Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 мая 2015 года N 221-рП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Пензенской области от 15 июля 2019 года N 369-рП
____________________________________________________________________

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями), Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года", Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы".

2.2. Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.09.2011 N 581-рП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП".

2.3. Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.02.2013 N 84-рП "О внесении изменений в стратегию развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП (с последующими изменениями)".

2.4. Пункты 1 и 2 распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 N 446-рП "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Пензенской области".

3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы реализации государственной политики в развитии туризма.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ



Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 19 мая 2015 года N 221-рП


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 1. Введение


Туризм в современном мире - это не только отрасль экономики, но и важное социальное явление, которое открывает людям возможность знакомства с историей и культурой разных народов, взаимного обмена опытом и знаниями.

В Российской Федерации уделяется большое внимание государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.

Стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) исходит из перспектив, определенных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями), Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года, утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), и сформирована в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации.

Под Стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность отдельных проектов и мероприятий организационного, экономического и информационного характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Пензенской области.

Стратегия разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.12.1996, N 49, ст. 5491; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, N 32, ст. 4298);

- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378);

- Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 16.06.2014, N 24, ст. 3105)

- федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями);

- Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).

Основные мероприятия, предусмотренные Стратегией развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, утвержденные распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы" (с последующими изменениями), выполнены досрочно и в полном объеме. В области наблюдается значительный рост показателей, характеризующих отрасль туризма: количество предприятий туристской индустрии, объем оказанных туристских услуг, численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

В рамках реализации Стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, с целью развития сельского туризма в регионе проводились совещания, обучающие семинары со специалистами администраций муниципальных районов и городских округов, оказывалась консультативная помощь по вопросам организации сельского туризма. В 2014 году разработаны методические рекомендации для глав администраций, фермеров, бизнесменов, специалистов социальной сферы по организации туризма на селе. Сформирован перечень инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов.

В области наблюдается рост событийных мероприятий. Мероприятия приобретают периодический характер. Ежегодно формируется туристский календарь событий, который размещается на сайте "Туризм и отдых в Пензенской области" welcome2penza.ru.

С целью повышения качества обслуживания в сфере туризма и достижения высокого уровня квалификации работников туристской сферы в 2013 году организована переподготовка работников туристской сферы по направлению "экскурсоведение" и "краеведение". Обучение прошли 20 экскурсоводов, которые после обучения работают на экскурсионных маршрутах. Подготовку специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Пензенской области осуществляют шесть учебных заведений.

В 2014 году проведены маркетинговые исследования объектов туристской отрасли, расположенных в Пензенской области в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги Москва - Самара - Челябинск М5 "Урал". В результате установлено, что в 2012 - 2013 годах свою деятельность осуществляли до 25 средств размещения с количеством койко-мест более 500. Процент загрузки номерного фонда и койко-мест в 2012 году в среднем составил 68,5%, в 2013 году - 73%, что свидетельствует о положительной динамике на 4,5%. Наряду с этим, по прогнозам, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году увеличится поток автомашин как легковых, так и грузовых (грузопоток примерно 135,3 млн. т. в год). Возникает острая необходимость обеспечения автопутешественников качественными современными услугами объектов придорожного сервиса. Несмотря на рост объектов придорожного сервиса в Пензенской области, не удается обеспечить предлагаемыми услугами всех потребителей данной отрасли. Интенсивное социально-экономическое развитие региона требует увеличения количества объектов придорожного сервиса. Поэтому на территории области ведется работа по созданию автотуристского кластера "Пензенский".

Разработка настоящей Стратегии обусловлена необходимостью определить новые приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе, обеспечить согласованность действий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии, определить приоритетные механизмы консолидации ресурсов субъектов туристской индустрии для получения максимального социально-экономического эффекта.

Реализацию мероприятий Стратегии предполагается осуществлять в два этапа, соответствующим правилам бюджетного процесса и долгосрочного прогнозирования:

I этап - (2015 - 2018 гг.) соответствует периоду реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 (с последующими изменениями), и предполагает:

- создание на территории региона туристских кластеров;

- подготовку документации и прохождение необходимых конкурсных процедур, предусмотренных Положением о конкурсном отборе Инвестиционных проектов, для включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденным приказом Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации от 22.04.2013 N 120-пр/13 "Об утверждении положения о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";

- поиск новых инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов;

- реализацию инвестиционных проектов на территории Пензенской области;

- создание системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;

- продвижение турпродукта Пензенской области на международных и российских туристских выставках, фестивалях и форумах, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также изготовление презентационной продукции.

II этап - (2019-2020 гг.) соответствует периоду проведения основных мероприятий, выполнения задач, содержащихся в основных стратегических документах Российской Федерации и Пензенской области, и предполагает:

- увеличение количества классифицированных объектов туристской индустрии;

- усовершенствование системы сбора и анализа статистической информации, характеризующей сферу туризма;

- увеличение количественных показателей, содержащихся в приложении к настоящей Стратегии;

- продвижение турпродукта Пензенской области на международных и российских туристских выставках, фестивалях и форумах, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также изготовление презентационной продукции.

Настоящая Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и становится инструментом формирования планов работы исполнительных органов государственной власти Пензенской области и участников туристских организаций, ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

2. Общемировые тенденции развития туризма

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа и приносит доход бюджету. Помимо значительной статьи дохода, туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения для мирового сообщества и рядовых граждан. Туристская деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.

На сферу туризма приходится около 9% мирового валового национального продукта (далее - ВВП) (более 6 трлн. долл. США) и более 255 миллионов рабочих мест.

В Российской Федерации численность работников турфирм (тыс. человек):

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

39,72

48,31

47,45

48,66

50,14


Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) (тыс. человек):

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

405,4

394,2

391,3

386,4

375,0


Поступления от международного туризма по всему миру в 2012 году достигли 1,075 млрд. долл. США по сравнению с 1,042 млрд. долл. США в 2011 году.

Основными факторами, способствующими ускоренному росту туризма как отрасли мировой экономики, являются следующие:

развитие международных отношений, упрощающих визовые режимы между отдельными странами;

глобализация экономических процессов и превращение туризма в обязательный атрибут большинства видов экономической деятельности;

рост расходов туристов, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в ряде стран;

повышение интереса населения к культурно-познавательному и природноориентированному туризму;

упрощение процедуры бронирования и приобретения туров и авиабилетов (в результате развития интернет-технологий).

В Российской Федерации инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц и прочих мест для временного проживания) составили (млн. руб.):

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

17 904,5

20 668,7

41 223,7

27 632,7

15 418,4


Предполагается, что доля туризма и связанных с ним отраслей в общем объеме валового продукта Российской Федерации возрастет до 6 процентов, в общей занятости - до 5,9 процента, в общем объеме инвестиций - до 2,6 процента.

На международном туристском рынке увеличивается популярность Российской Федерации как туристской дестинации. На долю Российской Федерации в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире, а число международных прибытий в 2012 году на 12 процентов превысило аналогичный показатель 2011 года. По темпам роста международной популярности Российская Федерация обогнала Швейцарию, Норвегию, Австрию и другие европейские страны - традиционные центры въездного туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»