Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2014 года N 594-П

О государственной программе Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 16.12.2015 N 623-П.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2015 N 214-П, от 12.08.2015 N 387-П, от 21.10.2015 N 543-П)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Челябинской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области" Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ






Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 19 ноября 2014 года N 594-П

Государственная программа Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы"

(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2015 N 214-П, от 12.08.2015 N 387-П, от 21.10.2015 N 543-П)


 Паспорт государственной программы Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015 - 2017 годы"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития области)

Соисполнители государственной программы

-

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 30.04.2015 N 214-П)

Основные цели государственной программы

-

создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие развитию прогрессивных форм ведения бизнеса и цивилизованной конкурентной среды

Основные задачи государственной программы

-

выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;

содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки, популяризация региональных торговых марок Челябинской области;

развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

расширение перечня форм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности;

развитие системы социального партнерства и повышение социальной ответственности бизнеса, уровня деловой культуры и качества обслуживания населения за счет развития передовых технологий ведения бизнеса

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

предоставление в 2015 году субсидии местным бюджетам не менее 36 муниципальных образований Челябинской области на содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

предоставление в 2015 году субсидий не менее 70 субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов;

создание в 2015 году субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями мер финансовой поддержки, предусмотренных настоящей государственной программой, не менее 140 новых рабочих мест;

заключение в 2015 году не менее 175 кредитных договоров (договоров лизинга, договоров о предоставлении банковской гарантии) субъектами малого предпринимательства под поручительство некоммерческой организации - Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.10.2015 N 543-П)

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2015 - 2017 годах в два этапа:

I этап - 2015 год;

II этап - 2016 - 2017 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований государственной программы - 438190,0 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 417194,0 тыс. рублей;

2016 год - 10498,0 тыс. рублей;

2017 год - 10498,0 тыс. рублей,

из них средства областного бюджета - 55890,0 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 36894,0 тыс. рублей;

2016 год - 9498,0 тыс. рублей;

2017 год - 9498,0 тыс. рублей,

средства федерального бюджета - 382300,0 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 380300 тыс. рублей;

2016 год - 1000 тыс. рублей;

2017 год - 1000 тыс. рублей

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.10.2015 N 543-П)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

предоставление субсидий местным бюджетам 36 муниципальных образований Челябинской области на содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

предоставление субсидий не менее 70 субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов;

создание субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями мер финансовой поддержки, предусмотренных настоящей государственной программой, не менее 140 новых рабочих мест;

заключение не менее 175 кредитных договоров (договоров лизинга, договоров о предоставлении банковской гарантии) субъектами малого предпринимательства под поручительство некоммерческой организации - Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 21.10.2015 N 543-П)

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", развитие субъектов малого и среднего предпринимательства определено как одна из "точек роста" экономики Челябинской области по причине их мобильности, способности быстро адаптироваться под ситуацию, создавать новые рабочие места. Организации малого и среднего бизнеса присутствуют во всех отраслях экономики Челябинской области, в их деятельность вовлечены все социальные группы населения.

По итогам 2013 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 124,3 тысячи единиц, в том числе: 38,6 тысячи малых предприятий - юридических лиц, 84,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1 тысяча крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 средних предприятий - юридических лиц.

Из числа средних предприятий - юридических лиц 33,1 процента действуют в сфере торговли, 30,8 процента - в обрабатывающих производствах, 15,6 процента приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.

Малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", составляют более 43 процентов от всех малых предприятий - юридических лиц. Малые предприятия - юридические лица с основными видами деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составляют в суммарном выражении 11,5 процента от общей численности малых предприятий - юридических лиц, а малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Строительство", - 11,2 процента.

Основной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По состоянию на 1 января 2014 года среднесписочная численность граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, составила 563,7 тысячи человек (33,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).

Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых и средних предприятиях Челябинской области работают более 20 тысяч человек.

В среднем на одном малом предприятии - юридическом лице работают 6 человек, на среднем предприятии - юридическом лице - 99 человек. Наиболее крупными по средней численности работников среди предприятий малого и среднего бизнеса Челябинской области являются:

среди малых предприятий - юридических лиц - предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (14 человек в расчете на одно предприятие), предприятия обрабатывающей промышленности (11 человек в расчете на одно предприятие);

среди средних предприятий - юридических лиц - предприятия в сфере добычи полезных ископаемых (186 человек в расчете на одно предприятие), сельского и лесного хозяйства (151 человек в расчете на одно предприятие), предприятия обрабатывающей промышленности (136 человек в расчете на одно предприятие) и строительные предприятия (120 человек в расчете на одно предприятие).

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий - юридических лиц в 2013 году имела тенденцию к росту. По сравнению с 2012 годом среднемесячная заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 8,8 процента и составила 14,1 тысячи рублей. Среднемесячная заработная плата лиц, работающих на средних предприятиях - юридических лицах, увеличилась незначительно (на 2,6 процента по сравнению с 2012 годом) и составила на 1 января 2014 года 20 тысяч рублей.

Оборот малых предприятий - юридических лиц составил в 2013 году 483,1 млрд. рублей. Наибольший вклад в формирование оборота малых организаций вносят предприятия сферы торговли, обрабатывающие производства и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.

Суммарный оборот средних предприятий - юридических лиц в 2013 году составил 87,4 млрд. рублей. Оборот средних предприятий - организаций оптовой и розничной торговли составил 44 процента от суммарного оборота средних предприятий - юридических лиц в 2013 году, доля оборота средних предприятий обрабатывающей промышленности в суммарном обороте предприятий - юридических лиц в 2013 году составила 33,9 процента, а доля оборота средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере строительства, - 7,3 процента.

С каждым годом растет вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Челябинской области. Более трети оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса.

На малые и средние предприятия приходится:

100 процентов производства нетканых материалов, дверей и дверных коробок из полимерных материалов;

99,9 процента производства окон и оконных коробок, подоконников из полимерных материалов;

88,8 процента производства рыбных пресервов;

53,2 процента оборота оптовой торговли.

Качественное развитие потребительского рынка, включая торговлю и услуги населению, общественное питание, способствует созданию благоприятных условий для продвижения продукции различных отраслей, что оказывает позитивное влияние на экономику в целом.

Существенный вклад потребительского рынка в развитие малого и среднего предпринимательства в регионе объясняется преобладающей долей субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на потребительском рынке, в общей структуре малого и среднего предпринимательства Челябинской области: более 45 процентов от числа малых и средних предприятий - юридических лиц приходится на организации сферы торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса.

Развитие потребительского рынка также содействует повышению уровня занятости населения Челябинской области, обеспечивая рабочими местами значительную часть населения трудоспособного возраста, в том числе граждан, перешедших в статус безработных в результате спада производства, закрытия предприятий и по другим причинам. Зачастую самореализация предприимчивых граждан, молодежи в бизнесе начинается именно с торговли, что свидетельствует о ее значительной роли в обеспечении самозанятости населения. Доля занятых в сфере потребительского рынка среди малых и средних предприятий - юридических лиц превышает 28 процентов. По данным муниципальных образований Челябинской области, за последние три года создано 9,8 тысячи новых рабочих мест в сфере потребительского рынка, в том числе 3,1 тысячи - в 2013 году.

Потребительский рынок - динамично развивающаяся отрасль экономики. По данным муниципальных образований Челябинской области, только в 2013 году создано более 750 новых предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Положительная динамика развития потребительского рынка в последние годы обусловлена ростом денежных доходов населения и заработной платы работников. Так, в 2013 году оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,1 процента в сопоставимых ценах (в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6 процентов) и составил 506,4 млрд. рублей. В структуре источников формирования оборота розничной торговли растет роль торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), - в 2013 году их доля составила 95,7 процента (в 2012 году - 92,7 процента, в 2011 году - 93,1 процента).

В 2012 - 2013 годах увеличивался объем платных услуг, предоставляемых населению. В 2013 году он увеличился по сравнению с 2012 годом на 2,7 процента (в 2012 году прирост составлял 0,2 процента к уровню 2011 года) и составил 120,7 млрд. рублей. Структура платных услуг достаточно устойчива и на 75,1 процента сформирована за счет услуг населению "обязательного" характера (жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи).

Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере общественного питания в 2011 - 2012 годах снизился в сравнении с предыдущими годами. Однако в 2013 году предприятия общественного питания показали положительную динамику - 107,8 процента по отношению к уровню 2012 года с оборотом 20,3 млрд. рублей.

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка способствует "здоровой" конкуренции в данной отрасли, стабилизации уровня цен, не позволяя крупным "игрокам" (торговым сетям) диктовать свои условия на рынке.

2. Вместе с тем согласно опросам субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимым общественными объединениями предпринимателей, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив", по результатам исследования предпринимательского климата в России "Индекс ОПОРЫ", проводимого общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", выявлен ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства:

1) нестабильность федерального законодательства;

2) высокий уровень инфляции;

3) наличие административных барьеров;

4) недостаток залогового обеспечения при получении кредитных средств;

5) слаборазвитая система микрофинансирования;

6) изношенность оборудования;

7) высокая арендная плата за нежилые помещения и низкая доступность земельных участков;

8) недостаточная конкурентоспособность местных производителей, сложности сбыта продукции и входа в сетевые торговые объекты, трудности в продвижении товаров (работ, услуг) на межрегиональные и международные рынки;

9) недостаток квалифицированных кадров.

Решение указанных проблем программными методами предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Государственная программа разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона, создания благоприятного предпринимательского климата, способствующего развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, и является логическим продолжением ранее действовавших областных целевых программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и государственной программы Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 332-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год". Практика доказала правильность выбора программного метода как основного в области управления процессами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а аналитическая оценка результатов реализации ранее действовавших областных целевых программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и указанной государственной программы Челябинской области позволила сделать вывод о поступательном развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Комплексный подход обеспечит наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целей.

3. В государственной программе используются следующие основные понятия:

субъекты малого и среднего предпринимательства - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, отвечающие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

субъект женского предпринимательства - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая женщинам, составляет не менее 51 процента и руководителем которого является женщина;

субъект семейного предпринимательства - субъект малого предпринимательства, руководителем и учредителями которого являются физические лица - супруги, близкие родственники. Круг близких родственников определяется в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

субъект молодежного предпринимательства - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая лицам в возрасте от 18 до 30 лет (включительно), составляет не менее 51 процента и руководителем которого является лицо в возрасте от 18 до 30 лет (включительно);

начинающий предприниматель (субъект малого предпринимательства на ранней стадии деятельности) - субъект малого предпринимательства, осуществляющий деятельность не более трех лет с момента государственной регистрации;

бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей - организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии деятельности, осуществляющих инновационную деятельность, и субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных групп населения путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских, юридических услуг. Требования к порядку предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в государственном бюджетном учреждении Челябинской области "Инновационный бизнес-инкубатор" приведены в приложении 1 к государственной программе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»