения биологического разнообразия Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области:

- ведется Красная книга Ивановской области, в которую на начало 2013 года внесено 194 вида животных, 152 вида растений и 8 видов грибов;

- проводятся мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры в Ивановской области и осуществляются переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Важной задачей является реализация эффективной охраны охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ). В настоящее время на территории Ивановской области расположено 129 ООПТ, занимающих общую площадь 37605,3 га.

Процесс признания территорий особо охраняемыми природными территориями регионального значения происходил в 60 - 80 годы прошлого века, однако до настоящего времени установление границ ООПТ, передача ООПТ под охрану, оформление паспортов и положений на ООПТ в полной мере не проводились. В настоящее время принята государственная программа Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 430-п, реализация которой позволит к 2021 году оформить паспорта на 66 водных объектов, являющихся ООПТ, что является только половиной существующих ООПТ. С учетом повышенного внимания общественности и органов прокуратуры к исполнению полномочий в области ООПТ необходимо проводить работы и по остальным ООПТ.

В сфере охраны окружающей среды Ивановской области определены следующие основные проблемы:

1. Загрязнение окружающей среды вследствие нарушений экологических требований при утилизации (захоронении) бытовых и промышленных отходов.

2. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов.

3. Потенциальная возможность возникновения экологических аварий на экологически опасных объектах и территориях накопленного экологического ущерба.

4. Недостаточный уровень бюджетного финансирования сферы охраны окружающей среды. Основная часть средств областного бюджета направляется на финансирование текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области, к ведению которых отнесены вопросы охраны окружающей среды. В 2012 году, например, в полной мере финансировались только ведение Красной книги Ивановской области и деятельность по охране объектов животного мира.

С учетом положений:

- Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012;

- Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 2423-р;

- Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";

- Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (далее - Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы);

- Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ (далее - Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года);

- Концепции охраны окружающей среды Ивановской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ивановской области от 01.08.2012 N 218-рп, разработан прогноз развития сферы реализации программы.

При условии внедрения качественно новых механизмов регулирования отрасли, предусмотренных вышеуказанными документами стратегического планирования, к 2020 году следует ожидать снижение удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, наметится постепенный переход российской экономики от стадии экстенсивного развития к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему установление приоритета минимизации образования и использования (утилизации) отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением. Темпы перехода к новой модели развития и снижения негативного воздействия на окружающую среду существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, развития индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления, эффективности реализации мер региональной экологической политики, обеспеченных финансированием из областного бюджета.

В Ивановской области при сохранении текущей тенденции, связанной с отсутствием бюджетного финансирования сферы реализации Программы, проведение неотложных природоохранных мероприятий, в первую очередь направленных на рекультивацию закрытых объектов размещения отходов, ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба, создание региональной сети наблюдений за состоянием окружающей среды, будет отсрочено на 15 - 20 лет. При этом в большинстве других регионов ЦФО даже при сохранении существующих уровней финансирования отрасли к 2020 году снизятся удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду, что создаст конкурентные преимущества перед Ивановской областью в вопросах привлечения инвестиций и социально-экономического развития.

Стратегией социально-экономического развития Ивановской области на период до 2020 года установлены следующие целевые показатели деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сфере до 2020 года:

- снижение негативного воздействия на природную среду хозяйственной деятельностью;

- формирование системы природопользования, обеспечивающей защищенность природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

- снижение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов и обеспечение организации и благоустройства санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- минимизация негативного воздействия на природную среду в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе при реализации в регионе приоритетных инвестиционных проектов;

- предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, обеспечение экологического равновесия и биологического разнообразия;

- рекультивация нарушенных земель;

- развитие экологически ориентированного предпринимательства;

- обеспечение экологической безопасности в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе за счет снижения негативного влияния отходов производства и потребления и создания развитой инфраструктуры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Следует ожидать, что до 2020 года решение основных задач в сфере регулирования качества окружающей среды будет осуществляться с использованием следующих механизмов:

- участие в формировании правовых и экономических условий, способствующих стимулированию и развитию эколого-ориентированного предпринимательства;

- разработка и реализация программ и мероприятий экологической направленности;

- осуществление эффективного регионального государственного экологического надзора;

- возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;

- участие в совершенствовании системы мониторинга состояния окружающей среды;

- применение наилучших существующих технологий, в первую очередь при реализации инвестиционных проектов.

Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы установлено, что значительный вклад в достижение цели по снижению общей антропогенной нагрузки на окружающую среду внесет эффективная реализация полномочий субъектов Российской Федерации, а также переданных им полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Вклад субъектов Российской Федерации в достижение общей цели обусловлен реализацией следующих мероприятий:

1) по снижению общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, в частности:

- осуществление регионального государственного экологического надзора;

- осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы, в том числе проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

- реализация мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе по модернизации производственных объектов, оснащению источников выбросов современными газопылеулавливающими устройствами, реконструкции очистного оборудования;

- реализация мероприятий, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обезвреживание и безопасное захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, рекультивация загрязненных участков;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»