Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 22 октября 2013 года N 332-П

О государственной программе Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2014 N 190-П, от 03.07.2014 N 309-П, от 28.11.2014 N 653-П)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Челябинской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области" Правительство Челябинской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год".

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П "Об областной целевой Программе развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012 - 2014 годы" (Южноуральская панорама, 10 декабря 2012 г., N 298, спецвыпуск N 67);

2) постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 года N 99-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П" (Южноуральская панорама, 28 апреля 2012 г., N 60, спецвыпуск N 13);

3) постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 года N 294-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П" (Южноуральская панорама, 14 июля 2012 г., N 105, спецвыпуск N 25);

4) постановление Правительства Челябинской области от 31.07.2012 года N 402-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П" (Южноуральская панорама, 15 сентября 2012 г., N 141, спецвыпуск N 34);

5) постановление Правительства Челябинской области от 04.10.2012 года N 526-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П и признании утратившим силу постановления Правительства Челябинской области от 20.06.2012 года N 293-П" (Южноуральская панорама, 13 октября 2012 г., N 156, спецвыпуск N 37);

6) постановление Правительства Челябинской области от 24.10.2012 года N 584-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П" (Южноуральская панорама, 13 ноября 2012 г., N 174, спецвыпуск N 42);

7) постановление Правительства Челябинской области от 29.04.2013 года N 196-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2011 года N 394-П".

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Председатель
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 332-П

Государственная программа Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области

от 30.04.2014 N 190-П, от 03.07.2014 N 309-П,
от 28.11.2014 N 653-П)

Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2014 год"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития области)

Соисполнители государственной программы

-

Министерство культуры Челябинской области;
Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области;

Министерство сельского хозяйства Челябинской области; Главное управление молодежной политики Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;

Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области";

общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (по согласованию);

общественные координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (по согласованию)

Основная цель государственной программы

-

обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Челябинской области, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области

Основные задачи государственной программы

-

обеспечение занятости населения, развитие деловой активности населения за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;

выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;

повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок;

качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение способов доступа к финансовым ресурсам;

повышение социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства, укрепление системы социального партнерства

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

количество малых и средних предприятий - юридических лиц, тысяч единиц;

доля среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) всех предприятий и организаций, процентов;

доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций, процентов

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

2014 год.
Государственная программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования - 210523,36 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 49247,96 тыс. рублей;

средства федерального бюджета - 161275,40 тыс. рублей

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 03.07.2014 N 309-П)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

увеличение количества малых и средних предприятий - юридических лиц с 35,7 тысячи единиц (в 2012 году) до 36,4 тысячи единиц;
увеличение доли среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без учета внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 23,6 процента (в 2012 году) до 24,3 процента;
увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций с 20,8 процента (в 2012 году) до 23,2 процента


В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 N 890 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", развитие предпринимательства включено в перечень "точек ускоренного роста" экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.

Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:

формирование конкурентной среды, цивилизованных рыночных отношений;

расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг);

снижение социальной напряженности на рынке труда;

повышение общего уровня доходов населения;

влияние предпринимательской деятельности на формирование бюджетов всех уровней;

формирование положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности.

Государственная программа является логическим продолжением ранее действовавших областных целевых программ и разработана в целях обеспечения благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства.

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. В Челябинской области в течение почти пятнадцати лет развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программно-целевого метода. Данный метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, применяемый с учетом реального состояния дел в малом и среднем бизнесе, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед Челябинской областью, возможностей областного бюджета, полностью себя оправдывают. Комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целей.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вопросы развития малого и среднего предпринимательства, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации, должны быть решены на областном и муниципальном уровнях в процессе реализации региональных и муниципальных программ.

2. Анализ ситуации в развитии малого и среднего предпринимательства показывает, что это одна из наиболее динамично развивающихся сфер. По итогам 2012 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 138,2 тысячи единиц, в том числе: 35,2 тысячи малых предприятий - юридических лиц, 101,4 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1,1 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 456 средних предприятий - юридических лиц.

Если говорить о структуре предприятий, то 31,8 процента средних предприятий - юридических лиц действуют в сфере торговли, 25,2 процента - в обрабатывающих производствах, 16,0 процента приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.

Малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", составляют более 41 процента от всех малых предприятий - юридических лиц. Предприятия с основными видами деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составляют в суммарном выражении 11,4 процента малых предприятий, "Строительство" - 10,7 процента.

Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. На 1 января 2013 года среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 578,8 тысячи человек (34,6 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).

Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых и средних предприятиях работают более 20 тысяч человек.

В среднем на одном малом предприятии - юридическом лице работают 7 человек, на среднем предприятии - юридическом лице - 99 человек. Наиболее крупными по числу работающих стали:

на малых предприятиях - организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (18 человек в расчете на одно предприятие), обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых (13 человек);

на средних - предприятия в сфере добычи полезных ископаемых (202 человека в расчете на одно предприятие), обрабатывающие производства (154 человека) и строительные предприятия (118 человек).

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий - юридических лиц имела тенденцию к росту. По сравнению с 2011 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 6,5 процента и составила 13,0 тысячи рублей. На средних предприятиях заработная плата увеличилась более существенно (10,3 процента) и составила на 1 января 2013 года 19,4 тысячи рублей.

Оборот малых предприятий - юридических лиц с 2011 года сократился на 1,6 процента (в действующих ценах) и составил в 2012 году 479,6 млрд. рублей. Сокращение показателя обусловлено переходом в I квартале 2012 года около 50 малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере торговли, по показателю "Оборот" в категорию средних. Наибольший вклад в формирование оборота малых организаций вносят предприятия сферы торговли, обрабатывающие производства и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.

Что касается оборота средних предприятий - юридических лиц, то в 2012 году он составил 93,4 млрд. рублей, увеличившись относительно 2011 года на 25,7 процента (в действующих ценах). Организации оптовой и розничной торговли занимают первое место в обороте средних предприятий - 42,4 процента, на втором месте - обрабатывающие производства (35,3 процента), далее следуют предприятия строительства (8,7 процента).

С каждым годом растет вклад предпринимательства в экономику Челябинской области. Более четверти оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса.

На субъекты малого предпринимательства (малые предприятия - юридические лица и индивидуальные предприниматели) приходится:

36 процентов областного объема платных услуг (особенно значительна доля на рынке туристских услуг (99,8 процента), бытовых услуг (88,3 процента));

50,5 процента производства пищевой рыбной продукции;

71 процент оборота розничной торговли;

81,1 процента производства минеральной воды;

87,5 процента выловленной рыбы.

3. Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Челябинской области и с учетом мнения предпринимательского сообщества выявлен ряд сдерживающих факторов:

1) нестабильность федерального налогового и бюджетного законодательства;

2) территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований Челябинской области, недостаточное финансовое обеспечение за счет средств местных бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) недостаток "коротких" и дешевых кредитных ресурсов, недостаточное развитие системы микрофинансирования в муниципальных образованиях Челябинской области;

4) высокий износ основных средств в сфере малого и среднего предпринимательства;

5) низкий уровень инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал;

6) высокий уровень конкуренции, особенно в крупных городах;

7) увеличение тарифной нагрузки на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;

8) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

9) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных аспектах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Челябинской области, отдаленных от областного центра;

10) низкий уровень социальной ответственности работодателей.

Для эффективного решения перечисленных проблем малого и среднего бизнеса необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную координацию действий всех заинтересованных сторон: органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.

4. В государственной программе используются следующие основные понятия:

субъекты малого и среднего предпринимательства - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, отвечающие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

субъект женского предпринимательства - субъект малого предпринимательства, в уставном капитале которого доля, принадлежащая женщинам, составляет не менее 51 процента и руководителем которого является женщина;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»