Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 февраля 2013 года N 84-рП


О внесении изменений в Стратегию развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы, утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП (с последующими изменениями)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Пензенской обл. от 19.05.2015 N 221-рП.
____________________________________________________________________

В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, во исполнение распоряжения Правительства Пензенской области от 04.12.2012 N 612-рП "О развитии внутреннего туризма в Пензенской области", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):

1. Внести в Стратегию развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы (далее - Стратегия), утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы" (с последующими изменениями), следующие изменения:

1.1. Раздел 1 "Общие положения" и Раздел 2 "Современное состояние и проблемы развития туризма Пензенской области" Стратегии изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

1.2. В разделе 3 "Перспективы развития туризма в Пензенской области" Стратегии:

1.2.1. Абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"Стимулом для развития туризма станет участие Пензенской области в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 N 644".

1.2.2. Абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"Программа предполагает на основе государственно-частного партнерства использование федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций, обеспечение участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест, наращивание внутреннего спроса и развитие территорий. На период с 2011 по 2018 год в Пензенской области планируется строительство новых и модернизация существующих объектов туристской сферы. Среди них: реконструкция санатория "Надежда" в с.Ульяновка Кузнецкого района, расширение горнолыжной базы "Ива" в с.Ива Нижнеломовского района, реконструкция пансионата "Нижнелиповский" в п.Нижняя Липовка Сосновоборского района, создание туристского парка на базе зоны отдыха "Чистые пруды", строительство нового объекта "Крепость Пенза фольклорной этнической деревни в Кузнецком районе, музе" и других объектов показа, расположенных в непосредственнс близости к федеральной трассе М-5 "Урал".

1.3. В разделе 6 "Этапы реализации стратегии" Стратегии:

1.3.1. Абзац седьмой изложить в новой редакции:

"- использование опыта сотрудничества субъектов Российской Федерации в области развития внутреннего туризма, разработка на его основе технологий формирования единого туристического пространства путем реализации межрегиональных туристских проектов и создания единого туристического бренда, а также обмен опытом по практическим вопросам продвижения и реализации межрегионального туристского продукта в рамках соглашения о сотрудничестве между Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тверской областями, республиками Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Пермским краем".

2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-губернатора Пензенской области.

Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


Приложение
к распоряжению
Правительства Пензенской области
от 28 февраля 2013 года N 84-рП

     

1. Общие положения


Под Стратегией развития туризма в Пензенской области (далее - Стратегия) понимается интегрированная модель действий, предназначенных для достижения определенных целей. В данном случае целью является развитие туризма в Пензенской области. Положения настоящей Стратегии должны стать конкретным долгосрочным планом по развитию туризма с отражением долгосрочного качественного направления развития туризма на территории Пензенской области до 2016 года.

Стратегия определяет систему основных приоритетов и важнейшие направления развития сферы туризма в области. Успешность ее реализации зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия Правительства области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области.

Основой разработки Стратегии являются:

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 N 51;

- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

- Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденная Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями);

- маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области, проведенные Пензенским государственным университетом в 2008 и 2011 годах.

Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Вопрос необходимости Стратегии обосновывается тем, что на областном уровне требуются общие принципы, на основе которых государственные органы, курирующие туристическую сферу, могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное развит сферы туризма в области.

В настоящее время в Пензенской области действует долгосрочная целевая программа "Развитие туризма Пензенской области на 2009-2013 годы". Это уже третья программа, поскольку использование программно-целевых методов - наиболее эффективный подход к решению задач, связанных с формированием благоприятных экономических организационных, правовых и иных условий развития туризма в Пензенской области.

В дальнейшем конкретизация Стратегии планируется в разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризм; в Пензенской области на 2014-2016 годы".

2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Пензенской области


Пензенская область обладает достаточным природным культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения туристов. Природные условия области довольно разнообразны. Пензенская области лежит в умеренном географическом поясе, на стыке лесной лесостепной и степной природных зон. Обширную часть территории занимают западные склоны Приволжской возвышенности, и только крайний запад является восточной окраиной Окско-Донской равнины. В связи с относительно небольшими размерами территории (территория области вытянута с запада на восток на 330 км и с севера на юг - на 204 км, площадь - 43,3 тыс.кв.км) и высокой обеспеченностью транспортными путями область характеризуется проницаемостью пространства для инвестиционных вложений. В области насчитывается свыше 200 рек. Наиболее крупные из них - Сура, Мокша, Хопер, Ворона.

Значительные площади на севере и северо-востоке занимают серые лесные почвы. Лугово-лесные ландшафты севера и северо-востока сменяются на юге лугово-степными и степными. Смешанные и широколиственные леса занимают 20% территории. Сохранились участки целинных степей (Попереченская, Кунчеровская, Островцовская заповедные степи).

Животный мир весьма разнообразен. В пределах области насчитывается около 60 видов млекопитающих, 30 видов рыб, более 200 видов птиц. В области много заказников и охотничьих хозяйств.

Территория области относится к регионам с наиболее благоприятным сочетанием природных условий для здоровья людей (равнинный рельеф, умеренно жаркое лето, умеренно холодная зима, низкая заболоченность, сравнительно высокая лесистость и др.).

Природное и культурно-историческое разнообразие Пензенской области позволяет развивать многие виды туризма: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т.д.

В регионе сформирована сеть домов отдыха и здравниц. Среди них "Санаторий им. В.В. Володарского", "Санаторий им. С.М. Кирова", санатории "Надежда", "Березовая роща", "Полесье", "Хопровские зори", турбаза и отель "Чистые пруды", "Кленовая роща", турбаза "Агротур", "Белая гора", "Эко-клуб", горнолыжный курорт "Ива", расположенные в экологически чистых районах на берегу рек, озер и Сурского водохранилища. У пензенских санаториев есть своя особенность: применение лечебных хлоридно-натриевых слабощелочных минеральных вод для внутреннего потребления и принятия лечебных ванн.

В Пензенской области развита индустрия гостеприимства. Прием гостей области осуществляют гостиницы "Россия", "Пенза", "Heliopark Residence", "Буртасы", "От и до", "Для Вас", "Ласточка", "Кагау", "Пенза-1", "Виктория", туристские комплексы "Русская охота", "Кленовая роща", "Сосновый бор", "Серебряный бор", "Александрия", "Никоново", "Кристалл" и другие.

На территории Пензенской области находится более 200 памятников истории и архитектуры, музеи-заповедники, живописные зоны отдыха, охоты и рыболовства. Пензенская область имеет богатейшее историко-культурное наследие, которое включает в себя ценнейшие мемориальные объекты, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, литературы. В их числе крупнейшие писатели, поэты - М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Куприн, А.Г. Малышкин, деятели искусства - В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, К.А. Савицкий, А.В. Лентулов, ученые - В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев, П.Н. Яблочков, врачи - Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Филатов, Г.А. Захарьин, государственные деятели - М.М. Сперанский, А.Б. Куракин, С.Ф. Голицын, ряд других известных исторических лиц.

Одним из приоритетных направлений в развитии туризма в настоящее время становится развитие сельского туризма как сектора современной туристской индустрии. Пензенская область обладает достаточным природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения иностранных туристов.

Необходимо отметить, что сельский туризм это не только проживание туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры сельского туризма, которая включает хорошие транспортные сообщения между населенными пунктами, место проведения досуга, службы, оказывающие различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость должен постоянно ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.

В настоящее время Правительством Пензенской области создана электронная база данных объектов сельского туризма. В сельском туризме задействованы местные жители, готовые организовать прием туристов на своих подворьях в Кузнецком, Наровчатском, Никольском, Сосновоборском, Тамалинском, Городищенском, Земетчинском районах области. Информация о жителях, которые могут принять туристов, а также организовать для них досуговую деятельность, размещена на сайте www.welcome2penza.ru в разделе "Места отдыха", "Места для охоты и рыбалки". Потребителями такого турпродукта могут бытьсемьисдетьми, пожилые люди, компании молодых людей, люди, увлекающиеся спортом и активным отдыхом.

Изменения, внесенные в декабре 2008 года в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), предоставили органам местного самоуправления муниципальных образований полномочия по созданию условий для развития туризма.

В помощь органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации принятых полномочий в 2012 году разработано методическое пособие для фермеров, бизнесменов, специалистов социальной сферы и т.п. по организации туризма на селе в Пензенской области. Для участия в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы" в части субсидирования расходов на софинансирование разработки и изготовления инвестиционных проектов и проектной документации по объектам туризма, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов. Субсидирование расходов на содержание, строительство и развитие инфраструктуры туризма, приобретение основных фондов, инвентаря, снаряжения и туристской навигации органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области предложено разработать муниципальные программы развития туризма.

В настоящее время самостоятельные программы по развитию туризма разработаны в 19 районах области (Белинский, Бековский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Каменский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Неверкинский, Никольский, Спасский, Сосновоборский, Сердобский, Тамалинский, Шемышейский).

В рамках развития сельского туризма в области строятся фольклорные деревни в Бессоновском, Наровчатском, Земетчинском районах. Реализация проектов будет способствовать развитию инфраструктуры, обеспечению занятости сельского населения, повышению качества жизненного уровня сельских жителей. Городских жителей сельский туризм обеспечит доступным и качественным отдыхом.

Особый интерес представляет создание музея под открытым небом "Золотаревское городище" на месте археологических раскопок уникального средневекового памятника возле пос. Золотаревка. В рамках проекта предлагается построить дополнительно: гостиничный комплекс с объектами культурно- развлекательного и оздоровительного назначения, аквапарк, SPA-центры, яхт-клуб. В санатории круглогодичного действия "Березовая роща", расположенного в живописном лесу на берегу Сурского водохранилища и располагающего прекрасной лечебной базой на основе минеральных вод запланировано создание SPA-курорта.

Однако туристский потенциал области используется далеко не в полной мере. Разнообразные традиционные фольклорные праздники, проходившие в 18-19 веках, в настоящее время утрачены и забыты. Лишь в немногих местах возрождаются старинные и древние традиции. Например, сценарий народного гуляния, восстановленный на основании архивных документов и исторического материала, ежегодно воспроизводится в с.Радищево Кузнецкого района. Там немалый интерес у туристов вызывает театрализованная "Тихвинская ярмарка". Туроператоры готовы активно использовать подобные мероприятия и включать их в туристические маршруты по событийному туризму.

На территории области не хватает действующих эффективных механизмов помощи предприятиям туристской сферы в организации качественного обслуживания гостей и единых стандартов, которые смогут гарантировать определенный уровень обслуживания. Невысокое качество обслуживания в сфере туризма объясняется необходимостью подготовки кадров туристкой сферы на базе среднеспециальных и высших учебных заведений области. Качественное обслуживание в сфере туризма должно использоваться как инструмент для повышения конкурентоспособности каждого отдельно взятого предприятия и всего туристского направления области. Следует отметить, что в Пензенской области обучением по специальности в сфере туризма занимаются: один университет, две академии, многопрофильный колледж и один учебный центр.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура;

- слабая конкурентоспособность туристского продукта в Пензенской области;

- незначительный объем притока инвестиций в сферу туризма;

- невысокое качество обслуживания туристов;

- недостаточная поддержка социального и самодеятельного туризма, в т.ч. в муниципальных образованиях области;

- недостаточно эффективно обеспечивается правовая, организационная, экономическая и информационная среда для развития туристских связей в Пензенской области, слабо развито межрегиональное взаимодействие в сфере туризма;

- слабо развита сувенирная торговля на местах, а в ряде местностей сувенирная торговля отсутствует.

Анализ конкурентных преимуществ и слабых сторон Пензенской области на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, прежде всего со стороны Правительства Пензенской области, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в регионе.

Вместе с тем, в рамках действующей в области долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы", туристский продукт Пензенской области активно продвигается единой выставочной экспозицией на международных туристских выставках и ярмарках. На безвозмездной основе предоставляется государственная услуга по продвижению турпродукта туроператоров Пензенской области посредством предоставления возможности участия в единой выставочной экспозиции Пензенской области на российских и международных выставках и ярмарках. Для формирования уникального образа Пензенской области разрабатывается и изготавливается презентационная продукция.

В Пензенской области работают механизмы и создаются новые условия для развития предпринимательства в сфере туризма, в т.ч. малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка в развитии туризма предусмотрена в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 годы". Программа предусматривает субсидирование в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России бизнес-проекта в данной отрасли, поручительство перед банком при кредитовании, возмещение затрат на регистрацию, открытие расчетного счета, изготовление печатей, получение лицензии и сертификатов вновь создаваемых юридических лиц малого и среднего предпринимательства, предоставление микрозаймов, предоставление субсидий вновь зарегистрированным действующим менее одного календарного года малым предприятиям (индивидуальным предпринимателям).

Стимулируется работа органов местного самоуправления в разработке самостоятельных программ по развитию туризма. На средства долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы" субсидируются расходы на содержание инфраструктуры сельского туризма и софинансируются инвестиционные проекты по развитию сельского туризма.

Инвестору действующее законодательство предусматривает такие виды господдержки, как льготы по налогам на прибыль организаций, льгота по налогу на имущество, предоставление государственных гарантий Пензенской области, а также иные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»